Предлоги "на", "под"

Разделы: Логопедия


Цели:

Коррекционно-образовательные.

– Учить детей определять пространственное расположение предметов с помощью предлогов “на” и “под”.

– Учить детей самостоятельно составлять предложения с предлогами “на” “под”.

– Закрепить навык употребления этих предлогов в экспрессивной речи.

Коррекционно-развивающие.

Развивать умение дифференцировать предлоги “на” и “под”.

– Развивать диалогическую речь, память, внимание, мышление.

– Развивать тонкую и общую моторику.

Коррекционно-воспитательные.

– Воспитывать мотивацию к обучению.

– Воспитывать навыки общения, доброжелательности и взаимовыручку.

Оборудование:

– игрушки: мяч, ёлка, детская мебель, кукла, ёлочные игрушки, машинка, кубик, кегля;

– предметные картинки, магнитофон, кассеты, трафареты снежинок, схема предлогов “на”, “под”.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед: Ребята, какое у нас сейчас время года?

Дети: Зима.

Логопед: Какая погода бывает зимой?

Дети: Погода бывает зимой холодная, морозная.

Логопед: А какой праздник скоро будет?

Дети отвечают: Новый год.

Логопед: На новый год совершаются чудеса. Я думаю, что и с нами произойдёт тоже какое-нибудь чудо.

2. Сообщение темы занятия.

Логопед: Ребята сегодня на занятии мы с Вами будем употреблять, выделять и составлять предложения с маленьким словом “на” и с маленьким словом “под”.

На ковре лежат игрушки: мяч, кубик, барабан, машина, карандаш, кегля и т. д.

Логопед: Ребята! Давайте наведём порядок в группе. Я вам буду давать игрушку и говорить, куда её нужно убрать, а вы мне должны ответить, что вы сделали, но положить игрушку надо на стол или под стол.

(Дети составляют предложения с предлогами “на”, “под”).

Логопед: Что это? (показывает на барабан)

Ребёнок: Это барабан.

Логопед: Положи барабан на стол. Что ты сделал?

Ребёнок: Я положил барабан на стол.

Логопед: Что это? (показывает на машину)

Ребёнок: Это машина?

Логопед: Положи машину под стол. Что ты сделал?

Ребёнок: Я положила машину под стол.

и т. д. (после выполненного задания дети садятся на ковёр).

3. Релаксация (под музыку).

Логопед: Ребята, закройте глаза и представьте, что идёт снег. Снежинки падают вам на голову, на плечи. Вам холодно. Давайте поёжимся. Протянем ручки и представим, что снежинки упали вам на ладошки. Ладошки замёрзли, мы их погрели. (Дети дуют на ладошки). Ребята, откройте глаза.

4. Динамическая пауза.

Логопед: Встаньте. Давайте с Вами покружимся как снежинки.

(Музыка звучит. Дети кружатся и приближаются к уголку, где имеются декорации: комната с игрушечной мебелью, ёлкой и разбросанными вокруг неё ёлочными игрушками ).

5. Работа по теме.

Логопед: Ребята, посмотрите – мы с вами попали в сказку. Эта сказка о кукле Маше – Маше-растеряше. Я вам сейчас эту сказку расскажу.

Жила была девочка Маша. Все называли её Маша – растеряша, потому что она всё теряла и забывала. Ребята, давайте с ней поздороваемся.

Дети: Здравствуй, Маша.

Кукла Маша: Здравствуйте ребята.

Логопед: Маша, что ты делаешь?

Кукла Маша: Елку хочу украсить, да игрушки уронила и все растеряла!

Логопед: Ребята, помогите Маше найти игрушки и украсить елку.

(Логопед вызывает детей по очереди, шепчет им на ухо, где находится игрушка, и предлагает повесить игрушку на ёлку или поставить под ёлку. Дети достают её и проговаривают, где они её взяли. Например: “Я взял красный шар под диваном . Я повесил красный шар на елку” и так далее. Дети украшают елку).

Кукла Маша: Спасибо Вам, ребята.

Логопед: Маша. Ребята выучили стихотворение. Послушай его, не про тебя ли оно написано?

6. Физминутка.

Рано, рано по утру ищет вещи Машенька.

(Дети приседают и смотрят в правую сторону, а затем в левую.)

Где штанишки, где носки.

(Дети пожимают плечами).

Не могу я их найти.

(Дети топают ножками).

Вот какая Маша, Маша – растеряша.

(Дети разводят руками).

Кукла Маша: Да, ребята, это стихотворение про меня. Но что же мне делать?

Логопед: Кукла Маша. А ты посмотри, как ребята умеют работать на занятии и они ничего не теряют.

Кукла Маша: Хорошо.

7. Игра: “Скажи правильно”.

Логопед: Ребята, у вас на столе предметные картинки и схемы маленьких слов. Вам нужно составить предложения, в котором будет маленькое слово “на” или маленькое слово “под”.

Предметные картинки:

– стул, кукла;

– полка, машинка;

– стол, собака;

– тумбочка, ваза;

– диван, кошка;

– кровать, тапочки,

(Дети составляют предложения, выделяя предлоги “на” или “под” и добавляя глагол).

Дети:

– Кукла сидит на стуле.

– Собака лежит под столом. И т.д.

8. Игра “Помоги кукле Маше исправить ошибку”.

Кукла Маша: А я двойку в школе получила вчера (показывает тетрадь). Я всё правильно написала, но учительница “двойку” поставила.

Логопед, смотрит в тетрадь: Маша, у тебя здесь много ошибок. Ребята, поможем Маше исправить ошибки.

Бабушка села под дубовую скамейку.

(Дети исправляют ошибку: – Бабушка села на дубовую скамейку. И так далее).

Мяч укатился на деревянный стул.
Воробей взлетел под сосновую ветку.
Ёж спрятался на берёзовый пень.
Подарки лежат на пушистой ёлкой.
Карандаш упал под письменный стол.

Кукла Маша: Спасибо вам, ребята. Я больше не буду Машей – растеряшей. Я буду убирать на место свои вещи и буду учиться хорошо. До свидания, ребята.

Дети: До свидания, кукла Маша! Приходи к нам ещё в гости. (Кукла уходит).

9. Развитие мелкой моторики.

По розданным логопедом шаблонам дети обводят снежинку.

10. Итог.

Логопед: Молодцы, ребята! Ребята, с какими предлогами мы познакомились на занятии? – Чему научились?

11. Сюрпризный момент.

Логопед: Пока мы с Вами занимались, произошло чудо. Приходил Дед Мороз и принес Вам подарки (достает под елкой подарки и раздаёт детям).