Результаты исследования по проблеме формирования ЗОЖ учащихся на базе Зубово-Полянского педагогического колледжа

Разделы: Социальная педагогика


Одним из основных направлений деятельности колледж считает работу по формированию здорового образа жизни учащихся, активное поддерживание физического и психического здоровья студентов, оказание индивидуальной помощи учащимся на основе педагогической, психологической, медицинской диагностики, проведение "обучения здоровью".

Необходимым результатом жизнедеятельности студента в пространстве образовательного процесса является его социализация, т.е. воспитание и самовоспитание учащегося как социально-активной личности с твердой жизненной позицией и навыками адаптации к условиям социальной среды. Приоритетным направлением данного процесса является формирование устойчивых нравственных ориентиров, осознание негативности отклоняющегося поведения, такого как табакокурение, наркомания и токсикомания, употребление спиртных напитков, нарушение моральных и правовых норм.

Главной целью предпринятого нами исследования на базе ГОУ СПО «Зубово-Полянский педагогический колледж»  стало изучение закономерностей влияния современной системы образования на здоровье учащихся и  разработка системы сохранения и формирования здорового образа жизни молодежи  через личностно-ориентированный подход к оздоровлению, образованию и воспитанию учащихся.

Мы считаем, что разнообразие форм воспитательной работы, с учетом современных методик, повышает эффективность профилактической работы со студентами, т.к. они получают больше знаний о здоровом образе жизни, у них формируется негативное отношение к курению, алкоголю, наркотикам.

Выпускник колледжа должен быть личностью духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем,  здоровьем других и формировать его.

В течение последних  лет в колледже были  внедрены  уроки психологического развития, уроки педагогики здоровья. Постепенно адаптируя учащихся к представлениям о здоровье, культуре здоровья, навыкам и представлениям о здоровом образе жизни, внедряем вопросы здоровья в содержание большинства предметов. Учащиеся высоко мотивированы на эти занятия, так как все программы предполагают деятельностную парадигму усвоения материала и привития полезных навыков. Занятия проводятся в тренинговом  безотметочном режиме.

Так, при проведении мониторинга было выявлено, что здоровым образом жизни  студенты считают занятие спортом – 70 человек (34%); примерно одинаковый процент студентов, которые негативно относятся к выпивке и курению: отрицательно отношение к алкоголю – 35 человек (17%) и курению –  28 человек (13%). К здоровому образу жизни относят полноценную духовную жизнь 30 человек (15%). (Приложение 1)

Хотят придерживаться принципов здорового образа жизни, в том числе и частично 180 человек (87%).

Мы считаем, что исследования в области здоровьесбережения стимулируют развитие личности учащихся, мы активным образом привлекаем студентов к участию в исследовательской работе и результаты наши весьма показательны.

Выводы. Результаты показывают высокий уровень осведомленности студентов  о знаниях здорового образа жизни, желание придерживаться принципов ЗОЖ.

Однако, классным руководителям и психологу в дальнейшей работе со студентами следует обратить внимание на указанные проблемы – высокий процент (39%) молодежи не считают проституцию пагубным занятием;  уровень тревожности, агрессии – выше среднего, надо попытаться устранить их и стать опорой в трудную минуту для юношей и девушек.

Для того чтобы эффективно проводить профилактическую и воспитательную работу среди студентов колледжа необходимо представить степень распространения вредных привычек среди учащихся разных групп. Данные должны быть использованы классными руководителями, учитываться врачом, курирующим профилактическую работу в колледже, представлены родителям и вынесены на обсуждение в Совет колледжа, чтобы совместно наметить конкретные направления и формы работы.

Диагностика по изучению влияния пагубных привычек предполагает раскрытие следующих вопросов:

  1. Распространенность и масштабы явлений (пробовал ли курить, алкоголь и наркотики, употребляешь ли в настоящее время)
  2. Когда я начал употреблять (в каком возрасте, почему решил попробовать, регулярно ли употребляешь, чем это было вызвано)
  3. Влияние социально-экономической неустроенности на злоупотребление алкоголем, табакокурением, употреблением наркотиков (доход семьи, живет ли с обоими родителями, работают ли родители, часто ли бывают в семье конфликты)
  4. Влияние факторов социокультурного уровня
  5. Желание расстаться с вредными привычками.

Ответы на вопросы, сформулированные на основе этих понятий, помогли, во-первых, дать структурную картину распространенности курения, злоупотребления алкоголя, наркотиков среди молодежи, позволили выявить значение тех или иных факторов в формировании вредных привычек.

В связи с тем, что основной целью опроса является анализ, то большая часть вопросов была направлена именно на интересующий нас сегмент – студентов с негативным поведением, имея целью выявить различия в их установках и поведении.

В ходе исследования мы опрашивали студентов Зубово-Полянского педагогического колледжа от 15 до 20 лет.

При  проведении данной части исследования  получили  показатели, которые представили в виде гистограмм.

Проведя данную анкету-опрос, результаты показали, что 50-65% наших студентов имеют пагубные привычки.

Далее мы выясняли, насколько наши студенты зависимы от курения. Для этого был использован тест, который состоял из 8 вопросов. Тест проводился анонимно – это является необходимым требованием для проведения эксперимента (Приложение 2)

Результаты были получены в ходе суммирования баллов. За каждый ответ на вопрос студенту определялось определенное количество баллов, указанных в тесте.

Если студент набрал:

0-3 баллов – это говорит о том, что его организм еще не успел свыкнуться с курением. Ему будет легче бросить курить.
4-6 баллов – набрали те студенты, которые уже пристрастились к сигаретам. Им нужно бросать курить.
7-9 баллов – организм студентов, набравших данное количество баллов, уже зависимы от никотина. Если они будут продолжать так же много курить, положение быстро ухудшится.
10 и более баллов – здесь можно считать, что эти студенты уже прикованы к сигарете. Чтобы бросить курить, им понадобится много терпения и силы воли.

Результаты опроса студентов первых курсов представлены по годам исследования.

Гистограмма 1

Это же анкетирование было проведено на выпускном курсе. Результаты представлены на гистограмме 2.

Гистограмма 2

Сравнив графики, можно сделать вывод, что к окончанию учебы в колледже некурящих студентов стало больше.

При проведении воспитательной работы по пропаганде  здорового образа жизни, профилактике зависимостей (курение, алкоголизм, наркомания), пропаганде физкультуры и спорта, выработке теоретических знаний и убеждений о ЗОЖ в педагогическом колледже используются следующие формы работы: Конкурс рисунков и плакатов о ЗОЖ (Приложение 3); сочинения, стихи (Приложение 4); вечера вопросов и ответов (на эти мероприятия приглашаются врачи – нарколог, гинеколог, психолог и другие специалисты – в зависимости от анализа собранных вопросов); тематические классные часы; обсуждение проблемных вопросов проводится в клубе «Альтернатива».

Мы обратили внимание на  проблемное отношение молодежи к проституции и большой интерес к вопросу раннего вступления в брак.

Автор работы провёл исследование методом анкетирования на тему: «Мотивы и средний возраст вступления в брак» среди 25 студентов 4  курса ГОУ СПО «Зубово-Полянский педагогический колледж» (Приложение 5).

Как и предполагалось, студенты 4 курса уже задумываются о своём браке. Об  этом свидетельствует статистика опроса: 90% опрошенных уже в блажащем будущем видят свою супружескую жизнь, и только 10% респондентов не задумываются о семейных узах. Радует то, что 75% студентов хотят вступить в брак, руководствуясь мотивом «любовь», и лишь 5% – по другим мотивам: общность интересов. Но настораживает 15%, которые определяют мотивом вступления в брак физическое влечение и 5% стереотип («все так поступают»).
Также выяснилось, что предполагаемый средний возраст вступления в брак у молодых людей является возраст 21-25 лет, а у девушек – 22 лет.

Интересным оказался ответ на четвёртый вопрос: «В каком возрасте вступили в брак Ваши родители». Оказалось, что средний возраст вступления в брак у мужчин был 22 года, а у женщин – 20 лет.  Большинство родителей, также как и их дети, руководствовались самым, наверное, главным мотивом вступления в брак – любовью. Лишь немногие были вынуждены (беременность невесты) вступить в брак. 78% родителей живут сейчас вместе, и срок их совместной жизни достигает 21-26 лет.

100% опрошенных отметили то, что брак их родителей зарегистрирован или был зарегистрирован.

Итак,  молодые люди и девушки видят свою будущую семью, основанную на любви, отрицательно относятся к ранним бракам, предполагают юридически оформлять свои отношения, что показывает высокий уровень  ответственности  к созданию семьи.

Наше исследование было направлено на изучение отношений студентов к своему здоровью, ведению здорового образа жизни.

В результате исследования были определены следующие тенденции:

1. Педагогический колледжа создаёт условия  для успешной пропаганды здорового образа жизни среди молодежи. В распоряжении колледжа имеются значительные ресурсы для проведения целенаправленной работы по предупреждению вредных привычек в образовательной среде.
2. Введение в план воспитательной работы таких мероприятий как: «День здоровья», акций «Молодежь за здоровый образ жизни: конкурс плакатов, стихов, сочинений, презентаций» и т.п.  способствует повышению уровня валеологической культуры учащихся.
3. На протяжении трех лет ведется исследование, которое подтверждает выдвинутую нами гипотезу о том, что система психолого-педагогических занятий формирует негативное отношение к курению, употреблению алкоголя, наркотиков, способствует введению здорового образа жизни.

Таким образом, наше исследование и результаты других показывают, что в распоряжении колледжа имеются значительные ресурсы для проведения целенаправленной работы по предупреждению вредных привычек в образовательной среде.