"Интегрированный урок литературного чтения (с музыкой, ритмикой и информатикой) на тему «А.Н.Толстой "Золотой ключик, или Приключения Буратино». 2-й класс"

Разделы: Литература, Информатика, Музыка, Начальная школа

Класс: 2


Цели:

Обучаюшие:

  • Обобшить знания учащихся по прочитанному произведению
  • Расширить кругозор учащихся по теме “Авторские сказки”
  • Продолжить знакомство с понятием “повесть-сказка”
  • Учить детей определять характеры героев через исследование их поступков
  • Активизировать познавательный интерес детей разнообразием форм, методов, средств обучения

Развивающие:

  • Развивать навык выразительного чтения
  • Развивать речь учащихся, умение вести учебный диалог, отстаивать свою точку зрения
  • Развивать память, мышление, любознательность, внимание
  • Развивать умение анализировать свои поведение через поступки литературных персонажей

Воспитывающие:

  • Воспитывать культуру труда
  • Воспитывать положительное отношение к окружающему миру, к людям
  • Воспитывать интерес к чтению произведений большого объема
  • Воспитывать чувство товарищества, дружбы, отзывчивости, взаимовыручки, взаимопомощи

Оборудование:

  • Учебники “Литературное чтение. 2 класс. Э.Э.Кац”
  • Рабочие тетради к учебнику “Литературное чтение. 2 класс.Э.Э.Кац”
  • Выставка книг А.Н.Толстого “Золотой ключик, или Приключения Буратино” в разных изданиях.
  • Выставка книг К.Коллоди “Пиноккио” на русском, итальянском, английском и немецком языках в разных изданиях.
  • Выставка аудио- и видео-носителей с мультипликационными фильиами и фильмами-сказками о Пиноккио и Буратино.
  • Карточки с отрывками из текста сказки с характеристикой героев.
  • Карточки-алгоритмы “Закопай червонцы”.
  • Карточки с терминами по информатике.
  • Таблица волшебных терминов из сокровищницы Музыки.
  • Декорации из любимых игрушек.
  • Выставка отзывов, рисунков, аппликаций, поделок по теме проекта.
  • Элементы костюмов сказочных персонажей.
  • Пректная папка.
  • Ноутбук.
  • Экран.
  • Синтезатор.
  • Модель “Планета Знаний” (электрифицированная).

Приложение 1

Ход урока

1. Организационный момент

Звучат волшебные позывные…
На экране – слайд с текстом стихотворения.

Учитель:

Далеко, на теплом море
Появился вдруг мальчишка –
Деревянный, с длинным носом,
Про него создали книжку.
В книжке много приключений
Тот мальчишка испытал,
Золотой волшебный ключик
Он, в конце концов, достал.
Черепахою Тортилой
Был подарен ключик сей,
И еще мальчишка встретил
Добрых, преданных друзей.
Хоть пришлось ему несладко –
Был повержен Карабас.
Как та книжка называлась?
Вы мне скажете сейчас?

Дети: “Золотой ключик, или Приключения Буратино”.

Учитель: Сегодня на уроке мы постараемся сделать выводы по прочитанному вами произведению “Золотой ключик, или приключения Буратино.”

Но прежде, чем делать какие-то выводы, надо вспомнить основные эпизоды, героев. Мы много говорили об этой сказке, читали ее, писали отзывы, рисовали ее героев, делали аппликации, изготавливали поделки, мастерили элементы костюмов, побывали на экскурсии в музее Буратино и Пиноккио, смотрели и сравнивали мультипликационные и художественные фильмы, учили песни, танцы, слушали музыку из фильма-сказки – все это наша с вами проектная деятельность.

И сегодня мы расскажем о ней. Прошу вас работать внимательно, быстро, дружно.
На уроке у нас гости. Поприветствуйте их, пожалуйста.
Вместе с нами урок готовили учитель музыки и ритмики Ирина Владимировна и учитель информатики Анна Евгеньевна.
Пожелаем друг другу удачи.

II. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности на уроке. Повторение ранее изученного материала

Презентация (название произведения, А.Толстой, К.Коллоди, Пиноккио, Италия).
На экране, сопровождающая работу в группах.

Групповая деятельность:

  • Кто является автором этого произведения? (Группа “Литературоведы”)
  • Книга какого автора послужила для А.Толстого толчком к созданию
  • “Золотого ключика”? (Группа “Историки”)
  • Какая страна-родина этих двух героев? (Группа “Страноведы”)

Фронтальный опрос:

  • Какая денежная монета была в обиходе у жителей города в сказке?
  • Почему автор назвал своего главного героя Буратино?
  • Кто первым нашел полено, из которого потом смастерили Буратино?
  • Во что папа Карло одел Буратино?
  • Какие мысли пришли в голову Буратино в первый день рождения? (Прочитать.)
  • Как относился папа Карло к Буратино? (Проверим задание в тетрадях.)
  • Где находилась потайная дверца?
  • Как Буратино узнал тайну золотого ключика?
  • Кто дал Буратино золотой ключик?
  • Что открывал золотой ключик?
  • Почему КЛЮЧИК, а не КЛЮЧ? (С помощью какой части слова получился?)
  • Какие бывают ключи? (Гаечный, дверной, от сейфа,от домофона, “от сердца”, отгадка, водоем, музыкальный.)

III. Основной этап. Обобщение знаний, умений, навыков учащихся по теме

Урок музыкальной грамоты “Золотой ключик-Скрипичный ключ”

Представим, что Золотой ключик из Сокровищницы Волшебницы Музыки помог нам попасть в Школу Скрипичного Ключа. И мы оказались на уроке музыкальной грамоты. Здесь открываются тайны музыкальных слов.

Давайте вспомним эти слова:

  1. Слова, помогающие исполнять музыку размеренно – МЕТР, ТАКТ, РАЗМЕР.
  2. Слова, обозначающие громкость звучания музыки – ГРОМКО (f,ff), ТИХО(p,pp)
  3. Слова, обозначающие темп звучания музыки – спокойно(adagio), умеренно(moderato),быстро и весело(allegro), живо(vivo)

Послушайте музыкальные фрагменты из фильма о Буратино и попробуйте отгадать, кому из героев сказки они принадлежат, зная особенности характеров этих героев. Ответьте на вопрос Wer ist das? (Песни Алисы и Базилио, Карабаса Барабаса, Тортилы, Дуремара, Пьеро)

Найдите нужную карточку, прочитайте об этих героях отрывки из сказки, вспомните загадки (интегрированная часть Чтение – Музыка - Немецкий язык)

… Когда из глаз скрылся балаган кукольного театра…, Буратино увидел двух нищих, уныло бредущих по пыльной дороге: лису Алису, ковыляющую на трех лапах, и слепого кота Базилио... Увидев деньги Буратино, лиса невольно потянулась к ним лапой, а кот вдруг широко раскрыл слепые глаза, и они сверкнули у него, как два зеленых фонаря.

…Зеленая ряска на поверхности пруда заколебалась, и появилась большая, страшная змеиная голова. Она поплыла к листу, где сидел Буратино…Но это была не змея. Это была никому не страшная, пожилая черепаха Тортила с подслеповатыми глазами. Черепаха долго глядела на Луну, что-то вспоминала…

– Я даю тебе этот ключик…Помню только, что нужно отворить им какую-то дверь, и это принесет счастье…

…Вошел длинный, мокрый-мокрый человек с маленьким лицом, таким сморщенным, как гриб сморчок. На нем было старое зеленое пальто, на поясе болтались щипцы, крючки и шпильки. В руках он держал жестяную банку и сочок.

– Если у вас болит живот…, головная боль…, я могу вам приставить за уши полдюжины превосходных пиявок.

…Из-за сцены высунулся человек, такой страшный с виду, что можно было окоченеть от ужаса при одном взгляде на него. Густая нечесаная борода его волочилась по полу, выпученные глаза вращались, огромный рот лязгал зубами, будто это был не человек, а крокодил. В руке он держал синехвостую плетку, это был хозяин кукольного театра, доктор кукольных наук сеньор Карабас Барабас.

Из-за картонного дерева появился маленький человечек в длинной белой рубашке с длинными белыми рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой как зубной порошок. Он поклонился почтеннейшей публике и сказал грустно:

– Здравствуйте! Меня зовут Пьеро.

А теперь характеристика других героев сказки (продолжаем урок чтения) – учитель зачитывает фрагменты, дети отвечают.

…В широкой шляпе ходил с прекрасной шарманкой по городам и пением, и музыкой добывал себе на хлеб... (Шарманщик Карло).

  • Прочитайте в тексте о том, что он был беден.

…Существо, немного похожее на таракана, но с головой как у кузнечика. Оно сидело на стене под очагом и тихо потрескивало… (Говорящий сверчок).

  • Какие советы Буратино дал говорящий сверчок и что предсказал? Прочитайте из текста.

…В окошко высунулась хорошенькая девочка с кудрявыми голубыми волосами, хорошеньким приподнятым носиком…Эта девочка была самой красивой куклой из театра синьора Карабаса Барабаса… (Мальвина).

  • Какая по характеру была Мальвина?

Всех гостей я прошу закрыть глаза, послушать волшебную музыку и представить, что мы с вами отправляемся на машине времени в нашу сказку…
Надевание детьми элементов костюмов.

Психофизпауза “Птичка-полька” (проводит учитель ритмики).

Фрагмент урока иформатики

Попробуем вспомнить последовательность некоторых событий сказки.
На доске иллюстрации. (Один ученик у доски.)
Расположите события из сказки в правильной последовательности.
Какой эпизод заставляет нас поволноваться? (лиса и кот уводят Буратино)

Перед вами лежат индивидуальные карточки с заданием, в котором нужно очень быстро расположить действия Буратино в правильном порядке, т.е. составить… (алгоритм “Закопай червонцы”).

Кто закончил, сдает карточку капитану и поднимает руку.
Посмотрим, какая команда быстрее.
Затем мы проверяем вместе на компьютере, что у нас получилось (индивидуально у доски).

Продолжение урока чтения

К какому жанру литературы относится это произведение? Докажите. (Авторская сказка, повесть-сказка.)

Признаки повести: Признаки сказки:
  1. Большой объем.
  2. Делится на главы.
  3. Много героев.
  4. Много событий в жизни героев.
  5. Действие длится долгое время.
  1. Вымысел,
  2. Сказочные герои.
  3. Сказочные события.
  4. Сказочные предметы.
  5. Счастливый конец.

IV. Закрепление изученного. Рефлексия

Попробуйте в качестве закрепления определить, кому принадлежат эти предметы?

  • Полено и топорик
  • Сачок
  • Плетка
  • Указка
  • Костыль
  • Колпак

Итак, в повести-сказке много героев. Трудно сказать, кто из них положительный, а кто отрицательный – все они проявляют себя по-разному. Но мы точно можем разделить их на два мира: мир добра и мир зла.

Назовите героев мира Добра. (Буратино, папа Карло, Джузеппе, Мальвина, Пьеро, Артемон, Тортила-добрые, отзывчивые, честные, смелые.)
И мира Зла (Карабас, Дуремар, Алиса, Базилио, Шушера жестокие, глупые, хитрые, жадные.)

Вокруг какого персонажа сказки борятся эти миры? (Вокруг Золотого ключика.)
А какой мир всегда побеждает в сказке? (Мир Добра.)
А кто же все-таки главный герой? (Буратино.)

  • Всем ли вам нравится Буратино?
  • Кого он напоминает?
  • Хотелось бы вам иметь такого друга? Почему?

Вот почему Буратино – любимый герой сказок людей многих поколений.

Как вы думаете (посоветуйтесь в группах), почему эту сказку, которой уже более семидесяти лет, с удовольствием читают и взрослые, и дети?

  • Чему она учит детей?
  • А взрослых?
  • Чему вы научились, прочитав эту сказку?

Какие высказывания героев стали крылатыми выражениями? (Группа лингвистов.)
Ключиком всегда что-то открывают. Что главное для себя открыл Буратино?
Важной частью нашей с вами многогранной проектной деятельности по сказке (чтение, мультфильмы, фильмы-сказки, музей, рисунки, аппликации, поделки, костюмы, отзывы, музыка, песни, танцы) стал фильм, созданный на уроках информатики.

Фрагмент урока информатики

Давайте вспомним, что нам помогло в работе над фильмом.
Как называется (дети показывают ответы на карточках по группам):

  • Демонстрация какой-либо темы, выполненная в специальной программе на компьютере с использованием различных технических средств – Презентация.
  • Основной цвет или тон, на котором размещается изображение или текст презентации - фон.
  • Цветовые и графические настройки конкретного слайда - дизайн слайда.
  • Компьютерная имитация движения, добавления специальных эффектов анимация.
  • Видеоряд из фотографий – слайд-шоу.

А теперь внимание на экран.

Демонстрация итогового фильма-презентации “Мир добра и Мир зла в сказке”.
Исполняется песня “Буратино” (под руководством учителя музыки).

V. Итоги урока

Все сегодня работали хорошо, дружно, очень старались.
Мы благодарим всех вас, ребята, за сотрудничество.
Что на уроке для вас было новым и интересным?

Знания, умения и навыки по каким предметам помогали нам сегодня на уроке? (Литературное чтение, русский язык, математика, окружающий мир, информатика, музыка, ритмика, ИЗО и художественный труд, немецкий язык.)

Вот какая удивительная и увлекательная Планета Знаний – программа, по которой мы с вами учимся!
На ваших партах лежат карточки с изображением героев сказки и два карандаша.Если мы достигли целей урока, раскрасьте, пожалуйста, красным Буратино, если мы что-то не доработали, синим - Мальвину.
Сдайте карточки капитану (рефлексия).

Вы помните, наверное, что папа Карло-это Карло Коллоди, написавший сказку о Пиноккио как раз в том году, когда родился А.Н.Толстой. Пиноккио и Буратино – очень похожие сказочные персонажи. Но их приключения совершенно разные и по-разному кончаются. Почитайте книжку о Пиноккио (домашнее задание).

Мы дарим вам золотые ключики в память о сегодняшнем уроке.
Пусть они откроют для вас волшебную страну книг.