Город Инерция

Разделы: Физика


Цели урока:

  • Образовательные:

- повторить все изученное ранее о механическом движении
- сформировать понятие инерции
- выяснить его проявление в быту, технике, спорте.

  • Воспитательные:

- отрабатывать коммуникативные навыки
- отстаивать собственную точку зрения, опираясь на собственные знания и исторические источники
- воспитание норм поведения на дороге.

  • Развивающие:

- развивать способность наблюдать, проводить эксперименты
- способность анализировать, делать выводы
- формировать навыки работы с дополнительной литературой.

Оборудование:

Ноутбук, мяч, киянка, рубанок , молоток , кастрюля , деревянная ложка , резинка , теннисный шарик , банка , бутылка , монеты , сырое и вареное яйца, груз на нити , кирпич , грецкий орех , 2 ножа , бумажные кольца , деревянная рейка , палка.

Тип урока: урок-путешествие.

Ход урока

I. Организационный момент. Вступление.

(Приложение 1 – Слайд №2)

Сегодня на уроке мы снова отправимся в путешествие. На этот раз мы посетим город Инерция, познакомимся с этим явлением, покажем на опытах и жизненных примерах ее проявление и применение. Итак, в путь! (Слайд №3)

– Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к птицам,
Притрагивайтесь к родникам -
За мигом – миг, за часом – час,
Ничто не повторится!
Впадайте в изумление.
Все будет так и все не так
Через одно мгновение.
В дорогу мы возьмем багаж:
Учебник, ручку, карандаш,
Тетрадь и знаний саквояж.

II. Проверка ранее изученного материала. Актуализация знаний.

Прежде, чем мы отправимся в путешествие, давайте вспомним, что мы знаем про механическое движение. ( Вопросы слайда №4)

III. Изучение нового материала.

Ну вот, теперь можно отправляться в путешествие. (Слайд №5). Сейчас мы войдем в город Инерция. Самое важное, что мы там увидим, мы будем записывать в путевых листах (тетрадях). Откройте их, запишите дату и тему путешествия “Город Инерция”.

Обратите внимание на план нашего движения по городу. (Слайд №6)

А начнем мы наше путешествие с посещения научного центра города. (Слайд №7)

Здесь нам предстоит выяснить, при каком условии тела движутся. Посмотрите на мяч, лежащий на столе. Может ли тело без причины изменить скорость?

При каком условии оно движется? (Покатать мяч)

Ученики: Тело движется, если на него действуют другие тела.

Учитель: Рада за вас, вы рассуждаете как выдающийся философ древней Греции Аристотель. (Слайд №8).

Утверждения Аристотеля согласуются с повседневным опытом. Посмотрите на репродукцию картины Перова “Тройка”. (Слайд №9) Как бы вы прокомментировали происходящее с точки зрения Аристотеля?

Идеи Аристотеля господствовали в науке около 2 тысяч лет.

В XVII веке гениальный итальянский ученый Г.Галилей пришел к иному суждению. (Слайд №10). Немного про Галилея вам сейчас расскажет младший научный сотрудник центра Виктория Михайловна (рассказ ученицы о Галилее).

Учитель: 2009 год был объявлен ООН Международным годом астрономии в честь астрономических заслуг Галилея. 400 лет назад он изобрел телескоп и сделал свои открытия.

Вернемся к инерции. (Слайд №11). Галилей наблюдал за движением шара по наклонной плоскости. Он пытался выяснить, как будет двигаться тело, если на него не действуют другие тела. Подобный опыт можно проделать с тележкой. (Слайд №12).

1. Тележка, скатившаяся с наклонной доски, попадает в песок и быстро останавливается. Ее движение неравномерное. Скорость уменьшается очень быстро.
2. Выровняли песок и вновь опустили тележку. Теперь тележка пройдет большее расстояние, прежде чем остановится. Ее скорость изменяется медленнее, движение ближе к равномерному.
3. Если совсем убрать песок, тележка проедет еще дальше, ее движение еще ближе к равномерному. Препятствует ее движению только трение о стол.

Вывод: Итак, чем меньше действие другого тела, тем дольше сохраняется скорость и тем ближе движение к равномерному.

А если совсем не действовать на тело? Как оно будет двигаться? Вы как думаете? (Ребята отвечают)

Ответ дал Галилей: “Если на тело не действуют другие тела, то оно движется с постоянной скоростью (РПД)”. (Слайд №13).

Выдающийся английский физик Исаак Ньютон обобщил выводы Галилея и сформулировал закон инерции: “ Если на тело не действуют другие тела, то оно находится в покое или движется равномерно и прямолинейно”. (Слайд №14).

Давайте отметим это в своих путевых заметках. (Слайд №15).

А явление сохранения скорости тела называется инерцией (лат.)- бездеятельность, неподвижность. Найдите в учебнике на стр. 41 определение инерции, прочитайте. Давайте запишем это в своих путевых заметках. (Слайд №16).

Наш реальный мир накладывает ограничения на движение по инерции. Из-за сил трения и сопротивления скорость тел при движении по инерции уменьшается.

Примеры: велосипедист, перестав работать педалями; пуля из ружья.

Итак, давайте подведем итоги нашей работы в научном центре.

IV. Развитие знаний при решении творческих задач.

Закончите мои предложения:

  1. Инерция – это…
  2. Первым ввел понятие инерция в 17 веке…
  3. Если бы не было трения, то шар в опыте Галилея двигался бы…

Продолжим наше путешествие. (Слайд №17). Сейчас мы с вами посетим автопарк, прокатимся на автомобиле. Предлагаю вам изобразить поведение пассажира во время поездки.

Представьте, что я – водитель, вы – пассажиры.

Я – резко трогаюсь с места. Вы -…
Я – поворачиваю налево. Вы -…
Я – поворачиваю направо. Вы – …
Я – резко торможу. Вы – …

Проанализируйте, что происходит в этих случаях?

Ученики: Меняется скорость – появляется инерция.

Запишем в путевых заметках: Инерция проявляется, если изменяется скорость по величине или направлению.

Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом? (Ответ детей) (Слайд №18).

Учитель: У всех транспортных средств есть тормозной путь – это путь, который проходит автомобиль после остановки двигателя.

Он зависит от типа транспортного средства и от погодных условий. (Слайды №19 и 20).

Вопросы по дорожному движению:

  1. Зачем нужно пристегиваться ремнем безопасности?
  2. Иногда на кузове машины написано: “В кузове не стоять”, “На бортах не сидеть”. О чем говорят эти надписи?
  3. Зачем на повороте шофер замеляет ход машины?
  4. Для чего при торможении автомобиля обязательно включают задний красный свет?
  5. Почему водитель, ведя на буксире другой автомобиль, не должен резко менять скорость?
  6.  

А сейчас заглянем в мастерскую. (Слайд №21). Здесь вашим гидом будет мастер Дмитрий Андреевич (ученик).

Мастер: Ребята! Предлагаю вам изготовить киянку – это деревянный молоток, который используют для работы по дереву. Насадите молоток на рукоятку и объясните. (Слайд №22).

Во время работы у моего рубанка затупился резец. Как извлечь его из колодки? Кто может это сделать и объяснить?

Как видите, явление инерции помогло нам подготовить инструменты для работы. Я думаю, в жизни полученные знания вам пригодятся.

Я вам расскажу еще про одно изобретение, которое работает на явлении инерция – катапульта (рассказ про катапульту – “Гроза старинных крепостей”). (Слайд №23 и 24).

Я собрал модель катапульты из кастрюли и деревянной ложки. (Показывает).

Еще с помощью катапульты можно запускать самолетики. (Показывает).

А сейчас мы отправимся на стадион и посмотрим, как инерция помогает спортсменам.

Беседа с классом, показ слайдов. (Слайды №25-28).

Итак, инерция помогает в спорте.

Продолжим наше путешествие. Любите ли вы цирк? (Слайд №29).Сейчас мы туда и отправимся.

Знакомьтесь – знаменитый иллюзионист-фокусник Артем Юрьевич Южаков (ученик), покажет вам фокусы по инерции. (Слайд №30).

Показывает фокусы:

1. Монетка, лежащая на открытке, при резком щелчке падает в стакан.
2. На бутылке лежит бумажное кольцо, на нем монетка. При выбивании кольца линейкой, монета падает в бутылку.
3. Банка с водой на листе бумаги. При резком выдергивании бумаги, банка остается на месте.
4. Опыты с сырым и вареным яйцом.
5. На ножах висят бумажные кольца, а на них рейка. При резком ударе по рейке, она ломается, а колечки целы.
6. На тонкой нити висит тяжелый груз, внизу привязана толстая нить. Если резко дернуть за нижнюю нить, то порвется толстая (нижняя) нить, а тонкая остается целой.
7. На руке лежит кирпич, на нем орех. Резко ударить молотком, орех расколется, а руке не больно.

V. Закрепление.

Недавно в городе Инерция побывал Незнайка. Он оставил нам свои заметки. Давайте заглянем в них. Какие ошибки допустил Незнайка? Найдите их. (Слайд №31).

VI. Проверка знаний.

Ну вот, мы покидаем город Инерция, но на выходе вас ждет испытание.

Сейчас вы должны будете решить этот тест. Решайте парами. (Слайды №32-37)..

И я вам желаю успехов в изучении физики!

Итак, наше путешествие завершилось. Мы покидаем город Инерция, но с явлением инерции мы не прощаемся, т.к. она сопровождает нас повсюду.

Вот еще несколько примеров ее проявления. Показ слайдов. (Слайды №38-43).

VII. Заключение. Рефлексия.

- Как вы поняли, что такое инерция?

- Где она помогает?

- Где приносит вред?

- Что понравилось сегодня на уроке больше всего?

- Пригодятся ли вам полученные сегодня знания?

Свое впечатление от урока вы мне оставьте в виде смайликов. (Дорисовать рот на смайлике)

VIII. Итоги работы. Оценки.

IX. Домашнее задание. (Слайд №44 и 45).