Вход в Личный кабинет

Жизнь и творчество Л.Н. Гумилева

Разделы: Преподавание истории и обществознания, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7,34 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Занятие элективного курса «Проблемы власти и общества в конце 16 -17 вв. в работах российских историков» (10 кл.)

Цели:

  • Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством Л.Н. Гумилева, его вкладом в историческую науку.
  • Расширить представления о характере советского политического режима, при котором подавлялась свобода мысли, творчества;
  • Показать, как при всей мучительности и унизительности своей жизни в советский период и Л.Н. Гумилев, и А.А. Ахматова продолжали оставаться порядочными, благородными людьми и использовали малейшую возможность для творческой работы. В тяжелые времена они разделили судьбу своего народа.
  • Жизнь Л.Н. Гумилева, опального ученого, который 14 лет безвинно провел в тюрьмах и лагерях, должна служить примером стойкости и преданности своему делу, примером настойчивого и кропотливого труда, который лежит в основе открытий.
  • Формировать культуру речи: умение правильно, точно, выразительно передавать содержание материала, свои мысли.
  • Развивать умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.
  • Материал урока призван способствовать формированию гуманистического сознания.

Форма проведения: семинар.

Подготовка: работа в группах, поиск информации и подготовка выступлений по выбранным темам:

  • Судьба поэта Н.С. Гумилева.
  • Отношения матери и сына.
  • Жизнь опальной поэтессы в сталинские времена.
  • Стихи А.А. Ахматовой о трудной доле современников.
  • Аресты и ссылки молодого историка, его фронтовая судьба Гумилева.
  • Экспедиции Л.Н. Гумилева.
  • Открытия, теории историка Гумилева.
  • Жизнь Л.Н. Гумилева в 60-80-х годах.

Оборудование:

  • Презентация к уроку
  • Музыка Л.В. Бетховена «Лунная соната»
  • Учитель объявляет тему и цели занятия (презентация, слайды № 1, 2, 3)

Учитель

В начале мая 1956г поезд мчал из далекой ссылки Льва Гумилева домой. Он долго не был дома - с 1949 года находился в системе ГУЛАГа. Это была третья ссылка. После ХХ съезда КПСС Лев Николаевич был отпущен на свободу, получив справку об освобождении. (презентация 4)

Он ехал в поезде, а рядом на багажной полке в такт колес покачивались два вместительных чемодана, сколоченных из грубых досок, - оба были набиты рукописями. Возвращаясь из лагеря, Лев Николаевич думал о защите докторской, об оформлении уже написанных книг, которые через некоторое время сделают их автора всемирно известным историком.

Однако наш урок мы посвящаем не только Л.Н. Гумилеву, но и его родителям.

- Кто были его родители?

Отец Льва Николаевича - Николай Степанович Гумилев, известный русский поэт.

Мама – замечательная русская поэтесса Анна Андреевна Ахматова. (презентация 5)

Учитель

Власти знали, что Лев Николаевич – сын известных родителей. Почему же так тяжело складывалась его судьба? Три раза он находился в ссылке, испытал допросы с избиениями, тяжелый каторжный труд. И если бы не ХХ съезд, его ожидала судьба пожизненного заключенного. (презентация 6)

- В чем причина столь небрежного отношения власти к талантливым людям? Вспомним только 1922 год, когда на «философских пароходах» были высланы из страны замечательные российские философы.

В наши дни очень быстро возвращается память об этих людях. Как вы думаете, почему?

Итог беседы

Быстро, потому что это светлая память, и что их творческое наследие представляет огромную ценность для наших соотечественников.

Наш разговор мы начнем о Николае Степановиче Гумилеве, судьба которого отразилась на судьбе сына, Льва Николаевича и жены, Анны Андреевны Ахматовой. (презентация 7)

Ученики рассказывают о Н.С. Гумилеве

Н.С. Гумилев родился 15 апреля 1886 года в Кронштадте в семье корабельного врача.

С детства увлекался поэзией, его первые стихи вышли в печать, когда ему было шестнадцать лет. После окончания гимназии Николай Степанович уезжает во Францию, где прослушал курс лекций в Сарбоннском университете. К нему рано приходит известность и слава как одного из лучших поэтов и критиков своего времени. Однако он занимался и научной деятельностью. В 1913 году возглавил этнографическую экспедицию в Абиссинии. Николай Степанович счастливо устроил свою личную жизнь, женившись на Анне Андреевне Ахматовой. В 1912 году у них родился сын Лев. Несмотря на пожизненное освобождение от военной службы, двадцативосьмилетний поэт в первые дни войны добровольцем уходит на фронт рядовым солдатом. Служил в кавалерии, в 1916 году был произведен в прапорщики, награжден двумя георгиевскими крестами и орденом Святого Станислава. Однополчане считали его безрассудно храбрым солдатом, очень любившим свою Родину. В 1917 году находился в Англии как представитель союзной армии. Узнав о революции, возвращается в Россию.

К 1921 году Николай Гумилев считался лидером нового направления в литературе - акмеизма, был одним из лучших поэтов своего времени. Его приглашают на работу во многие литературные издания.Николай Степанович былпочетным членом союза поэтов. Его гибели никто не ждал. Открыто называя себя монархистом, он никогда не печатал ни одного слова против советской власти. Ночью 3 августа 1921 года у подъезда его стоял автомобиль с представителями ВЧК с орденом на обыск и арест. Обыск не дал никаких доказательств вины поэта. Однако его арестовали. 25 августа 1921 года он был расстрелян. (презентация 8)

Следствие по делу Н.С. Гумилева длилось 70 лет, и было закрыто в 70-х годах. Доказательств вины так и не нашли. На протяжении десятилетий имя Николая Гумилева было скрыто от читателей, власть запретила печатать его произведения.

Учитель

И вот на детстве, юности, да и всей жизни Льва Николаевича отразилось то, что он был сыном расстрелянного поэта. Приведите примеры, подтверждающие эту мысль.

Обучающиеся приводят факты:

Комсомольцы считали, что сын врага народа не имеет права учиться в университете. Постоянные придирки даже на строевой подготовке, где военрук заявил, что Гумилев умышленно дискредитирует Красную Армию.

Исключение из Университета, с выдачей характеристики, которая не позволяла устроиться на работу.

Ученики

Путь в высшее учебное заведение сыну дворянина и «контрреволюционера» был закрыт, и по окончании школы Лев через биржу труда устроился чернорабочим в трамвайное депо, затем – в геологический институт, что позволило ему с наступлением весны отправиться в геологическую экспедицию в окрестностях Байкала. По мнению окружающих, отличительной особенностью его характера было пренебрежение к опасностям, возникавшим во время трудных переходов или переправ через реки. В Прибайкалье Льва Николаевича привлекали романтика длинных переходов, смена ландшафтов, контрасты рельефа. Он добросовестно выполнял все задания. По свидетельству Анны Дашковой, отличался от своих молодых коллег широкой осведомленностью по многим вопросам, особенно в области литературы, выделялся воспитанием, хотя внешне выглядел простаком. Под влиянием красоты природы сочинял стихи, любил читать стихи своего отца. Экспедиции следовали одна за другой: поездка в Таджикистан, Саркельская и Манычская археологические экспедиции.

Умный порядочный человек, чернорабочий, молодой Лев Николаевич был в экспедициях как научный сотрудник. Полученные знания и опыт, пригодились ему впоследствии при написании исторических трудов во время ссылки. Осенью 1934 года его приняли на исторический факультет Ленинградского университета. Однако убийство С.М. Кирова отразилось на ситуации в городе, стране. В Ленинграде началась, по воспоминаниям Гумилева, «фасмагория подозрительности, доносов, клеветы…». Предчувствуя ужас репрессий, он пишет стихотворение от лица стрельца, выведенного на казнь после Стрелецкого бунта, сопоставляя две эпохи: петровскую и сталинскую. (презентация 9)

Ученик читает стихотворение «Стрелец»

Учитель

Не напрасно болело сердце матери. В 1935 году последовал арест, и это было страшно, так как знали, чем заканчивались аресты людей. Анна Андреевна переживала очень тяжелые дни и написала целый ряд стихотворений, связанных с этим периодом.

Ученица

Стоя в мрачных очередях к тюремному окошку с передачей сыну, его мать Анна Андреевна мысленно сочиняла стихи. Эти стихи были не только про нее, но и про всех матерей, которые ждали своих сыновей, стоя в очередях, как и она. (презентация 10)

В конце 30-х начале 40-х гг. А.А.Ахматова, предвидя свою известность как поэтессы, сочинила стихотворение-завещание, в котором просила поставить ей памятник /если будущие поколения захотят это сделать/ в том месте, где провела много дней в очередях с передачей для сына. (презентация 11)

Ученица читает стихотворение А.Ахматовой «Завещание». Звучит музыка Бетховена

(презентация 12 )

Учитель.
Она мать, и она хочет спасти сына. Анна Андреевна пишет письмо Сталину, просит помочь, и он способствовал освобождению. Льва Николаевича восстановили в университете, однако, после застенков к нему относились с еще большим подозрением. В ту очень холодную зиму он пережил страшный голод, от которого терял сознание.

В 1938 году наступил второй арест. Следователь применял силу, нанес Льву Николаевичу увечье в области шейного позвоночника, от которого он впоследствии долго лечился.

Ученик

Вместе с товарищами Л.Н. Гумилев был осужден на годы лесоповальных работ в районе Беломорканала с конфискацией личного имущества. Однако, прокурор посчитал приговор слишком мягким для «заговорщика-контрреволюционера», и потребовал пересмотра дела с целью подвести Гумилева «под вышку». Лев Николаевич хорошо понимал, что ему всегда и безо всякого следствия могут приписать желание отомстить за отца.

Учитель

На этот раз обстоятельства оказались тяжелее, и мать не смогла выручить своего сына. Он был осужден и отправлен в Норильск. (презентация 13)

Но еще в Крестах, на нарах произошло чудо, озарение. Казалось, там, где невозможно заниматься творчеством, оно и проявилось. «Озарение на нарах» - так называется глава книги В.Демина «Лев Николаевич Гумилев».

- Какие же мысли пришли в голову молодому историку в тюрьме?

Ученики

В свободное время, сидя на нарах, подследственный студент много думал и размышлял о мотивации человеческих поступков в истории. Почему, например, Александр Македонский шел в Индию и Среднюю Азию, хотя явно удержаться там не мог и доставить в Македонию награбленное тоже не мог? Ответ родился как вспышка, как озарение свыше! Гумилеву пришло в голову, что Александра великого толкало что-то такое, что было внутри него, некий особый природный импульс. Это что-то он и назвал пассионарностью. (презентация 14)

Впоследствии Лев Николаевич вспоминал:

«Я понял, что рождению каждого нового этноса предшествует появление определенного количества людей нового пассионарного склада». Он пришел к выводу, что процесс этногенеза не зависит прямо от возникновения социально-экономических укладов. Этнос – прежде всего феномен природы. Его существование, отличия от других этнических структур связаны со своеобразием окружающей его среды, местным географическим и климатическим ландшафтом. Его концепцию подтверждали жизнь и деятельность многих выдающихся исторических личностей: Александра Македонского, Ганнибала, Аттилы. Русская история также переполнена пассионарными личностями: Александр Невский, Кузьма Минин, протопоп Аввакум, Петр I, Екатерина Великая. Пассионарностью обладали русские первооткрыватели – землепроходцы и мореплаватели. (презентация 15)

Учитель

Теория Гумилева была опасна для идеологов социализма. Как вы думаете почему?

Учитель

Вот и доспорился яростный спорщик
До Енисейских равнин…
Вам он бродяга, шуан, заговорщик,
Мне он – единственный сын.
А.Ахматова

Ей и весна не весна, потому что сын далеко в северном холодном Норильске. Сейчас в этом городе действует музей, который оформлен под вид барака 30-х годов. Ученики, приходящие на экскурсию, с удивлением пытаются понять, как можно было жить годами в таких тяжелых условиях и при постоянном холоде. Работал Лев Николаевич в штольне, что было очень рискованно при слабой технике безопасности. Однажды, он чуть не упал в пропасть, но судьба хранила его. Молитвами матери сын продолжал жить в суровых условиях ГУЛАГа. Вторая ссылка Л.Н. Гумилева закончилась в разгар Великой Отечественной войны. И он добровольцем, уходит на фронт. (презентация 16)

- Как сложилась его фронтовая судьба?

Ученица

Служил Родине честно, был храбрым бойцом, однако, командир всегда вычеркивал его фамилию из списков лиц, представленных к награде: сказывалось тюремное прошлое.

Впоследствии Лев Николаевич написал очерк об однополчанах, так как считал, что каждый солдат достоин памяти.

Учитель.

Жизнь матери и сына после войны была очень нелегкой: бедность, нищенское существование в маленькой квартире. (презентация 17)

Стихи Анны Андреевны не печатали, и она занималась переводами произведений с китайского языка. Платили мало, но мать помогала сыну деньгами, так как Льва Николаевича на работу никто не брал.

Ученик

Летом 1948г. Лев Николаевич все-таки окончил университет и отправляется на Алтай, где присоединился к экспедиции крупнейшего советского археолога С.И. Руденко, занимавшегося исследованием ныне всемирно известных Пазырских Курганов.

1949 снова арест. Власть планировала пожизненное заключение молодого ученого. Слишком грамотен, а потому опасен.(презентация 18)

Ученица

Л.Н.Гумилева обвинили в покушении на Жданова. Особое совещание присудило обвиняемому 10 лет лагерей. Частное же мнение военных судей сводилось к следующему: сын расстрелянного отца и заклейменной в партийных документах матери просто по определению не может быть приверженцем советской власти.

Сначала Льва Николаевича отправили в Караганду, оттуда перевели в Междуреченск, затем в Омск. И все же при всей мучительности и унизительности своей жизни Гумилев использовал малейшую возможность для занятий любимым делом. Прозрение, окрылившее его на тюремных нарах в конце 1930-х годов, получило дальнейшее развитие в нечеловеческих условиях каторжного быта в начале 1950-х гг.

И все-таки после XX съезда КПСС Гумилев был отпущен на свободу. (презентация 19)

Ученики

Он был полон энергии и творчества. Вернувшись, сразу начал хлопотать об издании своих рукописей, написанных на нарах, предлагал в печать свои статьи в исторические журналы. К счастью, впервые в жизни у него появилась жилплощадь – крошечная двенадцатиметровая комната. Прекрасно складывались отношения с соседями. Они помогали ему: кто полки для книг сколотил, кто пол мыл, кто стирал. И он им помогал как мог, гулял с детьми. Лев Николаевич был человеком очень отзывчивым, приветливым, любил пошутить, рассказать анекдот. Был душой компании друзей.

Вскоре в научной деятельности Л.Н. Гумилева произошел новый поворот - Хазарская проблема. С1959 года он возглавил хазарские археологические экспедиции. Теоретические выводы Л.Н. Гумилева и археологические открытия экспедиции позволили отказаться от традиционного взгляда на хазар как на кочевников.(презентация 20)

Для Л.Н. Гумилева каждая экспедиция давала не только моральное удовлетворение и радость научного открытия, но и означала независимость, вдохновение, свободу.

Учитель.

Наконец-то ему разрешили выступать перед студентами. На первую лекцию по этногенезу сначала пришла одна девочка, и та спешила в кино. На следующий день явилась вся группа, потом численность слушателей достигала 300 человек. Аудитория была переполнена, как когда-то на лекциях у Ключевского. Он обладал великолепной памятью и просто гипнотизировал слушателей своей прекрасной эрудицией.

Ученица

5 марта 1966 года скончалась Анна Андреевна Ахматова. Гроб с ее телом перевезли в Дом писателей, который стал напоминать осажденную крепость, так как пришедшие проститься с Анной Ахматовой заполнили все прилегающие помещения, лестницу, подъезд, улицу. Во время прощания очередь продвигалась медленно, за несколько минут преодолевая лишь одну ступеньку лестницы. А.А.Ахматову похоронили на кладбище в Комарове под Ленинградом. (презентация 21)

Учитель

Арсений Тарковский, хорошо знавший Анну Андреевну, незадолго до ее смерти писал:

«Ваш подвиг недаром совершаем. Для Вас уже построен Вами же коридор в будущее, и Вы по нему идете через столетия впереди самой себя. Вы написали за всех, кто мучился на этом свете в наш век, а так еще не мучились до нас ни в какие времена» (презент. 22)

Беседа.

- Как вы думаете, что имел в виду Арсений Тарковский?

Ученик

До середины 1980-х годов Гумилев продолжал оставаться под негласным надзором. (презентация 23)

В отсутствие хозяев в комнате производили обыски, забирали для просмотра книги. Однажды, раздраженный этим, Лев Николаевич оставил записку: «Начальник! Когда шмонаешь, не воруй, а книги клади на место, не то буду жаловаться на тебя».

В 70-х гг. для Л.Н. Гумилева наступила известность и слава. (презентация 24, 25)

Его стали узнавать на улице. История уже не представлялась без его гипотез, теорий и особенно теории пассионарности. В институте на лекции приходило очень много народа, люди приезжали из других городов. Лев Николаевич создавал вокруг себя праздничную атмосферу, его любили и приглашали выступать с лекциями. Несмотря на славу, он не зазнавался, а продолжал оставаться отзывчивым, добрым человеком.

Учитель

- Какое новое слово в истории сказал Гумилев? Какую новую методологию он создал?

Ученики

Разрабатывая теорию пассионарности, Гумилев затронул совершенно новую сферу науки, которая не трактовалась современными ему историками и социологами.

Тогда эталоном истории был «Капитал» К.Маркса. Было принято считать, что историю движут экономические процессы. Гумилев в своей теории считал иначе. Главным критерием управления вектора развития цивилизации считал не экономическую обстановку в обществе, а космистские процессы. На научной основе это было разработано Вернадским и Хлебниковым. Это была теория о ноосфере, об информационном поле земли, которое хранит все мысленные образы. Теория пассионарности основывается на том, что пассионарий отличается сильным энергетическим полем и оказывает огромное влияние на окружающих. Это было новое слово в науке. Индивидуальность рассматривалась как ключевой субъект истории.

Официальной советской наукой идеи Гумилева отвергались, его книги запрещались к изданию. Широкая публикация его трудов началась в годы «перестройки».

Л.Н. Гумилев скончался в 1992 году и был похоронен в Александро-Невской лавре

Учитель.

Сегодня мы говорили о жизни и творчестве знаменитого русского историка Л.Н. Гумилева. Мы также говорили о жизни и творчестве его родителей: Анны Андреевны Ахматовой и Николая Степановича Гумилева - замечательных российских поэтов. Чем дальше во времени, тем ярче их талант, тем все более известными становятся их стихи, тем более возрастает интерес к их судьбам. (презентации 26, 27)

Они были со своим народом: и отец, и мать, и сын и могли сделать гораздо больше, если бы не режим, при котором пришлось жить. Они любили Россию и, несмотря на тяжелейшие испытания, подарили ей свое творчество. Это наше драгоценное наследство. Давайте будем его изучать, читать и беречь, сохраняя для новых поколений.

(презентация 28, 29)

Учитель Демонстрирует сборники произведений Н.С. Гумилева, А.А. Ахматовой, Л.Н. Гумилева. (презентации 30-33)

По личной инициативе президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в 1996 году в казахской столице Астане именем Гумилёва был назван один из ведущих вузов страны.

В 2002 году в стенах университета был создан кабинет-музей Л. Н. Гумилёва. (презентация 34)

Список литературы:

  1. Ахматова, А.А. Избранное Анна Ахматова Москва «Просвещение» 1993
  2. Демин, В.Н. Лев Гумилев Валерий Демин Москва Молодая Гвардия 2007
  3. Гумилев, Н.С. Твои серебряные крылья Николай Гумилев Москва ЭКСМО 2007
  4. http://www.chukfamily.ru/Lidia/Biblio/skolko.htm
  5. http://www.krugosvet.ru/articles/