Музыка и юмор

Разделы: Музыка


Класс: 6.

Цель: Укрепить представления детей о музыке, как необходимой части жизни, показав образные возможности музыки, её новые грани.

Задачи:

Образовательные:

  1. Изучить тему «Музыка и юмор».
  2. Дать понятия: камерная музыка, токката, сюита, прелюдия, страсти, месса, хорал, камерные оркестр, ансамбль, хор.

Воспитательные:

  1. Продолжить формирование у учащихся интереса к музыке классической и современной.
  2. Продолжить воспитание настойчивости, ответственности в работе над новым материалом.

Развивающие:

  1. Сформировать умение слушать музыку.
  2. Расширить представление учащихся о возможностях музыки.
  3. Через исполнение песни развивать вокально – хоровые навыки выразительного, ансамблевого пения.

Тип урока: Изучение нового материала.

Вид урока: Урок – концерт.

Оборудование:

  1. Музыкальный инструменты – синтезатор, треугольник, маракас.
  2. Экран, слайды (Приложение).
  3. Магнитофон, диск с записью музыкального произведения.

Данный урок является уроком применения и совершенствования знаний по теме « Музыка и юмор». Данная тема относится к разделу « В чём сила музыки?» программного материала по музыке в 6 классе, на который отводится 18 часов.

Класс, в котором проводился урок, активный, с высокой работоспособностью. В классе 100% успеваемость, качество знаний 80%.Доброжелательная атмосфера на уроке способствовала установлению связи «учитель – ученик, ученик – учитель», что способствовало результативной работе.

Методы обучения на уроке:

по источнику восприятия и передачи информации:

1.1. Словесные: беда.

1.2. Наглядные: презентации.

1.3. Слуховые: слушание музыки.

1.4. Творческие: пение и игра учащихся на музыкальных инструментах.

Я считаю, что цель урока была достигнута, задачи выполнены.

Ход урока

Организационный момент:

Дети входят под радостную, яркую музыку.

- Ребята, здравствуйте. Садитесь.

Вводная беседа (Подготовка к изучению темы урока).

- Ребята, наша электронная афиша приглашает вас на концерт камерной музыки.

Изучение нового материала.

- Кто знает, что такое камерная музыка?

Слово камерная в переводе с латинского языка – комната. Концерты камерной музыки проходят в небольших концертных залах, на небольших сценах. Камерная - это инструментальная или вокальная музыка для небольшого состава исполнителей. Существуют камерные ансамбли, камерные оркестры, один из которых вы видите на экране. Это оркестр из 20–25 музыкантов – исполнителей под руководством дирижёра.

(На экране камерный оркестр).

Камерная музыка, в основном, предполагает серьёзную музыку.

- Ребята, а вошли вы в класс под музыку какого характера?

- Светлого, радостного.

- Верно. В нашем концерте вы услышите небольшие произведения, написанные композиторами с юмором, с долей шутки.

И первым номером нашей концертной программы прозвучит произведение И. С. Баха.

А что вы знаете про этого композитора?

(На экране слайд о жизни и творчестве И. С. Баха).

- И. С. Бах больше известен, как создатель серьёзной музыки, написанной, в основном, на религиозный сюжет, но писал он разную музыку – радостную, серьёзную, трагическую, шутливую, танцевальную. Как и любой человек,

он был не лишён чувства юмора. Поэтому мы сегодня обращаемся к его произведению. Примером такой танцевальной музыки, в которой царит народный юмор, является пьеса, которую он назвал «Шутка». Она является одной из 4 частей сюиты № 2. Бах написал много сюит. Сюита – в переводе с французского – ряд, последовательность. Это произведение из нескольких, обычно контрастных частей, законченных по мысли, которые связаны единым художественным замыслом. «Шутка» часто звучит отдельно от сюиты. В ней сплетаются гомофония и полифония.

- Ребята, что такое полифония?

- Это многоголосная музыка, где все голоса равнозначны.

- Какие формы полифонии вы знаете?

- Фуги, фугетты, полифонические вариации, каноны.

- Верно. А что является высшей формой полифонии?

- Фуга.

- Да. А что такое гомофонная музыка?

- Это музыка, в которой главным является один голос, а всё остальное, как аккомпанемент – второстепенно.

- А что такое аккомпанемент?

- Это сопровождение к мелодии.

- Что относится к гомофонной музыке?

- Песни, романсы.

-То есть, музыка какого жанра?

- Вокального.

-Да, а ещё?

- Танцевальная музыка – вальсы, польки, полонезы.

- Правильно. Приготовимся слушать «Шутку» из сюиты № 2 И. С. Баха.

(Звучит «Шутка»).

- Мы услышали в пьесе подражание гомофонной музыки – полифонической. Какой инструмент солировал?

- Флейта.

- А какие инструменты аккомпанировали флейте?

- Группа струнных смычковых инструментов.

- Да. Понравилась вам музыка? Каким чувством она вас наполнила?

- Лёгкостью, радостью. Красивая музыка.

- Замечательно. Ребята, эта музыка, написанная в 18 веке, очень современна, любима, часто исполняема. Мы радуемся и шутим, так же, как и несколько веков назад радовался и шутил великий И. С. Бах.

- Вторым номером нашего концерта прозвучит пьеса современного композитора Н. В. Дремлюги «Народный танец», а исполнит его Катя.

(Катя делает сообщение о композиторе, играет пьесу «Народный танец»).

- Ребята, что вам рассказала музыка народного танца, какое настроение вы услышали в ней?

- «Народный танец» - яркий, задорный.

- Эта музыка озорная, шутливая, под неё хочется танцевать весёлый танец.

- В концертах бывают перерывы, вот и мы прервёмся: под музыку физкультурной минутки танцуем весёлый танец.

- Замечательно. Третьим номером нашего концерта прозвучит пьеса Д. Б. Кабалевского «Клоуны».

(На слайде портрет композитора Д. Б. Кабалевского, основные вехи жизненного и творческого пути).

Ребята, а вы любите цирк?

- Да.

- Тогда представьте, что вы в цирке и смотрите выступление двух клоунов.

(В исполнении учителя звучит пьеса «Клоуны»).

- Ребята, что вы услышали в музыке?

- Две темы – это два клоуна.

- Каких клоунов изобразил Д. Б. Кабалевский?

- Два весёлых и озорных клоуна, которые шутят, смешат публику.

Закрепление темы урока.

- Ребята, наш урок – концерт подошёл к концу. Вы услышали камерную музыку шутливую по характеру. Понравилась вам камерная музыка?

- Да.

- Способна ли музыка рассказать нам с юмором о чём либо, передать настроение радости?

- Да, мы убедились в этом на примерах прослушанных музыкальных произведений: «Шутка», «Клоуны», «Народный танец».

- Хорошо. Юмор и шутка создают хорошее настроение. И чтобы закончить урок-концерт таким настроением – добрым и радостным, исполним песню Ю. Чичкова на стихи К. Ибряева «Звенит звонок».

(Дети исполняют песню под аккомпанемент учителя и ритмического аккомпанемента учащихся).

- Урок окончен. Всем спасибо за творчество. (Выставление оценок). До новых встреч!