Взаимосвязь развития мелкой моторики и речи детей раннего возраста, имеющих отклонения в развитии

Разделы: Логопедия


Перед педагогическом коллективом “Прокопьевского дома ребенка специализированного” для детей раннего и дошкольного возраста, отстающих в развитии, стоит задача подготовить своих воспитанников к самостоятельной жизни. А для этого необходима достаточно полная коррекция и компенсация дефектов развития у детей, максимальное приближение всего развития к нормальному состоянию.

Решающую роль в предупреждении нарушений развития играет как можно более раннее начало коррекционно-воспитательной работы, которая позволяет предотвратить вторичные отклонения в развитии ребенка.

Лечебно-педагогический подход к работе с детьми предполагает различные виды занятий, каждое из которых имеет большое значение для реабилитации ребенка. Как показывает опыт, занятия по формированию предметно-практической деятельности оказываются достаточно эффективным средством оптимизации развития.

Основной формой воздействия на ребенка в специальных дошкольных учреждениях являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. Занятия проводятся учителем-дефектологом и воспитателями, которые составляют педагогический коллектив группы. Содержание занятий определяется “Программой воспитания и обучения детей в доме ребенка” под редакцией Р.В. Ямпольской, “Программой воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью” Л.Б. Баряевой, О.Б. Гаврилушкиной. Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить и о возрастных особенностях детей, о тех отклонениях в развитии, которые характерны для наших воспитанников.

Большинство детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. Например, ребенок не может держать одной рукой основание пирамидки, а другой нанизывать колечко на стержень, или просто держать предмет в одной руке, а другой подхватывать другой предмет и т.п.

Недостаточное развитие зрительно-двигательной координации приводит к тому, что ребенок часто промахивается при попытке взять предмет, так как неверно оценивает направление.

Занятия проводятся дефектологом и педагогом при поддержке психолога. Необходимы также регулярный контроль неврологического статуса ребенка неврологом для уточнения степени сформированности пространственных представлений и особенностей формирования ведущей руки у ребенка.

Коррекционные занятия проводятся как индивидуально, так и в небольших группах – по 2-3 ребенка со сходными проблемами. Как правило, это дети, с которыми предварительно уже проводились индивидуальные занятия. Все задания в каждом из этапов даются в игровой форме. В зависимости от уровня сформированности игры у ребенка подбираются разные варианты игры.

На подготовительном этапе выбор заданий зависит от объема зрительного внимания ребенка, его ориентации на определенные сенсорные стимулы (звук, цвет, свет, запах и др.).

Основная задача этого этапа – установить эмоциональный контакт с ребенком, дать ему понять, что взрослый – его партнер и помощник, с которым он чувствует себя надежно и спокойно, который может предложить интересное занятие.

Игры и занятия подготовительного этапа:

  • играем со звучащими предметами (например, поочередное извлечение звуков: “на” - “дай мне”);
  • рвем бумагу, фольгу, непряденую шерсть и складываем в коробку;
  • смешиваем краски, играем с разноцветной водой;
  • пускаем мыльные пузыри;
  • играем с тестом, глиной, пластилином (стучим, шлепаем, месим, отрываем кусочки).

На этапе формирования и развития целенаправленных действий, избирательности, освоение отдельных операций перед нами стоит основная задача – формирование понимания цели действий; развитие избирательности в действиях; умение выбрать из двух предложенных занятий и обозначить свой выбор; использование коммуникативных средств (слово, звук, жест) для отказа от задания или согласия на его выполнение.

Виды заданий:

  • открываем банки с завинчивающимися крышками, кладем туда деревянные бусы и гремим;
  • открываем пластиковую бутылку с завинчивающейся крышкой и кладем в нее фасоль;
  • втыкаем в пластилин, глину, соленое тесто палочки, спички, фасоль;
  • отрываем маленькие кусочки пластилина, гофрированной бумаги, цветной бумаги и заполняем контур;
  • размазываем пластилин или воск по картону;
  • рассыпаем блестки разного цвета внутри намазанного клеем контура;
  • выкладываем деревянные кубики, строим из них башни;
  • выбираем один предмет из кучи – сначала это крупные предметы, которые можно брать всей кистью, потом помельче, которые можно брать в щепоть;
  • учимся разворачивать интересную игрушку, завернутую в бумагу или ткань, разворачивать конфету;
  • вынимаем предметы из корзинки и складываем их обратно;
  • снимаем и прикрепляем прищепки, ломаем тонкие прутики, вытаскиваем шнурок из пособия по шнуровке;
  • рисуем красками без помощи кисточки. Сначала делаем отпечатки пальцев или всей ладони на бумаге или зеркале. Затем переходим к рисованию сначала всей ладонью, потом только указательным пальцем.

На этапе обучения использованию инструментов учимся:

  • заводить игрушку (например, мышку) и ловить ее;
  • нанизывать крупные деревянные бусы на деревянную палку, пользуясь двумя руками; нанизывать бусы на толстую проволоку;
  • удерживать кисть и проводить ею линии на бумаге;
  • держать деревянный молоточек и стучать им (например, по металлофону).

В процессе завершающего этапа по обучению планирования своей деятельности, понимания цели и последовательности действий ребенок учится:

  • делать “колобки” из непряденой шерсти;
  • изготавливать различные аппликации;
  • набирать краску на кисточку и проводить линии в определенном месте.

Для развития подготовительных этапов речи надо использовать все моменты общения с детьми.

Большое значение в развитии подготовительных этапов речи имеют общая активность ребенка, его действия с игрушками и повышенный интерес ко всему окружающему, в первую очередь к окружающим взрослым и игрушкам.

Для развития у ребенка речевой активности надо прислушиваться к издаваемым звукам, повторять за ним и вызывать на подражание. При этом речь должна быть эмоциональной, ласковой, богатой различными интонациями, что будет способствовать развитию интонационной стороны активной речи ребенка. Для развития понимания речи взрослого говорить с ребенком короткими фразами, подчеркивать интонацией слово, которое он должен выделить. Важно, чтобы это слово совпадало с моментом, когда ребенок проделывает называемые движения или смотрит на называемый предмет или на движения и действия, выполняемые взрослым.

В детском учреждении развитие речи детей, помимо повседневной жизни, должно систематически проводиться на занятиях. Занятия по развитию понимания и активной речи занимают центральное место в воспитании ребенка этого возраста.

В работе представлен конспект логопедического занятия, на котором ребенок развивает и накапливает пассивный и активный словари, резвивает мелкую моторику

Конспект открытого логопедического занятия.

Тема: Кошка

Цель:

  1. Развивать и накапливать пассивный и активный словари ребенка.
  2. Развивать мелкую моторику, моторику артикуляционного аппарата, речевое дыхание.
  3. Воспитывать личностные отношения к взрослому, любовь к домашним животным.

Задачи:

  1. Научить понимать и выполнять словесные инструкции в процессе обыгрывания игрушек, в процессе общения со взрослыми.
  2. Побуждать к воспроизведению звукоподражаний, произношению простых слов типа: “НА”, “ДАЙ”, “КИСА”, “МЯУ”, “ТА-ТА-ТА”.
  3. Вводить в речь детей слова, обозначающие качества предмета:  “МЯГКАЯ”, “ПУШИСТАЯ”.
  4. Закреплять выполнение артикуляционных упражнений для всех  мышц, упражнений на развитие речевого дыхания.

Материал: деревянный шпатель, сироп шиповника, крем, плоская тарелочка  с манной крупой, мягкая игрушка “кошка”, корзинка,   пластмассовая бутылочка, декоративные камешки.

Ход урока