Применение технологии портфолио на уроках информатики при изучении темы "Обработка текстовой информации". 5-й класс

Разделы: Информатика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Современный человек не только должен обладать суммой знаний, но и уметь приобретать самостоятельно знания, уметь решать проблемы в сфере учебной деятельности.

В требованиях к подготовке в области информатики и информационных технологий в 5 классе по теме обработки текстовой информации говорится о необходимости научить учащихся применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов. На изучение темы отводится 5 уроков. Учитывая объем учебной информации, это не так много, но некоторые навыки работы с текстовым редактором школьники получили в курсе изучения информатики в начальных классах. Они знают назначение клавиш на клавиатуре, различие между режимами вставки и замены; умеют вставлять и удалять символы текста, вводить прописные буквы и знаки препинания, «склеивать» и разбивать на части слова и строки текста. Это дает возможность использовать время на уроке для организации форм групповой исследовательской деятельности, для проектной организации образовательного процесса.

Целью изучения темы «Обработка текстовой информации» в 5 классе является расширение представления учащихся о возможностях компьютера по обработке текстовой информации: обобщение представления об этапах создания текстовых документов, знакомство с приемами создания комбинированных документов, одновременной работе в двух приложениях. Тема достаточно гибкая, чтобы ее можно рассматривать с разных точек зрения, с тех позиций, которые отражают личный опыт ученика и психологические свойства его личности. Решение проблемы предполагает различные виды деятельности. Это важно для применения метода проектов в обучении.

Метод проектов предполагает сбор и обработку информации по проекту: информацию об объекте познания; информацию о продвижении по проекту; вспомогательную информацию, рабочие материалы. Работа с большим объемом информации в течении проекта позволяет перевести метод в плоскость технологии портфолио.

Работа над проектом начинается всегда с определения перечня конкретных действий, указания сроков и ответственных, а главное, с уточнения желаемого результата. Перед изучением данной темы учащиеся заполняют карту самодиагностики, которую получают от учителя и заполняют самостоятельно. Эта карта может выглядеть так:

Ты уже умеешь писать на бумаге записки, письма, стихи, диктанты… Теперь будем учиться делать это на компьютере. Прежде заполни 2 колонку таблицы. Если не знаешь ответа, то в колонке ставь прочерк «-»и не огорчайся – ты всему научишься после изучения темы. Удачи!

Ученик_________________________________

Тема: Обработка текстовой информации
Вопросы Ответы до изучения темы Ответы после изучения темы Узнал ли ты что-нибудь новое по теме? (+, -)
1 2 3 4
Что такое «текстовый редактор»?      
Знаешь ли ты правила редактирования текста?      
Что такое «форматирование» текста?      
Умеешь ли ты вставлять рисунки в текст?      
Можешь ли ты создавать рисованные объекты в текстовом редакторе?      

К данной таблице ученик вернется после изучения темы, чтобы заполнить 3 и 4 колонки. Задача учителя при заполнении таблицы сделать все возможное, чтобы в 4 колонке стояли «+», в этом случае ученик видит результаты своего роста.

Для пробуждения познавательной активности ученики вовлекаются в деятельность по формулировке гипотез и предположений. С постановки целей начинается работа над проектом. Именно эти цели являются движущей силой проекта, и все усилия его участников направлены на то, чтобы их достичь. Коллективно или по группам ученики заполняют лист планирования проекта.

Лист планирования самостоятельной деятельности учащихся

Тема проекта: _____________________________________________________

Цели проекта: _____________________________________________________

Чтобы я хотел узнать по данной теме:_________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Этапы моей исследовательской деятельности:

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Источники информации:

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

На этапе изучения нового материала портфолио пополняют следующие документы: список правил редактирования текста, составленный коллективно или индивидуально; творческие работы по оформлению коллажей на темы «Форматирование символов» и «Форматирование абзацев», выполненные задания по анализу текста (приложение 1). Школьники составляют табличную модель объекта:

Элемент объекта Словесное описание объекта Способ выделения объекта
Символ    
Слово    
Строка    
Предложение    
Абзац    
Фрагмент    
Весь текст    

Изучая действия над фрагментами текста, можно заполнить таблицу следующего вида:

способы действия
Копирование Перемещение Удаление
При помощи горизонтального меню      
При помощи контекстного меню      
При помощи мыши      
При помощи панели инструментов      
При помощи клавиатуры      

Таблицу можно заполнять после изучения материала, а можно попросить учеников придумать вид таблицы самостоятельно. Также можно предложить ученикам оригинальное оформление глоссария основных понятий, связанных с изучением темы.

Исследовательская деятельность предполагает изучение большего объема материала, чем предусмотрено в базовом курсе. Дополнительно можно предложить ученикам сбор информации о буквице, глаголице, основоположникам письменности, истории возникновения пишущих приспособлений и др.

Ребята на этом этапе учатся систематизировать новый материал, сопоставлять его с уже известными данными. Желательно, чтобы материалы сопровождались кратким рефлексивным комментарием ученика о том, что удалось, каким образом может быть использовано в дальнейшем. Материал может быть представлен на уроке в виде сообщений, презентаций, рисунков или плакатов, выставки подборки соответствующей литературы, WEB-сайта, газеты, журнала, мультимедийного продукта.

В процессе изучения темы ведется контроль над усвоением знаний учащихся с помощью компьютерного тестирования, поэтому в портфолио может находиться контрольный лист прохождения по теме. Он может выглядеть так:

Ученик__________________________________

Тема: Обработка текстовой информации
Проверочная работа «Элементы текстового редактора» Проверочная работа «Правила редактирования текста» Проверочная работа «Форматирование символов» Проверочная работа «Редактирование символов» Средний балл по проверочным работам
1 2 3 4 5
         

Ученики постепенно заполняют таблицу по мере получения оценок, а колонку 5 заполняют после вычисления среднего балла.

В процессе работы над оформлением документации ученикам может быть представлена следующая дополнительная информация:

Пример инструкции плана работы с бумажными носителями информации

  1. отобрать книги по данному предмету;
  2. просмотреть содержание книг, выделить наиболее подходящие к указанной теме пункты;
  3. внимательно прочитать книгу/раздел;
  4. разбить его на части;
  5. выделить основные вопросы;
  6. составить план прочитанного в виде вопросов и тезисов;
  7. аргументировать наиболее важные положения, сделать выписки;
  8. использовать при чтении словарь;
  9. проанализировать помещенные в книге иллюстрации;
  10. скомпоновать полученные ответы на каждый вопрос, получить содержательный логически законченный ответ.

Ребятам раздаются листы с критериями оценивания конечного результата, которые могут быть легко использованы учениками для самопроверки и сравнения своей работы с ожидаемыми результатами, а также учителем для оценивания итоговых результатов проекта.

Пример критериев оценивания портфолио

  1. Содержание должно отражать цель самостоятельной работы ученика над проблемой.
  2. Актуальность задачи, выбранной для исследования.
  3. Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок в документах.
  4. Оформление портфолио логично, дизайн не противоречит содержанию.
  5. Использование диаграмм и рисунков.
  6. Списки и таблицы размещены корректно.
  7. Список источников информации оформлен правильно.
  8. Результаты всех проверочных работ выставлены в контрольный лист.

На последнем этапе проходит презентация портфолио. При этом в оценивании исследовательской деятельности принимает участие сам ученик. Конечно, в оценке конечного продукта приоритетное внимание уделяется содержанию, а уже затем организации информации, структуре и графическим элементам.

Технология портфолио не сводится к формальному накоплению материала по теме, она способствует приобретению новых знаний и умений по творческой переработке материала, повышает учебную мотивацию, формирует механизмы самооценки учащегося.

Школьный возраст учащихся 5 классов характеризуется психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной (визуальная, аудиальная) системой восприятия, особенностями учебной мотивации. Чтобы сделать обобщающий урок по теме эмоционально насыщенным, наиболее наглядным, можно провести его в форме игры с применением интерактивной доски. Для этого можно подготовить по теме вопросы с выбором правильного варианта ответа из нескольких предложенных, на установление соответствия, вводом правильного ответа с клавиатуры. Вопросы охватывают основные пункты изученной темы. (приложение 2 у автора)

Для оформления удобно использовать средства PowerPoint с применением элементов программирования на VBA. Оформление слайдов можно построить на последовательном подборе картинок для создания иллюзии путешествия по сказочному королевству. Героями путешествия являются смайлы – так полюбившиеся графические изображения эмоций в Интернете и SMS. Играть может учитель против всего класса. А можно и разделить класс на команды. В конце урока – позитивный заключительный аккорд – ребята возвращаются к карте самодиагностики и заполняют 4 графу документа портфолио, которая показывает уровень собственного понимания и обученности по теме.

Таким образом, применение технологии портфолио в проектной деятельности формирует умения и качества, необходимые современному человеку: ответственность и адаптивность, критическое и системное мышление, умение ставить и решать проблемы, коммуникативные умения, направленность на саморазвитие, социальная ответственность.