Государственная дума – история и современность. 9-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 9


Цели урока:

- рассмотреть создание первого представительного законодательного органа – Государственной думы; уяснить, что в результате появления Государственной думы политическая система Российской империи получила возможность эволюционировать в сторону конституционной монархии; раскрыть плюсы и минусы российского представительства;

- способствовать углублению знаний об истории нашей страны, пониманию значения парламентаризма, повышении политической грамотности.

Основные знания: основные положения Манифеста 17 октября 1905г.; суть российской избирательной системы; изменения в политической системе Российской империи.

Основные понятия: конституционная монархия, парламент, избирательные курии, Федеральное Собрание, Совет Федерации.

Оборудование: компьютер, проектор, портреты – Николая II, председателей Государственных дум, хрестоматии по истории России, Конституция РФ. В ходе рассказа выводятся слайды:

Слайд 1. Государственные думы России (1906-1917 гг.)

Дума Время работы Председатель
I Дума 27 апреля 1906 г. - 8 июля 1906 г. Кадет С.А.Муромцев
II Дума 20 февраля 1906 г. - 2 июня 1907 г. Кадет Ф.А.Головин
III Дума 1 ноября 1907 г. - 9 июня 1912 г. Октябристы – Н.А.Хомяков (ноябрь 1907-март 1910),

А.И.Гучков (март 1910-март 1911),

М.В.Родзянко (март 1911-июнь 1912)

IV Дума 15 ноября 1912 г. - 1917 г. Октябрист М.В.Родзянко

Слайд 2. I Государственная дума:

Кадеты – 179 чел.

Национальные партии и группы – 63 чел.

Октябристы – 16 чел.

Беспартийные 105 чел.

Трудовики - 97 чел.

Социал-демократы – 18 чел.

Слайд 3. II Государственная дума

Социал-демократы 65 чел.; эсеры – 37 чел.; народные социалисты – 16 чел.; трудовики – 104 чел.; кадеты – 98 чел., октябристы и правые – 54 чел., национальные партии и группы – 76 чел.; беспартийные – 50 чел.; другие – 18 чел.

Слайд 4. III Государственная дума:

Монархисты - 147 чел.

Октябристы - 154 чел.

“Прогрессисты” - 28 чел.

Кадеты – 54 чел.

Национальные партии и группы – 26 чел.

Трудовики – 14 чел.

Социал – демократы – 19 чел.

Слайд 5. IV Государственная дума:

Правые – 64 чел.

Русские националисты и умеренно-правые – 88 чел.

Правые центристы (октябристы) – 99 чел.

Левые центристы:

Кадеты – 57 чел.

Прогрессисты – 47 чел.

Мусульманская группа – 6 чел.

Левые радикалы:

Трудовики – 14 чел.

Социал-демократы – 4 чел.

Ход урока

1. Сообщение темы и целей урока.

2. Слово учителя с показом слайдов.

3. Проведение игры – викторины “Государственная Дума – история и современность”.

4. Обоснование темы, цели урока, актуализация темы, мотивация.

Учитель. В 1906 г. В России было создано первое представительное учреждение – Государственная Дума. Это событие стало отправной точкой в развитии избирательного права, демократических институтов, политических партий, традиций отечественного парламентаризма.

Революция 1905 г. Имела незавершенный характер, она не смогла разрешить все проблемы, которые ее породили. Но тем не менее она заставила власть пойти на некоторые уступки (прил. 1 – отрывок из письма Николая II к матери окт. 1905 г.). Был несколько смягчен политический режим. Трудящиеся получили право создавать массовые самодеятельные организации: профсоюзы, культурно-просветительские общества, кооперативы, страховые организации и т.д. Подданным Российской империи были дарованы некоторые, хотя и весьма ограниченные, демократические права: неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний и союзов. Был отменен циркуляр 1897 г. – об уголовном наказании стачечников, легализованы, с некоторыми оговорками, экономические забастовки, ликвидировано право земских начальников налагать на крестьян административные взыскания, в том числе телесные наказания. И, наконец, был решен вопрос о создании первого представительного в России органа власти – Государственной думы.

18 апреля 1905 г. Николай был вынужден подписать рескрипт, в котором обещал привлечь избранных представителей народа “к участию в предварительной разработке и обсуждению законодательных предположений”. Разработка законопроекта об учреждении Думы и положений о выборах в нее была поручена Министерству внутренних дел, которое после отставки П.Д.Святополк-Мирского возглавил А.Г.Булыгин. Даже с первого прочтения опубликованного проекта становилось понятно, что он не соответствует уровню политического ожидания общества. Дума наделялась лишь законосовещательными функциями. Подавляющее большинство населения было лишено избирательных прав. Осенние революционные события сорвали выборы в этот орган и заставили власть предложить более радикальный вариант.

17 октября 1905 г. Николай II подписал манифест, в котором “даровал” населению гражданские права и свободы и Думу, наделенную законодательными полномочиями. Был издан указ, регламентирующий выборы в Государственную думу. Все население страны делилось на 4 избирательные курии: землевладельческую, городскую, крестьянскую и рабочую. Выборы не были всеобщими: в них не могли участвовать женщины, военнослужащие, молодежь до 25 лет, рабочие мелких предприятий, некоторые национальные меньшинства. Не были они и равными: каждое сословие имело свои нормы представительства: один голос помещика приравнивался к 3 голосам буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих. Выборы были не прямыми: для крестьян- четырехстепенные, рабочих - трехстепенные, для буржуазии и помещиков – двухступенные. Члены Государственной думы избирались на 5 лет. Император сохранил всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним правительство, руководство внешней политикой, армией и флотом. Он мог издавать в перерывах между сессиями Думы законы и распускать Думу до истечения срока ее полномочий.

27 апреля 1906 г. В присутствии Николая II состоялось торжественное открытие I Государственной думы. Наиболее крупными фракциями в ней были кадетская и крестьянская (“трудовики”). Большевики и эсеры бойкотировали выборы. Крестьяне, которые не получили помещичьей земли от царя, пришли за ней в Думу и были готовы поддержать любые политические силы, обещавшие им быстрее достичь желаемой цели. Аграрный вопрос занял центральное место в думской деятельности. Фракция трудовиков выступила с законопроектом, в котором потребовала отчуждения помещичьих и прочих частновладельческих земель, превышавших “трудовые нормы”, создания “общенародного земельного фонда” и введения уравнительного землепользования. В процессе обсуждения часть трудовиков выдвинула еще более радикальный проект: немедленное и полное уничтожение частной собственности на землю и объявление ее вместе с недрами и водами общей собственностью всего населения России. Правительство обвинило Думу в революционных замыслах, и 9 июля 1906 г. Царским манифестом I Дума была распущена.

20 февраля 1907 г. Начала работу II Государственная дума. По своему составу она оказалась еще более левой, так как в выборах приняли участие и революционные партии – социал-демократы и эсеры. Дума отказалась обсуждать, а тем более утверждать указ Столыпина от 9 ноября 1906 г., хотя правительство уже активно претворяло его в жизнь. Депутаты занялись собственным законотворчеством. В правительстве созрело решение разогнать Думу и одновременно опубликовать новый избирательный закон, не допускающий к депутатским мандатам нежелательных для властей элементов. Это решение противоречило основным законам, гласившим, что изменить избирательный закон можно только с согласия Думы.

3 июня 1907 г. Был издан царский манифест о роспуске II Думы и об изменении Положения о выборах. Это событие вошло в историю под названием третьеиюньского государственного переворота.

Избирательный закон от 3 июня 1907 г. Коренным образом перераспределял число выборщиков в пользу помещиков и буржуазии, теперь один голос помещика приравняли к 4 голосам крупной буржуазии, 65 голосам мелкой буржуазии, 260 голосам крестьян и 543 голосам рабочих, были ограничены права нерусских народов.

III Государственная дума, депутаты которой избирались по новому закону, собралась на первое заседание 1 ноября 1907 г. Наибольшее представительство в ней имели октябристы и монархисты. Эсеры выборы бойкотировали. Тем самым правительство смогло представить аграрный законопроект на утверждение.

В 1912 г. завершила свою деятельность III Государственная дума, 15 ноября 1912 г. открылась IV Дума. По своим настроениям IV Дума была более оппозиционной. Лидер кадетов П.Н.Милюков строил планы создания в Думе “прогрессивного блока” из депутатов, приверженных умеренным реформам, для оказания давления на правительство. Началом парламентской атаки на власть стала знаменитая речь Милюкова 1 ноября 1916 г. Резко критикуя официальную военную и хозяйственную политику (прил. 2 – речь Милюкова). С не менее эффективными разоблачительными речами выступили националист В.В.Шульгин и монархист В.М.Пуришкевич.

16 декабря 1916 г. Дума была распущена и только 14 февраля 1917 г. в канун февральского отречения Николая II возобновилась ее деятельность. 25 февраля 1917 г. Была вновь распущена и больше официально не собиралась, но формально и фактически существовала. IV Дума сыграла ведущую роль в учреждении Временного правительства, при котором она фактически работала в форме “частных совещаний”. 6 октября 1917 г. Временное правительство постановило распустить Думу в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание.

18 декабря 1917 г. одним из декретов ленинского Совнаркома была упразднена и канцелярия самой Государственной думы.

В 90-е гг. Государственная дума стала одним из важнейших элементов новой политической системы. Выборы в Государственную думу проходили в 1993 г., 1995 г., 1999 г. 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Совет Федерации и Государственную думу. Часть депутатов избиралась по избирательным округам, часть – впервые в России – по партийным спискам. С 1995 г. Дума избирается на 4 года. По Конституции Дума утверждает Председателя Правительства, утверждает федеральный бюджет, но главным в ее деятельности является разработка законодательства, внесение и рассмотрение законопроектов. В Думе работают 450 депутатов. 225 депутатов избираются по округам, 225 – по партийным спискам.

3. Для проведения викторины разделить класс на группы, каждой предложить вопросы. В течении 15 минут группы должны подготовить развернутый ответ используя учебник, хрестоматии, Конституцию РФ.

Вопросы игры-викторины

1. Сколько Государственных дум было в России? Сколько из них проработали полный срок?

2. Где проходили заседания дореволюционной Думы?

3. Чем отличалось избирательное право эпохи “буржуазного” парламентаризма от современного избирательного права?

4. В какой Думе, дореволюционной или современной, было больше депутатов?

5. Почему Государственную думу Федерального Собрания РФ называют нижней палатой парламента России?

6. В каких случаях обе палаты Федерального Собрания РФ собираются вместе?

7. Есть ли фракции Государственной думы Федерального Собрания РФ, которые работали на протяжении всех 4-х созывов?

8. Какие решения не может принять Президент РФ без согласия Государственной думы?

9. Может ли Государственная дума Федерального Собрания РФ лишить Президента власти?

В качестве домашнего задания учащимся можно предложить следующий вопрос: Вы – депутат Государственной думы, избранный в вашем округе. Внесите на рассмотрение Государственной думы законопроект или изменения в действующий закон, которые на ваш взгляд, кажутся вам наиболее отвечающими интересам граждан России. Дайте развернутое обоснование вашей точки зрения.

Приложение 1

“Милая мама, сколько я перемучился до этого, ты себе представить не можешь… Представлялось избрать один из двух путей: назначить энергичного военного человека и всеми силами постараться раздавить крамолу, затем была бы передышка, и снова пришлось бы через несколько месяцев действовать силой; но это стоило бы потоков крови и, в конце концов привело бы к теперешнему положению, т.е. авторитет власти был бы показан, но результат оставался бы тот же самый и реформы вперед не могли осуществляться бы. Другой путь - предоставление гражданских прав населению – свободы слова, печати, собраний и союзов и неприкосновенность личности; кроме того, обязательство проводить всякий законопроект через Государственную думу – это, в сущности, и есть конституция... Немного нас было, которые боролись против нее. Но поддержки в этой борьбе ниоткуда не пришло, всякий день от нас отворачивалось все большее количество людей, и, в конце концов, случилось неизбежное. Тем не менее, по совести я предпочитаю давать все сразу, нежели быть вынужденным в ближайшем будущем уступать по мелочам и все-таки прийти к тому же”.

Приложение 2

Речь П.Н.Милюкова, произнесенная на заседании Государственной думы. 1 ноября 1916 г.

Мы потеряли веру в то, что эта власть может нас привести к победе… Когда вы целый год ждете выступления Румынии, настаиваете на этом выступлении, а в решительную минуту у нас не оказывается ни войск, ни возможности быстро подвозить их по единственной узкоколейной дороге и таким образом вы еще раз упускаете благоприятный момент нанести решительный удар на Балканах, - как вы назовете это: глупостью или изменой?.. Когда, со все большей настойчивостью Дума напоминает, что надо организовать тыл для успешной борьбы, а власть продолжает твердить, что организовать страну значит организовать революцию и сознательно предпочитать хаос и дезорганизацию – что это: глупость или измена?.. Мало того … когда намерено вызываются волнения и вспышки путем провокации, и притом знают, что это может служить мотивом для прекращения войны, -что это делается сознательно или бессознательно?

… И поэтому… во имя миллионов жертв и потоков пролитой крови, во имя достижения наших национальных интересов… мы будем бороться пока не добьемся той настоящей ответственности правительства, которая определяется следующими признаками: согласие и готовность членами кабинета выполнить программу большинства Государственной думы, Кабинет, не удовлетворяющий этим признакам, не заслуживает доверия Государственной думы и должен уйти.