Мастер-класс творческого занятия "Весна, весна, весенние деньки"

Разделы: МХК и ИЗО


Наш мир велик и многогранен. Все, казалось бы, является важным для развития ребенка. Не каждому дано выразить свою красоту, не каждый может увидеть в простом прекрасное. Считаю, что миссия учителя изобразительного искусства в том, чтобы раскрыть творческие способности ребенка, развить интерес к внутреннему миру человека. Если мы внимательно посмотрим в глаза детей, то непременно заметим, что в них спрятана тайна творчества, которое необходимо разбудить умением видеть прекрасное.

Задача учителя найти что-то важное значимое в каждом детском рисунке, каждой его работе. Даже если работа далека от произведения искусства, нужно помочь ребенку осознать красоту его произведения и наполнить его смыслом. Очень важно, чтобы деятельность ребенка на уроке была разнообразной, содержательной. Именно поэтому на своих уроках я использую различные формы нестандартных уроков. Эффективны способы проектной деятельности: коллективная, групповая работа учащихся. Данные формы организации деятельности формируют у школьников такие качества как деловитость, вдумчивость, находчивость, работоспособность, ответственность за результат общего дела, что позволяет реализовать воспитательные качества урока.

Особое место на моих уроках занимает проектная деятельность учащихся, которую и представляю на ваш суд.

В основе проектной деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умения видеть, сформировать и решить проблему.

Чаще всего учащиеся информацию получают из интернета, книг и уст учителя. Творческий проект позволяет школьникам самим прикоснуться к прекрасному, удивить окружающих новыми познаниями, а значит, проявить себя. Школьники делают, то, что умеют, а это важный момент в становлении личности ребенка.

Данный мастер – класс тому подтверждение. Задание было у всех одно: разработать творческий проект по теме “Образ Весны”. Ребята разбились на группы по личным интересам, исследовали задание, изучили особенности в работе, выбрали нужный образ весны и технику исполнения проекта. А на урок пришли уже с готовым исследовательским материалом. Оставалось только воплотить в жизнь задуманное, что им, несомненно, всем удалось.

Ребята познакомили нас с техниками граттаж, аля-прима, батиком, акварель “по-сырому” и даже как можно рисовать ластиком. Их фантазии не было предела, что подтверждает многоликость образа весны.

Дети создавали свой продукт, который доставил радость и им, и всем окружающим. Они увидели, как серьезно оценивают их творчество, и сами серьезно отнеслись к выполненной работе. У каждого появилось чувство гордости за созданное им произведение. А также открыли для себя: способность самостоятельно работать и выполнять сложные задачи, выяснили, что дружба помогает в работе, а самое главное, поняли, что каждый из них маленький-художник.

Процесс создания творческих проектов бесконечен. Таким образом, создавая проекты, используя свои знания умения и навыки, проведя исследовательскую работу по интересующим их проблемам, ученики включаются в творческий процесс. Результатом работы является не только окончательный продукт, но и развитие в детях качеств, необходимых в дальнейшей их взрослой жизни. Дети учатся работать в коллективе, с разными людьми, в разных ситуациях, учатся прислушиваться друг к другу, воспринимать разные мнения и вместе познают мир.

Цели:

  1. Развитие любознательности, фантазии, воображения, творческого и технического мышления;
  2. Формирование умения самостоятельно находить решения технических и художественных задач, отвечающих заданному условию;
  3. Формирование эмоционального отношения к действительности, нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни;
  4. Формирование творческой проектной деятельности и проектного мышления;
  5. Стимулирование мотивации детей на приобретение знаний.

Задачи:

  1. Активизировать творческое начало у учащихся в передаче своих чувств и настроений путем воображения и представления;
  2. Учить детей:
    – преобразовывать поступающую информацию путем творческой свободы;
    – чувствовать свой внутренний мир, прислушиваться к себе, к своему организму;
    – закладывать основы самопонимания и миропонимания, выражая все через изображение.
  3. Обучить детей навыкам свободно владеть различными техническими приемами изображения.

Ход мастер- класса

План мастер-класса:

  1. Приветствие. Объяснение цели и задач творческого занятия.
  2. Беседа с детьми о красоте, о красоте матушки природы, о весенней красоте
  3. Обсуждение образа “Весна”.
  4. Весенний образ в творчестве С.Боттичелли, Левитана.
  5. Обсуждение творческого задания по группам.
  6. Практическая работа: изображения весны в разных техниках исполнения.
  7. Защита творческих проектов.
  8. Анализ занятия, подведение итогов, выставка работ.

Ребята сегодня у нас творческое занятие. А творчество – это источник добра, истины и красоты. Давайте сядем поудобнее и улыбнемся друг другу (сажусь) Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Глубоко вдохните и выдохните…. Выдохните вчерашние обиду, злобу, беспокойство, суету. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту голубого неба, (Приложение. Слайд1) тепло солнечных лучей (слайд2), чистоту морозного воздуха (Слайд3), запах набухших почек (Слайд 4)… Чтобы творить прекрасное и дарить эту радость людям, мы с вами закроем глаза и прислушаемся, как звучит радость в вашем маленьком горячем сердце. (Звучит музыка П.И.Чайковского “Времена года”.)

Что удалось услышать?

Ответы детей: да, шум дождя, щебет птиц, жужжание пчел и т.д.

А сейчас вы узнаете, почему прислушивались именно к вашим сердечкам.

(Слайд 5) – море.

Притча “КРАСОТА” В.А. Сухомлинский

Узенькой тропинкой шли два путника. С одной стороны плескалось синее море, с другой – стояли горы.
Шли путники долго. Они искали красоту. Один из них был человек с горячим сердцем, другой – человек с холодным сердцем.
Человек с горячим сердцем взглянул на море, и глаза его стали изумленными и ласковыми. Он сказал:
– Какое оно сильное, могучее, вечное – море.
А человек с холодным сердцем сказал:
– Да. Много воды.
Подошли путники к серому камню. У человека с горячим сердцем радостно вспыхнули глаза:
– Смотри, какой прекрасный цветок! Да это же и есть та красота, которую мы ищем!
– Где ты видишь прекрасный цветок? – удивился человек с холодным сердцем. – Это же серый камень. Вот и трещина на нем, вот и пылью покрыт он. Камень…
– Да, камень, но там, внутри, цветок розы, – возразил человек с горячим сердцем. – Надо добраться, освободить его от каменного плена.
Человек с горячим сердцем много дней долбил и резал камень. А человек с холодным сердцем сидел на берегу и с тоской смотрел на море.
Наконец из-под осколков камня показался цветок изумительной красоты. Казалось, весь мир вокруг притаился, всматриваясь в красоту, которую освободил человек из каменного плена.
Даже горы поднялись выше. Даже волны морские затихали, и безбрежное море стало, как зеркало.
Только человек с холодным сердцем ничего не увидел. Он прикоснулся пальцем к чудесному изваянию и сказал:
– Да, крепкий камушек…

У. – Ребята, а Вам приходилось видеть красоту на своем пути?

Ответ: Да, красоту матушки природы, красивого человека, как внешне, так и изнутри и т.д.

У. – Как вы думаете, что помогает человеку видеть красоту, а что мешает?

Ответ: открытое сердце, доброта, уважение, красота, ласка и т.д.

У. – Как вы считаете, легко ли было человеку с горячим сердцем добраться до цветка в сером камне?

Ответ: Нет, путь совсем был не легок.

У. – А, что ему помогло?

Ответы: упорство, настойчивость и доброе сердце.

Именно упорство, настойчивость и доброе сердце нам понадобятся сегодня на нашем творческом занятии. Если вложим в свою работу душу и сердце, то она получиться прекрасной картиной.

Тема нашего занятия “Весна идет, весне дорога” (Слайд 6). Весна – удивительное время года. От весеннего тепла всем становится очень хорошо. Люди с удовольствием подставляют лицо ласковому весеннему солнцу. Образ весны многолик. Это и красивая природа, и прилет птиц, и цветение, и нежная зелень листвы

Вот, посмотрите, как изобразил весенний образ известный итальянский художник Сандро Боттичелли (Слайд 7). На картине “Весна” он изобразил девушку в образе весны. От картины веет красотой, любовью, нежностью и добротой.


Рис. 1


 Рис. 2


Рис. 3

На картинах русского художника – пейзажиста Исаака Левитана изображена красота весенней природы (Слайд 8). Не каждому дано так точно подметить всю красоту ранней весны. Весна, когда еще зима совсем не хочет покидать свое правление.


Весна – большая вода. 1897. Масло
Рис. 4


 Март. 1895 Масло
Рис. 5

 (Слайд 9)

Мы с вами много времени посвятили поисковой работе над нашими художественными проектами. Перед нами стоит задача не только изобразить образ весны, но и познакомиться в ходе работы со многими техниками исполнения в изобразительном искусстве.

Вы уже все определились в своем выборе. В выборе образа, выборе материала, а нам всем будет интересно посмотреть, что, же из этого получится. Так давайте же вместе со мной изобразим столь многоликий образ Весны.

Уважаемые гости, вы смело можете также испробовать свои силы, подсев к любой из наших групп. Ребята используют в своей работе различные техники. Это и акварель “по-сырому”, и пастель, граттаж, батик и даже просто обычный ластик, которым рисуют. Все необходимые материалы у ребят есть.

Практическая работа: При делении на группы учитываются возможности учащихся и их интересы.

1-я группа: Какая предварительная работа была проведена? Защита проекта.

Работая над творческим проектом, мы решили выполнить нашу работу в технике аля – прима. Данная техника выполняется “по-сырому” акварелью, Техника эта развивает навыки целостного решения этюдов. Суть ее заключается в том, что работа создается в один прием, быстро. Все то, что мы видим, чувствуем, т.е. цвет, форму, светотень, не прибегая к расчленению этой сложной задачи на отдельные моменты работы. В результате как, вы видите, получаются сочные и лаконичные работы.

Изобразили мы весенний пейзаж. Где отобразили всю прелесть русской природы во всей ее красе. Старались использовать открытые, чистые, завораживающие взгляд оттенки красок, которые на наш взгляд, так точно подчеркнули весеннее настроение

На этой картине изображен первый месяц весны, но еще видны следы зимы. Это и снежные проталины, и голые деревья. Но что-то уже пробуждается в душе каждого из нас. Солнце, которое своими лучами озарило все вокруг, голубое небо, весенняя капель – все это создает радостное и весеннее настроение. Впереди – приятная пора света, тепла, зелени...

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Алексей Плещеев

2-я группа: Какая предварительная работа была проведена? Защита проекта.

Мы выбрали для своего проекта технику батик. Изобразили мы весеннюю композицию на ткани гуашью.

Долгий выбор сюжета своей композиции, позволил нарисовать нам и пейзаж, и цветы, но любовь к птицам не оставила нас равнодушными. Пытались изобразить данную композицию акварелью по бумаге или карандашом, но остановились все-таки на технике батик.

Батик – очень древняя техника, которая возникла несколько тысячелетий назад в Древнем Китае и на островах Индонезии. Основной материал для батика – шелк, хлопок, лен и анилиновые красители. Техника письма в искусстве батика схожа с приемами письма аля – прима. Работы очень живописные и воздушные, которые эмоционально заряжают нас.

Мы решили изобразить птиц, которые присели на нежные молодые веточки яблони, на которой уже появились первые нежные розово – лиловые цветочки.

После холодной зимы мы все с нетерпением ждем, когда к нам в сад опять прилетят старые знакомые, эти милые, веселые, общительные птицы, первые перелетные гости, радостные вестники весны.

На наш взгляд, все это состояние лучше всего передает именно техника батик.

Мы попытались в работе своей передать настроение радости, тепла, уюта. Надеемся, нам удалось.

3-я группа: Какая предварительная работа была проведена? Защита проекта.

С. Наш творческий союз работал над проектом живописным материалом пастелью по заранее тонированному акварелью листу.

Пастель – это мелки, которые имеет огромное количество оттенков. Материал пастель используется как в живописи, так и в графике, неслучайно пастель часто называют живописный рисунок. Работы, выполненные в технике пастель удивительно проникновенные и чувственные.

Н. Пастель обладает свойствами придавать любому сюжету необыкновенную мягкость и нежность. Возможности пастели безграничны. Ею можно писать, рисовать, работать штриховкой или живописным пятном, сухой и мокрой кистью. Именно такая многогранность нас и привлекла в пастели.

Желание изобразить первые весенние цветы возникло у нас сразу после того, как мы прочитали легенды о подснежниках. Вот послушайте.

С. Древняя легенда рассказывает: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было очень холодно. Тогда, желая согреть ее своим вниманием, несколько снежинок превратились в цветы. Увидев их. Ева повеселела, у нее появилась надежда, Именно поэтому подснежник стал символом надежды.

Н. По другой легенде, богиня Флора раздаривала цветам костюмы для карнавала и подарила подснежнику белый-пребелый костюм. Но снег тоже захотел принять участие в празднике, хотя наряда ему не полагалось. Тогда он стал упрашивать растения поделиться одеянием с ним. Однако цветы, боясь холода, не откликнулись на просьбу, и только подснежник укрыл его своим хитоном. Вместе кружились они в хороводе цветов и прониклись друг к другу такой симпатией, что неразлучны и по сей день.

4-я группа: Какая предварительная работа была проведена? Защита проекта.

Д. Мы хотим предоставить вашему вниманию графическую технику – граттаж.

Техника граттаж пользуется огромной популярностью в изобразительном искусстве, это техника является уникальным и выразительным средством рисования. Изображение создается в результате удаления (соскабливания) линий и пятен с основы черного цвета или участков черной краски, нанесенной на белый или цветной картон.

С. Бумажная основа предварительно натирается воском, затем вся поверхность покрывается черной тушью или гуашью в сочетании с мыльным раствором, создавая ровное тонкое покрытие.

Работа в данной технике требуют более решительный, смелый подход. Ведь все выполняется без точного нанесения рисунка. На представление.

Мы попытались представить весну в образе девушки, которая трепетно любуется весенними цветами – тюльпанами. Обратите внимание, на ее лице так игриво расположились веснушки, волосы слегка растрепал ветерок, все как бы говорит “ Как прекрасна весна!”

– Стремлению достичь таких же результатов в работе преследовали учащиеся пятой группы, работая ластиком по тонированному листу бумаги. Основными материалами в работе являются: бумага, графический карандаш и ластик.

Для работ с ластиком действительны следующие правила:

А. Первое: если слегка провести ластиком по рисунку, он частично размажет линии, возникнут средне-темные и темные тона.

И второе: в местах, где необходим самый светлый оттенок, первоначальный рисунок полностью стирается. Этим техника нас и привлекла. Работа получается мягкая, нежная, линии плавные, именно то, что может передать как раз наиболее точно, на наш взгляд образ весны.

Н. А для более точного изображения поэтичной весны мы подобрали сюжет с изображением портрета девушки-весны.

О юная, наивная Весна,
Без жизненного опыта совсем,
Как девочка красива и стройна,
Спешит по снегу, или по росе.

Она найдет дорогу и без карт,
Стремительна, свободна и нежна.
И к нам придет, когда наступит март...
У каждого из нас – своя весна!

Учитель: Весна – удивительное время года. От весеннего тепла всем становится очень хорошо. Люди с удовольствием подставляют лицо ласковому весеннему солнцу.
– Ребята вы прекрасно поработали. Все выполнили те задачи, которые я вам поставила. Познакомили нас и себя с интересными техниками исполнения, необычными и разными образами весны. А теперь давайте все вмести попытаемся подвести итог урока. Вот у меня кроссворд, задания в нем, посвящены нашему творческому уроку.

Итак,

По вертикали:

  1. Этот вид изобразительного искусства, произведения которого отражают действительность, оказывают воздействия на мысли и чувства человека через цвет. (Живопись.)
  2. Изображение, полученное путем соскабливания линий и пятен с основы черного цвета. (Граттаж.)
  3. “Мягкие” цветные мелки. (Пастель.)
  4. Если ей работу дашь, –
    Зря трудился карандаш. (Резинка, ластик.)

По горизонтали:

  1. Инструмент художника – живописца. (Кисть.)
  2. “Водяные” краски. (Акварель).
  3. Известный русский художник– пейзажист, автор картины “Март”, “Весна. Большая вода”. (И.Левитан)
  4. Роспись по ткани. (Батик.)


Рис. 6

– Ну, что ж, ребята, вам удалось сегодня многое. Большое всем спасибо.