Таблица умножения и деления на 3. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели: составить и выучить таблицу умножения и деления на 3, работать над усвоением смысла умножения и деления и взаимосвязи между ними, закреплять правила вычисления стороны и площади прямоугольника, развивать мышление, память, речь, воспитывать интерес к урокам математики.

Оборудование: учебник “Математика” Л.Г. Петерсон, воздушный шарик, жетоны с цифрами, шифр (плакат).

Ход урока

I. Организационный момент.

(Учитель показывает воздушный шар с надписью SOS, в нем записка от Гарри Потера. В классе дети прокалывают шарик и читают записку)

- Что означают эти три буквы? (С кем-то случилась беда, он просит о помощи)

- К нам пришло необычное послание от Гарри Поттера. Он попал в плен к злым волшебникам и просит нас о помощи. Мы должны выполнить задание. После выполнения заданий будем получать жетон с цифрами. Когда выполним все задания можем воспользоваться шифром, расшифруем и спасем Гарри Поттера.

II. Устный счет.

1 задание

- Дайте характеристику числу 287. (Это число трехзначное, записывается при помощи трех цифр, в нем 287 единиц, 28 десятков, 2 сотни. Его можно представить в виде суммы разрядных слагаемых 200 + 80+ 7, предыдущее число 286, последующее 288. Наименьшее трехзначное число 100. Наибольшее - 999)

- Запишите это число в тетрадь и выразите в разных единицах счета.

287 ед. = 28 д. 7 ед. = 2 с. 87 ед.

- Выразите в разных единицах измерения.

287 см = 28 дм 7 см = 2 м 87 см

(За выполненное задание получили жетон с цифрой 10)

2 задание

а) 3 слабых учащихся работают по индивидуальным перфокартам. Проверка табличного умножения и деления на 2.

б) Арифметический диктант.

В тетрадях пишем только ответы.

  • Перед домом стоит 12 машин, а мотоциклов на 9 меньше. Сколько мотоциклов стоит перед домом? (3).
  • В театральном кружке занимается 23 девочки. Это на 8 больше, чем мальчиков. Сколько мальчиков в театральном кружке? (15).
  • В бидоне 3 литра молока. Сколько молока в двух бидонах? (6)
  • Утром на полив огорода взяли 6 ведер воды, а вечером в 2 раза больше. Сколько ведер воды взяли вечером на полив огорода? (12).
  • В альбоме 15 открыток с комнатными растениями. Это на 6 больше, чем с деревьями. Сколько открыток с деревьями в альбоме? (9)

Проверка: фронтальная с помощью сигнальных квадратов.

- Прочитайте ответы. (3, 15, 6, 12, 9)

- Ниже запишите их в порядке возрастания. (3, 6, 9, 12. 15)

- Что интересного заметили? (числа увеличиваются на 3)

- Назовите среди них четные числа. (6, 9)

- Цепочкой будем прибавлять к 15 по 3, пока не получиться 30.

(Получили жетон сцифрой 15)

III. “Открытие” нового знания и первичное закрепление.

1. Запишите в тетради только ответы.

4 х 2 8 : 2 9 : 3
5 х 3 14 : 2 18 : 6
2 х 3 3 х. 7 5 х. 3

Проблема:

- Кто сумел справиться со всеми примерами?

- У всех ли получились правильные ответы?

- Кто не смог быстро решить все примеры? Почему? (Не хватило времени, не знаем ответы без таблицы умножения и т.д.)

- Кто попробует сформулировать цель нашего урока? (Попробуем составить и выучить таблицу умножения и деления на 3)

2. Составление таблицы.

- Что нам нужно вспомнить, чтобы легче было заполнить таблицу умножения и деления на 3. (Посчитать через 3)

IV. Физкультурная минутка.

Ритмическая игра “Счет через 3” (Разбившись парами, стоя лицом друг к другу дети считают молча, “про себя”, одновременно выполняя под счет движения. Вслух произносится кратное того числа, через которое ведется счет. Называя кратное дети касаются ладонями друг друга (как в считалочках). В итоге синхронного выполнения движений происходит непроизвольное запоминание чисел, которые учащиеся проговаривают вслух.

“Счет через 3”: коснуться руками ног (1), хлопнуть в ладоши (2), прикоснуться друг к другу ладонями и сказать “три”, коснуться руками ног (4), хлопнуть в ладоши (5), прикоснуться друг к другу ладонями и сказать “шесть” и т.д.)

Таблица записана на доске. (В начале урока она, как и тема урока была закрыта)

3 х 3 = 9 : 3 =
3 х 4 = 4 х 3 = 12 : 3 = 12 : 4 =
3 х 5 = 5 х 3 = 15 : 3 = 15 : 5 =
3 х 6 = 6 х 3 = 18 : 3 = 18 : 6 =
3 х 7 = 7 х 3 = 21 : 3 = 21 : 7 =
3 х 8 = 8 х 3 = 24 : 3 = 24 : 8 =
3 х 9 = 9 х 3 = 27 : 3 = 27 : 9 =

- Прочитайте выражение.

- Что показывает первое число в выражении? (Какое число мы берем слагаемым).

- Что показывает второе число? (Сколько раз мы берем слагаемым число 3)

- Сколько получиться? (9)

(Аналогично решают первые четыре выражения с проговариванием в громкой речи)

- Что вы заметили, смотря на первые три произведения? (Каждое следующее на три больше предыдущего)

Остальные произведения найдите сами, используя эту закономерность.

Проверка с помощью сигнальных квадратов.

- А дальше таблицу будем заполнять по строкам.

- Почему нет выражения 3 х 3? (Уже было)

- Сколько получиться в выражении 4 х 3? (12)

- Почему? Какое свойство умножения применили? (От перестановки множителей произведение не изменяется)

- Сколько получиться, если 12: 3? (4)

- Почему? Какое правило применили? (Если произведение разделить на один из множителей, то получиться другой множитель)

(Первые четыре строчки решают с проговариванием в громкой речи.)

- Последние три строки выражений решите самостоятельно.

(Проверка фронтальная с помощью сигнальных квадратов)

- Вернемся к нашим примера и теперь попробуем решить их зная таблицу умножения и деления на три.

(Получают жетон с цифрой 8)

V. Закрепление материала.

1. Выполните действия:

3 х 7 – 5 х 3 = 3 х 2 + 8 х 3 = 0 х 3 + 3 х 3 =

4 х 3 + 3 х 3= 3 х 6 + 1 х 3 = 3 х 9 + 0 : 9 =

- Какое действие будем выполнять сначала? (Сначала будем выполнять умножение и деление, а потом сложение и вычитание)

- Первые два примера у решаем у доски, проговаривая в громкой речи.

- 1 вариант – решает второй столбик.

- 2 вариант – решает третий столбик.

Проверка: (взаимопроверка в парах)

(Получают жетон с цифрой 6)

2. Коллективный разбор и самостоятельное выполнение задания.

Найди неизвестную площадь или сторону прямоугольника.

- Что известно? (Стороны прямоугольника)

- Что надо найти? (Площадь)

- Как это сделать? (Площадь - произведение длин двух сторон. Значит, чтобы найти площадь, нужно длину умножить на ширину)

- Ч то известно? (Известна длина одной стороны и площадь прямоугольника)

- Что надо найти? (Найти длину неизвестной стороны прямоугольника)

- Вспомним правило, как это сделать. (Чтобы найти длину одной стороны прямоугольника, надо площадь разделить на длину другой стороны)

1 вариант - а 15: 5=3 (м)

2 вариант - б 24: 3= 8 (дм)

Проверка: индивидуальная и фронтальная с помощью сигнальных квадратов.

(Получают жетон с цифрой 30)

3. Поставь вместо звездочки подходящий знак действий. (Примеры заранее записаны на обратной стороне доски)

27 * 3 * 7 = 17 27 * 3 * 7 = 16 27 * 3 * 7 =

27 * 3 * 7 = 23 27 * 3 * 7 = 6 27 * 3 * 7 =

Проверка: индивидуальная и фронтальная.

(Учащиеся выходят к доске и прикрепляют нужный знак действия. Остальные дети показывают сигнальные карточки).

(Получают жетон с цифрой 37)

VI. Итог урока.

- Проанализируйте свою работу.

- Все ли удалось сделать?

- Какие трудности встретили?

- Какую таблицу вы сегодня составили?

- Какие свойства умножения и деления вы использовали при составлении таблицы?

  1. От перестановки множителей произведение не изменяется.
  2. Если произведение разделить на один из множителей, то получиться другой множитель)

Все задания выполнили. Значит можем воспользоваться шифром и спасти Гарри Потера.

Шифр

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ ъ ы ь Э Ю Я , . ? !

18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37

На доске жетоны с цифрами: 10, 15, 8, 9,30,37

Дети расшифровывают: И Н Ж З Ь !

Составьте из этих букв слово.

ЖИЗНЬ!

Мы с вами спасли Гарри Потера. Молодцы!

Выставление оценок.

- Кто свою работу на уроке оценил на “5”? Почему?

- Кто свою работу на уроке оценил на “4”? Почему?

VII. Домашнее задание: учить таблицу умножения и деления на 3.