Мотивация познавательной деятельности студента-медика в системе среднеспециального образования

Разделы: Школьная психологическая служба


В настоящее время проблема становления высококвалифицированных специалистов приобретает большее значение. Современное общество предъявляет выпускнику медицинского училища, особые требования, среди которых важное место занимают высокий профессионализм, активность, умение сочувствовать, навыки общения на основе взаимопонимания, знание медицинской этики и деонтологии.

Процесс совершенствования подготовки будущих специалистов в условиях современного образования достаточно сложен и обусловлен многими факторами. Одним из факторов является степень адекватности мотивационных установок поступления и осознание значения получаемой профессии. При этом мотивационно-потребностное соответствие будущей деятельности является неприемлемым условием формирования социально зрелой личности.

Проблема мотивации является одной из фундаментальных проблем обучения. Вместе с этим, едва ли найдется другая такая же область психологического исследования, к которой можно было бы подойти со столь разных сторон, как к психологии мотивации.

Современное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить, ставить перед собой и обществом новые задачи и находить их решения, быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя, для других людей и для окружающего мира. Поэтому на первый план выдвигается развитие познавательной мотивации студента.

Современный процесс подготовки дипломированного специалиста-медика предъявляет новые требования к организации образования в системе СПО, так как в обществе всё более возрастает необходимость развития потенциала личности будущего специалиста-медика.

В образовании существуют положительные атрибуты свободы: свободы действовать, изменять, создавать и вдохновлять. При этом актуальнейшим аспектом образования является всё более повышающийся интерес к комплексному подходу формирования и повышения уровня мотивационных аспектов в обучении.

Таким образом, научный путь решения поставленной проблемы связан с разработкой концепции образовательного процесса с точки зрения развития познавательного потенциала будущих специалистов. Становится очевидным, что при этом необходима определённая система средств и способов организации мышления студентов-медиков, которая позволит самостоятельно строить цели медицинского исследования, разрабатывать поставленные задачи и успешно использовать результаты в медицинской практике, а также в образовательном пространстве.

Вопрос развития мотивации познавательных способностей студента- медика рассматривается как один из составляющих профессиональной подготовки, как содержательный элемент целостного образовательного процесса, разработка которого позволит сделать заключения и выводы о специфике, направленности и содержании учебной деятельности.

Разработка концепций мотивации образовательного процесса, основаны на комплексных подходах, и являются важной современной проблемой в сфере подготовки специалистов-медиков. Это требует от всех участников образовательного процесса серьёзной научно-теоретической подготовки и понимания специфики деятельности будущего специалиста. Существуют различные способы мотивации, из которых можно выделить следующие:

1. Нормативная мотивация - побуждение студента к определенному поведению посредством идейно-психологического воздействия: убеждения, внушения, информирования, психологического заражения и т.п.;

2. Принудительная мотивация, основывающаяся на использовании власти и угрозе ухудшения удовлетворения потребностей студента в случае невыполнения им соответствующих требований;

3. Стимулирование - воздействие не непосредственно на личность, а на внешние обстоятельства с помощью благ - стимулов, оценок, побуждающих студента к определенному поведению.

Главной особенностью подготовки будущих медицинских работников мы считаем комплексный характер подхода к формированию и повышению уровня познавательной мотивации. Именно это определяет особенности содержания и методов подготовки студентов к врачебной практике, их направленность на самостоятельную познавательную деятельность.

Наряду с формированием специальных знаний, научно-материалистического мировоззрения, общественной активности, ответственного отношения к делу, развитием организаторских способностей встаёт как одна из основных задач проблема развития личностных качеств студента, воспитание у него потребности в творческой деятельности, умения находить индивидуальный подход к пациенту, сочувствии, эмпатии.

Вхождение в самостоятельную жизнь в обществе, начало собственной индивидуальной биографии не проходит гладко и бесконфликтно. В частности, выявлено, что процесс адаптации к новым условиям обычно сопровождается отрицательными переживаниями, связанными с уходом из школьного коллектива с его взаимной помощью и поддержкой; неподготовленностью к большей самостоятельности в учебе в училище; неумением осуществлять самоконтроль поведения и деятельности; поиском оптимального режима учёбы и отдыха, налаживанием быта и самообслуживания.

В силу недостаточности жизненного опыта молодые люди путают идеалы с иллюзиями, романтику с экзотикой и т.п. В поведении юношей и девушек иногда проявляется внутренняя неуверенность в себе, сопровождающаяся иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятности и даже представлением о собственной неполноценности. В студенческом возрасте нередки и разочарования в профессиональном и жизненном выборе, существуют несоответствия ожиданий, представлений о профессии медика реалиям ее освоения. Каждый возраст имеет доминирующие характеристики: социальная ситуация развития человека; ведущий вид деятельности; важнейшие психические новообразования.

Социальная ситуация развития студентов определяется возрастными особенностями и спецификой их профессиональных намерений, изменением статуса личности. Новая социальная роль предоставляет некоторую свободу как в определении характера учебной деятельности и досуга, так и в выборе сфер и объектов общения. Определяющее влияние на то, как молодой человек распорядится полученной свободой, оказывает новая среда его обитания, особенно если он меняет место жительства. Новый статус по-другому ставит перед юношами и девушками вопросы организации быта и материального обеспечения своей жизни.

Важнейшим параметром, традиционно определяющим продвижение студентов в образовательном процессе является, его личностная заинтересованность или мотивация учения.

Студенты старших курсов, как правило, одновременно с учебой решают и иные проблемы: они стремятся найти работу по специальности, обзаводятся семьями, определяют личные, гражданские, социальные и политические приоритеты. Все это вместе взятое вступает в противоречие с достаточно регламентированной жизнедеятельностью училища, что затрудняет развитие профессионального самосознания, познавательных интересов, коммуникативной культуры - ведущих видов деятельности и психических новообразований, характерных для студенчества как специфической возрастной и социально-профессиональной группы. Именно этими обстоятельствами можно объяснить некоторое падение интереса к учебе у студентов от курса к курсу.

Наши наблюдения показывают, что первый кризис у студентов проявляется в самом начале учебы. Первокурсникам трудно перестроиться без посторонней помощи, у них появляется чувство тревожности, они испытывают неуверенность в себе, сомнения в правильности профессионального выбора. К сожалению, иногда преподаватели не обладают достаточной профессиональной компетентностью, позволяющей им поддержать студентов в этот сложный адаптационный период.

Важнейшим фактором преодоления данного кризиса становится развитие студента как субъекта учебной деятельности, формирование позитивной мотивации учения, что существенно влияет как на дальнейшее профессиональное самоопределение, так и на эмоциональное восприятие образовательной среды.

Второй кризис наступает после первой практики в учреждениях здравоохранения и на предвыпускном курсе, когда срабатывает эффект "когнитивного диссонанса", т.е. студент располагает двумя психологическими противоречивыми "знаниями" о медицине, деятельности, социальном статусе и профессиональном престиже. С одной стороны - теоретические, нормативные знания, полученные в процессе изучения профессиональных дисциплин, с другой - реалии современной системы работы, перегрузки, проблемы общения, невысокая зарплата среднего медицинского персонала и т.п. Преодоление этого диссонанса становится важным стимулом профессионального выбора студента, так как оказывает существенное влияние на пересмотр сложившихся стереотипов, мотивов выбора профессии, отношения к учебной деятельности, и самооценку себя как профессионально успешного человека.

Оба названных кризиса влияют как на динамику когнитивных составляющих личности студента (особенности мотивов учения и познавательных процессов, сформированность учебной деятельности и профессиональных умений), так и на развитие профессионально-личностных качеств, этических установок и ценностных ориентации будущего медицинского работника.

Становление будущего специалиста как высококвалифицированного специалиста, возможно лишь при сформированном мотивационно-ценностном отношении в его профессиональном становлении.

Современный образовательный процесс должен интегрировать педагогические, психологические, когнитивные, операциональные и валеологические компоненты. Такой способ построения обучения и воспитания студентов возможен на основе моделирования в образовательном пространстве будущей профессиональной деятельности, дающей образцы этики и деонтологии, здоровьесберегающих технологий обучения, гуманистической ориентации образовательного процесса, креативности, индивидуально-дифференцированного подхода и эмпатии.

Огромный вклад в работу по формированию мотивации обучения могут внести и преподаватели. Каждый из них в своей работе должен помнить о том, что в первую очередь необходимо изменить отрицательное отношение к учению. Для этого следует определить пути реализации этой цели:

1) Формирование устойчивой мотивации достижения успеха.

2) Помочь утвердиться в посильных для студента видах деятельности.

3) Создать условия для переживания ребятами успеха и положительных эмоций.

4) Ставить перед ними такие задачи, которые будут им посильны, выполнимы, т.к. они соответствуют их возможностям.

5) Нужно стараться вычленить те виды деятельности в ходе выполнения которых, учащийся может проявить инициативу и заслужить признание в группе, лицее. Это позволит изменить отношение к нему педагогов, родителей и его товарищей в лучшую сторону.

6) Отмечать, поощрять малейшие удачи в учебной деятельности, самые, казалось бы, незначительные сдвиги к лучшему.

7) Говорить спокойно, доброжелательно, заинтересованно.

Задача формирования мотивации учения стоит перед каждым членом педагогического коллектива. Успеха её выполнения можно достичь, только в том случае, если объединить усилия всех членов коллектива.

Повышение мотивации познавательной деятельности в учебном процессе также необходимое в частности потому, что именно ею поясняется интенсивность в осуществлении избранной профессиональной деятельности, активность в достижении результата и цели деятельности, которая призвана помогать людям.