Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения

Разделы: Работа с дошкольниками


В нашем ДОУ вопросы обеспечения безопасности на улицах города часто рассматриваются на педсоветах, консультациях, семинарах. Мы анализируем работу, делимся опытом, учимся друг у друга.

Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему. Рост количества машин на улицах города, увеличения скорости их движения, растущие пробки на дорогах являются одной их причин ДТП. Никого не оставляют равнодушными неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети

Обеспечение безопасности детей на дороге остаётся приоритетной проблемой общества. Свидетельством этого являются целевые программы, принятые как на федеральном, так и на региональном уровне.

Большую роль в решении данной проблемы имеет организация работы по предупреждению ДТП в дошкольных учреждениях. В практику детского сада в настоящее время вошли программы по основам безопасности жизнедеятельности детей, направленные на формирование у ребенка навыков правильного поведения в нестандартных ситуациях на дороге. Это программа “Основы безопасности детей дошкольного возраста” (Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б.), методическое пособие “Дорога, ребенок, безопасность” Н.И.Клочанова, цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста “Ребенок на улице” А.А.Вдовиченко. Но при анализе оказалось, что существующая литература и методические рекомендации в основном рассчитаны на детей 5-7 лет, т.е. на детей старшего дошкольного возраста. А для младших дошкольников программ и методических разработок практически нет.

Знакомство детей с дорожной азбукой, формирование у них навыков правильного поведения на дороге необходимо начинать с самого раннего возраста. Важно сделать это до того, пока ребенок не перенял и не принял неправильных стереотипов поведения на дороге, к сожалению, на сегодняшний день преобладающих во взрослой среде.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, в нашем ДОУ был разработан долгосрочный практико-ориентированный проект “Воспитываем культурного пешехода” для детей среднего дошкольного возраста. Предложенный проект попытка показать на практике систему работы по обучению малышей основным правилам дорожного движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.

Целью данного проекта является формирование у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.

Для реализации поставленной цели были определены задачи:

  1. Продолжить знакомить детей с ПДД.
  2. Расширить знания детей о транспортных средствах.
  3. Познакомить детей со значениями дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
  4. Развивать наблюдательность и любознательность.
  5. Формировать навык остановки перед выходом на улицу.
  6. Воспитывать умение ориентироваться на местности вокруг детского сада.
  7. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.
  8. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей

Наряду с общеизвестными дидактическими принципами (наглядность, систематичность, последовательность, доступность и др.) данный проект требует соблюдения таких принципов:

  1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода (т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития).
  2. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения, соблюдение этих правил на дорогах гарантирует ГИБДД.
  3. Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семье – родители должны выступать активными участниками педагогического процесса.

Таким образом, кроме детей, участниками проекта являются и родители.

Начиная работу по данной теме, педагогами была изучена нормативно-правовая база и литература, касающаяся обеспечения безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Необходимо было еще раз изучить содержание работы по формированию навыков безопасного поведения и ЗОЖ, как эта проблема формулируется учеными и разработчиками методических пособий.

Для оценки уровня знаний и интересов детей, степени сформированности практических умений и навыков были разработаны диагностические карты. За основу показателей развития уровня знаний взяты программные задачи.

Результаты показали, что 50% детей имеют низкий уровень освоения программного материала по данной теме и лишь 20% детей правильно ответили на все предложенные вопросы.

Результаты обследования позволили определить дальнейшие цели и пути работы по данному направлению.

В начале проекта было проведено анкетирование родителей, целью которого было определить актуальность проблемы безопасности жизнедеятельности ребенка и целесообразность проведения специализированных занятий по обучению детей дорожной грамоте.

Анкетирование позволило выявить темы, которые родители считают наиболее актуальными. Все родители (100%) выделили тему “Ребенок на улице”.

Анализ анкет помог определить наиболее эффективные методы подачи дорожной грамотности, выбрать эффективные формы общения.

Для успешной реализации проекта в ДОУ были созданы необходимые условия:

  1. В каждой группе организованы “уголки безопасности”, которые постоянно обновляются, т.к. меняется возрастной состав группы. Материал представленный в уголках разнообразен: это атрибуты для сюжетно-ролевых игр, макеты дороги, настольно-печатные игры, помогающие лучше запоминать и усваивать азбуку поведения на дороге и др.
  2. Оформлен стенд “Внимание дорога”, в котором размещается информация для родителей по данной проблеме, советы и памятки. Два раза в месяц информация обновляется. В родительских уголках систематически размещаются ширмы “Вы, ребенок и дорога”, “Это должен знать каждый”.
  3. На методическом совете ДОУ родилась идея создать в холле детского сада центр по дорожному движению “Улица нашего города”, в котором дети разного возраста обыгрывали бы различные ситуации, приобретали опыт поведения на улице.
  4. На территории детского сада имеется транспортная площадка, где дети имеют возможность в летний период поиграть и почувствовать себя в роли пешехода, отработать навыки перехода дороги.

Для качественной организации воспитательно-образовательного процесса был разработан перспективный план по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге и перспективный план мероприятий с родителями.

Ежемесячно с детьми проводятся занятия по обучению дорожной грамоте: “Красный, жёлтый, зеленый”, “Пешеход, пешеход, помни ты про переход” и др.

Каждое занятие по ПДД – это праздник, потому что нет ни одного традиционного, скучного, унылого. Совсем наоборот, всякий раз дети совершают увлекательные путешествия, помогают тем, кто еще недостаточно знает дорожную азбуку. Маленькие пешеходы и пассажиры постигают азы дорожной азбуки посредством игры, творчества. В работу по обучению своих малышей педагоги включают разнообразные ролевые, подвижные игры, развлечения “В гости к крокодилу Гене”, разыгрывание ситуаций на макете.

В процессе обучения дошколят навыкам безопасного поведения на дороге у нас есть своя “изюминка”, свой “конек”. Мы большое внимание уделяем воспитанию культуры поведения в транспорте. Эта тема как-то выпадает из поля зрения педагогов. Мало внимания уделяют ей и родители. А между тем, от поведения пассажира во многом зависит и его безопасность, как участника дорожного движения, и других людей. Для младших дошкольников оформлена красочно иллюстрированная книжка “Как вести себя в общественном транспорте”, которая в легкой и доступной стихотворной форме помогает детям познакомиться с правилами поведения (как правильно садиться в автобус, как вести себя на остановке и др.)

Таким образом, работа по обучению детей дорожной безопасности охватывает все виды деятельности. Полученные знания ребенок пропускает через продуктивную деятельность, а затем реализует в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.

Эффективность работы по обучению детей дорожной грамоте во многом зависит от положительного примера взрослых. Поэтому большое внимание в нашем дошкольном учреждении уделяется работе с родителями.

Необходимо, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения каких-либо правил поведения, если они сами не всегда им следуют. Формы работы с семьёй разнообразны. Прежде всего, педагоги знакомят родителей с работой, которая проводится в группе по обучению детей дорожной грамоте, рассказывают об успехах детей в освоении правил поведения на улице, в транспорте. До родителей доводится статистика ДТП, как в городе, так и в районе.

На собраниях и в беседах подчеркивается та моральная ответственность, которая лежит на взрослых, основной упор в работе с родителями делаем на том, чтобы родители сами подавали пример детям в безоговорочном подчинении требованиям дорожной дисциплины, так как нарушать правила поведения дошкольники учатся, прежде всего, у взрослых.

Таким образом, для выполнения поставленных задач мы объединили усилия дошкольного учреждения и семьи.

Систематическая работа с детьми по формированию навыков безопасного поведения в дорожно-транспортной среде, использование эффективных современных методов и приемов, учет возрастных особенностей детей дают положительные результаты. Промежуточная диагностика показала, что у детей значительно повысился уровень освоения программного материала. Выводы делать еще рано, но результаты нас радуют. То, что положительная динамика есть, подтверждает и анкетирование родителей. Родителями было отмечено, что у детей значительно повысился уровень знаний по дорожной грамоте, дети узнают знаки на улице и даже обсуждают с родителями, как поступить в какой-то ситуации, пусть даже с детской наивностью и непосредственностью. Результат работы на сегодняшний момент – это то, что наши воспитанники проявляют интерес к деятельности, которую им предлагают, что является показателем результативности деятельности детей в данном возрасте.

Радует тесное сотрудничество с родителями, которые активно включились в работу по реализации проекта.

На заключительном этапе будет проведена итоговая диагностика, по результатам которой, можно будет судить об эффективности системы работы. Результаты будут проанализированы и выработаны необходимые рекомендации.

Нужно сделать всё, чтобы наши дети росли здоровыми и счастливыми и шагали вместе с нами по безопасной дороге в безопасный мир!