Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Жизнь и творчество Л.Н. Гумилева

Разделы: Преподавание истории и обществознания, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7,34 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Занятие элективного курса «Проблемы власти и общества в конце 16 -17 вв. в работах российских историков» (10 кл.)

Цели:

  • Познакомить обучающихся с жизнью и творчеством Л.Н. Гумилева, его вкладом в историческую науку.
  • Расширить представления о характере советского политического режима, при котором подавлялась свобода мысли, творчества;
  • Показать, как при всей мучительности и унизительности своей жизни в советский период и Л.Н. Гумилев, и А.А. Ахматова продолжали оставаться порядочными, благородными людьми и использовали малейшую возможность для творческой работы. В тяжелые времена они разделили судьбу своего народа.
  • Жизнь Л.Н. Гумилева, опального ученого, который 14 лет безвинно провел в тюрьмах и лагерях, должна служить примером стойкости и преданности своему делу, примером настойчивого и кропотливого труда, который лежит в основе открытий.
  • Формировать культуру речи: умение правильно, точно, выразительно передавать содержание материала, свои мысли.
  • Развивать умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.
  • Материал урока призван способствовать формированию гуманистического сознания.

Форма проведения: семинар.

Подготовка: работа в группах, поиск информации и подготовка выступлений по выбранным темам:

  • Судьба поэта Н.С. Гумилева.
  • Отношения матери и сына.
  • Жизнь опальной поэтессы в сталинские времена.
  • Стихи А.А. Ахматовой о трудной доле современников.
  • Аресты и ссылки молодого историка, его фронтовая судьба Гумилева.
  • Экспедиции Л.Н. Гумилева.
  • Открытия, теории историка Гумилева.
  • Жизнь Л.Н. Гумилева в 60-80-х годах.

Оборудование:

  • Презентация к уроку
  • Музыка Л.В. Бетховена «Лунная соната»
  • Учитель объявляет тему и цели занятия (презентация, слайды № 1, 2, 3)

Учитель

В начале мая 1956г поезд мчал из далекой ссылки Льва Гумилева домой. Он долго не был дома - с 1949 года находился в системе ГУЛАГа. Это была третья ссылка. После ХХ съезда КПСС Лев Николаевич был отпущен на свободу, получив справку об освобождении. (презентация 4)

Он ехал в поезде, а рядом на багажной полке в такт колес покачивались два вместительных чемодана, сколоченных из грубых досок, - оба были набиты рукописями. Возвращаясь из лагеря, Лев Николаевич думал о защите докторской, об оформлении уже написанных книг, которые через некоторое время сделают их автора всемирно известным историком.

Однако наш урок мы посвящаем не только Л.Н. Гумилеву, но и его родителям.

- Кто были его родители?

Отец Льва Николаевича - Николай Степанович Гумилев, известный русский поэт.

Мама – замечательная русская поэтесса Анна Андреевна Ахматова. (презентация 5)

Учитель

Власти знали, что Лев Николаевич – сын известных родителей. Почему же так тяжело складывалась его судьба? Три раза он находился в ссылке, испытал допросы с избиениями, тяжелый каторжный труд. И если бы не ХХ съезд, его ожидала судьба пожизненного заключенного. (презентация 6)

- В чем причина столь небрежного отношения власти к талантливым людям? Вспомним только 1922 год, когда на «философских пароходах» были высланы из страны замечательные российские философы.

В наши дни очень быстро возвращается память об этих людях. Как вы думаете, почему?

Итог беседы

Быстро, потому что это светлая память, и что их творческое наследие представляет огромную ценность для наших соотечественников.

Наш разговор мы начнем о Николае Степановиче Гумилеве, судьба которого отразилась на судьбе сына, Льва Николаевича и жены, Анны Андреевны Ахматовой. (презентация 7)

Ученики рассказывают о Н.С. Гумилеве

Н.С. Гумилев родился 15 апреля 1886 года в Кронштадте в семье корабельного врача.

С детства увлекался поэзией, его первые стихи вышли в печать, когда ему было шестнадцать лет. После окончания гимназии Николай Степанович уезжает во Францию, где прослушал курс лекций в Сарбоннском университете. К нему рано приходит известность и слава как одного из лучших поэтов и критиков своего времени. Однако он занимался и научной деятельностью. В 1913 году возглавил этнографическую экспедицию в Абиссинии. Николай Степанович счастливо устроил свою личную жизнь, женившись на Анне Андреевне Ахматовой. В 1912 году у них родился сын Лев. Несмотря на пожизненное освобождение от военной службы, двадцативосьмилетний поэт в первые дни войны добровольцем уходит на фронт рядовым солдатом. Служил в кавалерии, в 1916 году был произведен в прапорщики, награжден двумя георгиевскими крестами и орденом Святого Станислава. Однополчане считали его безрассудно храбрым солдатом, очень любившим свою Родину. В 1917 году находился в Англии как представитель союзной армии. Узнав о революции, возвращается в Россию.

К 1921 году Николай Гумилев считался лидером нового направления в литературе - акмеизма, был одним из лучших поэтов своего времени. Его приглашают на работу во многие литературные издания.Николай Степанович былпочетным членом союза поэтов. Его гибели никто не ждал. Открыто называя себя монархистом, он никогда не печатал ни одного слова против советской власти. Ночью 3 августа 1921 года у подъезда его стоял автомобиль с представителями ВЧК с орденом на обыск и арест. Обыск не дал никаких доказательств вины поэта. Однако его арестовали. 25 августа 1921 года он был расстрелян. (презентация 8)

Следствие по делу Н.С. Гумилева длилось 70 лет, и было закрыто в 70-х годах. Доказательств вины так и не нашли. На протяжении десятилетий имя Николая Гумилева было скрыто от читателей, власть запретила печатать его произведения.

Учитель

И вот на детстве, юности, да и всей жизни Льва Николаевича отразилось то, что он был сыном расстрелянного поэта. Приведите примеры, подтверждающие эту мысль.

Обучающиеся приводят факты:

Комсомольцы считали, что сын врага народа не имеет права учиться в университете. Постоянные придирки даже на строевой подготовке, где военрук заявил, что Гумилев умышленно дискредитирует Красную Армию.

Исключение из Университета, с выдачей характеристики, которая не позволяла устроиться на работу.

Ученики

Путь в высшее учебное заведение сыну дворянина и «контрреволюционера» был закрыт, и по окончании школы Лев через биржу труда устроился чернорабочим в трамвайное депо, затем – в геологический институт, что позволило ему с наступлением весны отправиться в геологическую экспедицию в окрестностях Байкала. По мнению окружающих, отличительной особенностью его характера было пренебрежение к опасностям, возникавшим во время трудных переходов или переправ через реки. В Прибайкалье Льва Николаевича привлекали романтика длинных переходов, смена ландшафтов, контрасты рельефа. Он добросовестно выполнял все задания. По свидетельству Анны Дашковой, отличался от своих молодых коллег широкой осведомленностью по многим вопросам, особенно в области литературы, выделялся воспитанием, хотя внешне выглядел простаком. Под влиянием красоты природы сочинял стихи, любил читать стихи своего отца. Экспедиции следовали одна за другой: поездка в Таджикистан, Саркельская и Манычская археологические экспедиции.

Умный порядочный человек, чернорабочий, молодой Лев Николаевич был в экспедициях как научный сотрудник. Полученные знания и опыт, пригодились ему впоследствии при написании исторических трудов во время ссылки. Осенью 1934 года его приняли на исторический факультет Ленинградского университета. Однако убийство С.М. Кирова отразилось на ситуации в городе, стране. В Ленинграде началась, по воспоминаниям Гумилева, «фасмагория подозрительности, доносов, клеветы…». Предчувствуя ужас репрессий, он пишет стихотворение от лица стрельца, выведенного на казнь после Стрелецкого бунта, сопоставляя две эпохи: петровскую и сталинскую. (презентация 9)

Ученик читает стихотворение «Стрелец»

Учитель

Не напрасно болело сердце матери. В 1935 году последовал арест, и это было страшно, так как знали, чем заканчивались аресты людей. Анна Андреевна переживала очень тяжелые дни и написала целый ряд стихотворений, связанных с этим периодом.

Ученица

Стоя в мрачных очередях к тюремному окошку с передачей сыну, его мать Анна Андреевна мысленно сочиняла стихи. Эти стихи были не только про нее, но и про всех матерей, которые ждали своих сыновей, стоя в очередях, как и она. (презентация 10)

В конце 30-х начале 40-х гг. А.А.Ахматова, предвидя свою известность как поэтессы, сочинила стихотворение-завещание, в котором просила поставить ей памятник /если будущие поколения захотят это сделать/ в том месте, где провела много дней в очередях с передачей для сына. (презентация 11)

Ученица читает стихотворение А.Ахматовой «Завещание». Звучит музыка Бетховена

(презентация 12 )

Учитель.
Она мать, и она хочет спасти сына. Анна Андреевна пишет письмо Сталину, просит помочь, и он способствовал освобождению. Льва Николаевича восстановили в университете, однако, после застенков к нему относились с еще большим подозрением. В ту очень холодную зиму он пережил страшный голод, от которого терял сознание.

В 1938 году наступил второй арест. Следователь применял силу, нанес Льву Николаевичу увечье в области шейного позвоночника, от которого он впоследствии долго лечился.

Ученик

Вместе с товарищами Л.Н. Гумилев был осужден на годы лесоповальных работ в районе Беломорканала с конфискацией личного имущества. Однако, прокурор посчитал приговор слишком мягким для «заговорщика-контрреволюционера», и потребовал пересмотра дела с целью подвести Гумилева «под вышку». Лев Николаевич хорошо понимал, что ему всегда и безо всякого следствия могут приписать желание отомстить за отца.

Учитель

На этот раз обстоятельства оказались тяжелее, и мать не смогла выручить своего сына. Он был осужден и отправлен в Норильск. (презентация 13)

Но еще в Крестах, на нарах произошло чудо, озарение. Казалось, там, где невозможно заниматься творчеством, оно и проявилось. «Озарение на нарах» - так называется глава книги В.Демина «Лев Николаевич Гумилев».

- Какие же мысли пришли в голову молодому историку в тюрьме?

Ученики

В свободное время, сидя на нарах, подследственный студент мног