Употребление имен существительных в устной и письменной речи

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • формировать умения употреблять имена существительные в тексте;
  • тренировать умения писать имена собственные;
  • формировать орфографическую зоркость;
  • воспитывать патриотизм, чувство гордости за героическое прошлое своей Родины,
  • способствовать привитию интереса к истории своей Родины.

План урока

I. Организационный момент

Учитель:

О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух.
И опыт - сын ошибок трудных,
И гений - парадоксов друг.

- как считаете, почему мы начали урок с этих слов?

- сегодня на уроке вам предстоит сделать несколько открытий

II. Актуализация знаний.

- разбросаны слова: смелый, храбрый, боевой, петь, резать, ездить, синева;

- распределить в два столбика;

- какое лишнее? Почему?

- докажите, что это имя существительное;

- чем имена существительные отличаются от других частей речи?

III. Постановка темы урока.

- как думаете, чем будем заниматься сегодня на уроке?

- сегодня на уроке продолжим учиться употреблять имена существительные в устной и письменной речи.

IV. Работа по теме.

1. Текст на доске.

: леса.

: объявила : леса. В субботу ребята собрались у : школы. Они принесли : и ведра. Подъехала :. Она привезла :. Ребята посадили молодые :. Теперь они будут защищать дорогу от :.

- можно ли понять, о чём говорится?

- что отсутствует?

- вставить подходящие имена существительные и поясните, что они обозначают (школа, посадка, подъезда, лопаты, ёлки, машина, ёлочки, красивый, снег)

- какие это имена существительные? (неодушевлённые, нарицательные)

- почему осталось слово красивый?

- выписать только те существительные, в которых имеются орфограммы

- разобрать по составу: подъезда, ёлочки

- по членам предложения: Ребята посадили молодые ёлочки.

2. Дописать предложения:

Моя страна :

Это республика :

Я живу в городе :

Как называются такие имена существительные? (собственные)

3. Упражнение 16 страница 58

- подобрать к имени сущ. река однокоренные и. с. с суффиксами - к -, - еньк

- какой оттенок придали суффиксы именам существительным?

Вывод: чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. Это маленькая часть слова имеет своё "лицо" и может многое рассказать.

- в каком стиле речи можно использовать данные предложения?

V. Свободный диктант.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с героем Великой Отечественной войны Георгием Константиновичем Жуковым. Его называют Маршалом Победы. (на доске портрет Г.К. Жукова)

Маршал Победы.

Имя Георгия Константиновича Жукова овеяно легендой. Он верил в победу над врагом. На войне в его лицо с надеждой смотрели генералы, офицеры, солдаты. Все сражения были проведены под руководством Маршала Жукова. Ленинград, Курская дуга, Сталинградское сражение и битва за Берлин.

Ему была оказана честь принимать Парад Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве.

Задание: записать в сокращенном варианте. (учитель читает по абзацам)

Учитель продолжает:

Застыли войска. Торжеством светятся глаза солдат, генералов, маршалов, гостей. Из Спасских ворот на белом коне выехал Маршал Жуков. Грянули торжественные звуки дорогой для каждой русской души музыки М.Глинки "Славься". (звучит музыка, на доске репродукция "Парад Победы)

- Подчеркнуть собственные места существительные.

VI. Домашнее задание:

Узнать и кратко написать, где служили ваши дедушки и папы в армии, как давно это было?

VII. Итог урока

  • какую роль в речи выполняют имена существительные?
  • какое задание было интересно выполнять?
  • о чём хотелось бы узнать на следующем уроке?