Семинар-тренинг для педагогов, работающих в 5-х классах, "Мои пятиклассники"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: формирование у педагогов мотивации для оказания помощи учащимся 5 класса, адаптирующимся в среднем звене.

Задачи:

  • помочь педагогам в осознании трудностей, возникающих у учащихся 5 классов в процессе адаптации;
  • познакомить с мерами профилактики дезадаптации;
  • пробудить желание педагогов оказывать учащимся помощь в адаптации к среднему звену.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Вступительное слово. Все участники сидят по кругу.

Сегодня мы проводим семинар-тренинг "Как помочь 5-классникам адаптироваться в среднем звене". Нам хотелось бы, чтобы то, что мы обсудим сегодня, было бы полезно и пригодилось в работе.

2. Игра-разминка. Предлагается всем (по кругу) посмотреть на соседа справа и увидеть в нём что-то необычное, особенное, удивительное, то, чего раньше не видел, и сказать ему об этом: "Сегодня здесь я увидел в тебе (вас) :" [1]

3. Актуализация "Воспоминания"

- Вспомните те далёкие времена, когда вы из начальной школы перешли в среднее звено. Что было труднее всего? (Разные требования учителей, разница эмоционального восприятия учителей - добрая, строгая, злая).

4. "Многотрудные 5-ые классы" Перед вами пятиклассники. Вспомните первые месяцы - сентябрь, октябрь. И отвечайте первое, что придёт в голову в связи со словом "пятиклассник" (по кругу).

5. Коллаж-портрет "Образ 5-классника". У каждого из нас есть образ 5-классника. И каждый имеет представление о ком и о чём идёт речь. Сейчас мы создадим образ 5-классника при помощи этих карточек. Можно подставлять слово "не".

Всё было с частицей "не": внимательные, самостоятельные, старательные, дисциплинированные, послушные, активные, грамотные, хорошо читающие, хорошо решающие, коммуникативные, хорошо пересказывающие.

Итак, у нас возник образ "чайника". Так, мы, педагоги, воспринимаем 5-классников. (На доску прикрепляется изображение чайника, на него - пиктограмма, изображающая эмоцию неуверенного, испуганного, тревожного ученика)

Теперь посмотрите, как они воспринимают нас, педагогов: СЛАЙД-2

Презентация.

  5-а, % 5-б, % 5-в, % 5-г, % 5-д, % 5-е, % 5-и, % 5-ж, %
Справедлив. 21 - 5 16 12 10 11 20
Дружелюбн. 30 20 - 12 20 20 11 -
Доброжелат. 33 40 45 - 12 25 30 20
Строгость 8 10 25 24 40 5 12 -
Враждебн. - 20 10 24 - 20 12 60
Страх 8 10 15 24 16 20 24 -

- Что бы вы почувствовали, если бы оказались в этом числе? Что должно проявляться в поведении учителя? (На этот вопрос можно не отвечать)

6. Информация "Калейдоскоп интересных мнений". Выдержки из письменных высказываний детей об учителях: СЛАЙД-3

- не успеваю запоминать имена учителей;

- хочу отдохнуть от школы;

- сильно торопят учителя;

- открываю что-то новое;

- самое трудное постоять за себя ответом;

- нет времени на свои дела;

- обзываются старшеклассники;

- нет времени на себя и на еду;

- стал взрослым;

- сейчас всё сложнее;

- хочу других учителей;

- сейчас легче, никто не заставляет

так усердно трудиться;

- я стал умным, сильным, глупым;

- сейчас я двоечник, иногда я балуюсь;

- сейчас труднее и сложнее. Скучаю, разные мысли в голове;

- теперь я умею делать всё по- взрослому;

- хуже учусь, сейчас самое трудное - домашнее задание;

- сейчас лучше, иногда боюсь, чувства плохие и хорошие;

- сейчас больше уроков;

- очень трудно, очень много уроков;

- хочу каникулы. Стало труднее, бываю неуверен, торопят учителя;

- много трудностей. Стали взрослее;

- умею себя лучше контролировать;

- торопят на уроках;

- хуже учусь, чувствую усталость;

- хочу, чтоб технология была несколько раз в неделю;

- уже взрослая, хочу побольше гулять, торопят мысли в будущее;

- жизнь стала лучше, трудно ходить по школе. Бывает, меня учителя не замечают;

- стало сложно, но я справляюсь.

7. Минутка "Переключение" (расслабление, отдых, передышка)

Игры: "Нос, пол, потолок" [2] , "Слон, пальма, крокодил" [3].

- Понравился отдых? Нужны ли такие паузы на уроках?

Знаете ли вы? Информация "Динамика работоспособности" СЛАЙД-4

3-5 минут - врабатывание, 15-20 минут - оптимум, с 20-й минуты - утомление.

Вспомните приёмы, какие вы используете на уроке, чтобы снизить утомление сообразно с природными биоритмами. Хотя учителя обычно не находят времени для пауз на уроке.

9. Мы подошли к главному: 5-классника - "чайника" мы должны превратить в уверенного любознательного ученика.

Какого 5-классника вы хотели бы получить из начальной школы?

10. Упражнение "Идеальный 5-классник".

(Силуэт 5-классника. На нём педагоги пишут качества идеального ученика-пятиклассника)

Педагоги зачитывают написанные качества, силуэт ученика вывешивается на доску.

Немного официальной научной информации [4]:

Цели и результаты образования в начальной школе:

1) Вся работа в 4 классе проходит в атмосфере доброжелательности, готовности прийти на помощь, индивидуального подхода, активной позиции родителей.

2) Особенную важность составляют следующие ОУН: а) осмысленно читать тексты, соответствующие возрасту; выделять в тексте главную мысль; пересказывать текст; искать информацию в учебнике, словаре, справочнике (в том числе с использованием компьютера); б) выполнять работу по несложному алгоритму; доводить начатое дело до конца; в) сравнивать; г) видеть границу между известным и неизвестным; д) находить ошибки в своей и чужой работе; е) вступать в учебное общение.

В 5 классе:

Кроме того, что мы указали для 4 класса, учителя 5-х классов учитывают качества, которые также формируются (должны быть сформированы) в начальной школе - это умение учащихся работать самостоятельно, инициативность (или активность познавательной деятельности), умение рассчитывать собственные силы, развитие у учащихся учебной деятельности как ответственного, независимого от посторонних влияний поведения. Учитывают также заложенные в начальной школе основы контрольно-оценочной самостоятельности, желание и умение учиться.

Противоречия: откуда они появляются?

1 - Наблюдения показывают, что на последнем году обучения в начальной школе происходит существенное приращение объёма ЗУН, но не происходит выраженных сдвигов в развитии детей: не владеют в достаточной мере техникой чтения, грамотным письмом, не достаточно владеют техникой самостоятельных и творческих заданий, недостаточно развиты навыки сотрудничества (т.е. не достаточны умения- см. 5 класс)

2 - Психологические особенности: 5 класс - это начальный этап полового созревания. В связи с этим изменения происходят и в познавательной сфере: замедляется темп работы, большая отвлекаемость, неадекватность реакции на замечания, часто вызывающее поведение, раздражительность, капризы, частая смена настроения. От этого замечания, наказания, снижение успеваемости, конфликты во взаимоотношениях (учителя, одноклассники).

3 - Организационно-педагогические особенности: переход из начальной школы в среднюю происходит рывком - вместо одного учителя, который один строил с каждым ребёнком и его семьёй отношения, появляется много предметников, отношения которых с учеником и его родителями касаются только в определённых ситуациях по поводу оценок и поведения на уроке.

4 -Вместо одного кабинета появляется кабинетная система, вместе с ней - явление "беспризорности" (неприкаянности, бродяжничества) детей в школе.

5 - На учёте в школе в прошлом учебном году состояла 71 семья как неблагополучная. В этом году - уже 74. И в каждой не по одному ребёнку.

СЛАЙД-5

Эти противоречия создают трудности переходного периода - трудности адаптации:

По мнению детей:

нет своего класса; много учителей трудно запомнить; много кабинетов - трудно искать нужный, переутомление, сонливость, неуспеваемость, какие-то предметы считают очень трудными, боятся (не любят) некоторых учителей и их предметы, не доверяют никому из учителей (т.е. не видят в учителе заинтересованности, сопереживания, участия)

По мнению педагогов: многие плохо читают; не умеют пересказывать; многие плохо знают таблицу умножения; плохо отличают известное от неизвестного; неграмотно пишут; нет самостоятельности, ответственности, т.к. часто многие не готовят д/з; большие классы (много детей), проблемы собственного выживания педагогов (большая нагрузка).

11. Заключительная часть. Мы сейчас перетряхнули, перебрали свой педагогический багаж, который залежался в кладовых. Попробуем сейчас ответить себе на наш главный вопрос: "Что я делаю для того, чтобы получился уверенный, любознательный 5-классник?"

Ответы каждый учитель записывает на вырезанных из цветной бумаги цветочных лепестках, которые прикрепляют вокруг "чайника".

Попросить педагогов на секунду закрыть глаза. В это время на изображении чайника появляется новая пиктограмма, изображающая уверенного, любознательного ученика.

Делаем вывод о получившемся "новом" пятикласснике.

СЛАЙД 6

Методические рекомендации [4]:

1 - Создавать эмоциональную обстановку на уроке, близкую к начальной школе (шутка, добрая ирония, доверительность, похвала, возможность посоветоваться, откровенно поговорить, создание ситуации успеха)

2 - Важно использовать новые (другие) формы организации обучения: игра (дидактическая, ролевая для сотрудничества), дискуссии (диспуты) для развития умения отстаивать своё мнение, приводить доказательства, аргументы, практические работы для развития умения ставить цель, мини-лекции для формирования умения концентрировать внимание, воспринимать со слуха достаточно большой текст.

3 - Развивать контрольно-оценочную самостоятельность школьника: сопоставлять работу с образцом, давать характеристику ошибок и предполагать их причины, определять границы своего знания, самостоятельно выбирать учебные задания.

12. Итог: вы создали образ почти идеального 5-классника, значит сумеете и в жизни нашего 5-классника - "чайника" переделать в 5-классника - ученика уверенного и любознательного.

Список использованной литературы.

  1. Газета "Школьный психолог" № 17 - 2008 г.;
  2. "Я и Мы" - тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся пятых классов, В. Родионов, М. Ступницкая;
  3. Газета "Школьный психолог" № 8 - 2007 г.;
  4. Письмо министерства образования РФ, департамент общего и дошкольного образования - 21.05.2004 № 14-51-140/13 "Об обеспечении успешной адаптации ребёнка при переходе со ступени начального общего образования - на основную".