Дифференциация на уроке русского языка в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Разным ученикам требуется разное время, разный объем, разные формы и виды работы для овладения программным учебным материалом. Дифференцированный подход позволяет учитывать тем или иным образом эту разницу; помогает развивать познавательные способности детей, постоянно поддерживать интерес к предмету и вовремя восполнять пробелы в знаниях; способствует подготовке слабоуспевающих к восприятию нового материала, достижению максимально высокой успеваемости и развитию психологических процессов каждого ученика. Задача достижения более высокой успеваемости во многих случаях может быть решена только с помощью изучения индивидуальных особенностей учащихся при дифференцированном подходе.

Цели:

  • развитие умения распознавать И. п. и В. п. им. сущ., формирование умения распознавать падеж им. сущ. в ед. ч.
  • развитие устной и письменной речи уч-ся;
  • воспитание навыков взаимоконтроля, самоконтроля, уважительного отношения друг к другу.

Ход урока

I. Орг. момент и цели урока

На доске написан текст загадки.

В золотой клубочек спрятался дубочек.

Вчера в автобусе я услышала спор двух мальчиков. Они определяли падеж существительного клубочек. Один из них рассуждал так: «Кто? что? – клубочек. Значит, это существительное в И.п.» Второй доказывал так: «Кого?, что? – клубочек. Значит это существительное в В.п.»

– Кто же из них прав? (рассуждения детей)

– Нам сегодня предстоит решить эту задачу.

II. Пров. д/з

Упр. 148. (ответ по плану)

– Какой рассказ у вас получился?

III. Орф. работа

1. Запишите данные слова с уменьшительно-ласкат. суффиксом -инк- и выделите орфограмму.

Горох, изюм, снег, крупа, сор, песок.

2. Проверка выполненной работы.

– Как проверить безуд. гласную в корне слова?

3. Какой части речи эти слова?

– Сейчас повторим об имени существительном.

IV. Повт. изучен. мат.

Подготовит. работа.

3 человека выходят к доске и выполняют задание:

1 – называет падеж
2 – вспомогательное слово
3 – вопросы к данному падежу

следующие 3 человека выполняют аналогичное задание:

1 – падеж, вопрос
2 – сущ. снегирь в данном падеже
3 – сущ. гнездо в данном падеже

вывод: Что помогает определить падеж имени существительного?

V. Нов. м/л

1) Дети работают в парах по карточкам.

1. Прочитайте.

Вокзал находится на окраине города.
На вокзал поступило сообщение о прибытии поезда.
Подъезжающие к городу пассажиры видят вокзал.

2. Определите, каким членом предложения является слово вокзал в данных предложениях. Определите падеж им. сущ. вокзал.

3. Сделайте вывод о том, как отличить существительное в И. п. от сущ. в В. п. Используйте для этого план:

– Каким членом предложения является существительное в И.п.?
– Употребляется ли с предлогом существительное в И.п.?
– Каким членом предложения является существительное в В.п.?
– Как употребляется существительное в В.п. с предлогом или без - предлога ?

2) Обсуждение выполнен. работы. Дети формулируют вывод об отличии имен существительных И.п. от имен существительных в В. п.

3) Работа по учебнику на с. 81

– Чтение правила, сравнение его с выводом, который сформулировали дети.

VI. Закр. изуч. мат.

1) Упр. 153 выполняется с комментированием.

Учащиеся озаглавливают текст, записывают его с комментированием, вставляя пропущенные буквы; разбирают указанное предложение и определяют падеж имени существительного мяч.

2) Подведение итога по данной работе.

VII. С/р

1) Учащиеся работают в группах. У каждой группы карточка с разноуровневыми заданиями.

  1. Выбирался на поляну неуклюжий медведь.
  2. Быстрая белочка перепрыгнула с березки на осинку.
  3. Трусливый зайчишка спрятался за пенек.
1 группа 2 группа 3 группа
Спишите. Подчеркните главные члены предл. Обозначьте имена сущ. в И. п. Выпишите словосочетания с именами сущ. в В. п Замените имена прил. близкими по. значению и запишите предлож.Обозначьте падеж им. сущ.

2) Проверка выполненной работы и подведение итога начинается с 1 группы.

– На какие вопросы отвечают имена существительные в И. п.?

– Каким членом предложения является имя существительное в И. п.?

– Каким членом предложения является имя существительное в В. п.?

– Как отличить имя существительное в И. п. от имен сущ. в В. п.?

VIII. Итог урока

– Кто прав из детей? (загадка в начале урока)

IX. Д/з

Правило на стр. 81, упр. 154.