Моделирование на уроках в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Я работаю по программе «Школа 2100». В своей деятельности стремлюсь к тому, чтобы обучение было увлекательным для детей, помогало их самоутверждению и нравственному становлению.
Младший школьный возраст является началом формирования учебных действий у детей. В то же время моделирование – это действие,  которое выносится за пределы младшего школьного возраста в дальнейшие виды деятельности человека и выходит на новый уровень своего развития. С помощью моделирования можно свести изучение от простого, незнакомого - к знакомому , то есть сделать объект доступным для тщательного изучения[1] .
Для чего же младшим школьникам необходимо овладеть методом моделирования? (слайд №2)
Во – первых, введение в содержание обучения понятий модели и для моделирования существенно меняет отношение учащихся к учебному предмету, делает их учебную деятельность более осмысленной и более продуктивной.
Во- вторых, целенаправленное и систематическое обучение методу моделирования приближает младших школьников к методам научного познания, обеспечивает их интеллектуальное развитие.
Для того чтобы вооружить учащихся моделированием как способом познания, нужно, что бы школьники сами строили модели, сами изучали какие- либо объекты , явления с помощью моделирования.
Одним из наиболее эффективных для формирования действия моделирования типов заданий являются текстовые задачи . Чтобы решить задачу , надо построить её математическую модель.
Работа над текстовой задачей начинается с того что её читает ученик. Для того чтобы решить задачу, учащийся должен уметь переходить от текста (словесной модели) к представлению ситуации (мысленной модели), а от неё - к записи решения с помощью математических символов (знаково-символической модели) (слайд №3).
Все эти модели являются описанием одного и того же объекта - задачи. Они отличаются друг от друга тем ,что выполнены на разных языках: языке слов (словесная) ; языке образов (мысленная) ; языке математических символов  (знаково-символическая).

В учебном процессе бывают случаи , когда просто необходимо  моделирование:
-класс встречается с новым видом задач;
-педагогу нужно проконтролировать осознанность решения задачи учащимися;
-«слабые» ученики не могут обойтись без модели, и им разрешается сделать модель наиболее понятного для них вида.
Поскольку уровень интеллектуального развития у детей разный, то нельзя , не учитывая индивидуальных особенностей ребёнка ,научить его решать по шаблону любую задачу. Ученикам с различным уровнем развития   требуются различные приёмы работы с задачей, поэтому на уроках математики я учу детей построению нескольких видов моделей к одной и той же текстовой задаче. Это требуется для того, чтобы дети не оказались в ситуации неуспеха,  а чувствовали себя способными решить любую задачу.
Первоначально  я знакомлю учеников с различными видами моделей ,  применимых к задаче. Насколько быстро ответит на вопрос задачи ученик ,найдёт  возможные варианты решения ,зависит от удачного выбора модели.

Рисунок изображает реальные предметы,  о которых говорится  в задаче, или условные предметы в виде геометрических фигур  (слайд №4).
В целях формирования осознанного подхода к составлению и применению моделей в виде рисунка в учебнике к задаче даю следующие задания:
-какой рисунок подходит к данной задаче?
-составь по другому рисунку задачу и реши её.
Эти задания способствуют формированию навыка составления и анализа моделей.

Схема является наиболее предпочтительной моделью при решении задач по ряду причин :
- может быть использована при решении задач со сколь угодно большими числами;
- может  применятся при решении задач с буквами;
- позволяет поднятся на достаточно высокую ступень абстрактности ;

Графическая модель- схема сюжетной задачи помогает понять учащимся абстрактные отношени , заданные в условии задачи , в конкретной пространственной форме. Схема является обобщением, позволяющим выйти за пределы данной задачи иполучить обобщающий способ для решения лююых задач данной структуры.
(слайд № 5 ,6)
На подготовительном этапе учащиеся учатся иллюстрировать данные задачи с помощью картинок, при этом осуществляют операции объединения множеств и удаления подмножества из данного множества.

-на какие части можно разбить фигуры?
-как обозначены части?
-вставь пропущенные буквы и цифры.
-объясните свой выбор.
Для формирования умения составлять схемы к условиям задач использую следующие виды заданий:
-нужно перевести текст задачи в чертеж;
-нужно по схеме составить задачу;
-нужно из предложенных вариантов выбрать и соотнести текст задачи и подходящий к нему чертеж; (слайд № 7)
Задания на уроках математики сориентированы не на формирование у учащихся умения решать задачи определенных видов, а на формирование обобщенного умения решения текстовых задач. Так, начиная со 2 класса, учащимся  предлагаются такие задачи, где данные представлены буквами, поэтому  решением задачи является составление буквенного выражения; где надо соотнести буквенное выражение и схему условия задачи.
На уроках используется следующая памятка (слайд № 8).

Таблица- это вид модели , похожий на краткую запись. Она предполагает уже хорошее знание зависимости пропорциональных величин, так как сама таблица этой взаимозависимости не показывает (слайд №9) . Данная табличная модель служит формой фиксации анализа сюжетной задачи и является основным средством поиска решения. Пользуясь такой схемой,  нетрудно найти план и осуществить решение задачи.
Моделирование на уроках русского языка
С первых уроков обучения грамоте  мои ребята пользуются моделями «Звуковичков» (схематическое изображение буквы и ее звуков или звука). Они помогают делать звукобуквенный анализ слова и знакомиться на уроке с новыми звуками и буквами.
Я думаю, что необходимо уже в 1 классе вооружить детей знанием тех опознавательных моделей, по которым они могли бы, еще не владея орфографическими правилами, обнаруживать подавляющее большинство орфограмм. Самую значительную часть орфограмм русского языка, по заключению ученых, составляют орфограммы слабых позиций, к которым относятся безударные гласные в разных частях слова, согласные, парные по звонкости - глухости, стоящие на конце слов и перед другими согласными. Если познакомить первоклассников с опознавательными признаками этих орфограмм, то они смогут научиться ставить перед собой орфографические становится возможным тогда, когда уже достаточно хорошо отработано умение ставить ударение и производить звуковой анализ слова. Это можно сделать с задачи задолго до изучения соответствующих правил. Это помощью построения моделей (слайд №10).
Для наблюдения нужны два слова, в которых был бы один и тот же гласный звук, обозначаемый на письме разными буквами. Например, слов :  «насос» и «сосна». Предлагается провести звуковой анализ слова «сосна».
Найдите ударный слог.
Сколько слогов в слове?
Первый слог ([са])
Звуковой анализ этого слога: первый звук [с ]- согласный, твердый ( обозначить карточкой синего цвета: дети выкладывают ее перед собой, учитель на доске); второй звук [ а ]- гласный, безударный (рядом с синей карточкой выкладывается карточка красного цвета). Это слияние, значит, можно заменить две карточки одной («слияние») раскрашенную схему второго и предлагает прочитать слово.
Упражнением, с которого можно начать обучение письму под диктовку, может стать постепенное развёртывание модели предложения, фиксирующие все ступени перехода от орфоэпического к орфографическому образцу. Например, работа над предложением: «Во дворе бегает пес Тишка.»
1.Учитель читает предложение по нормам орфоэпии, а дети составляют схему, на которой показывают количество слов в предложении.
2.Слова на модели разделяются на слоги ( под каждым слогом дужка),  расставляются знаки ударения.
3.В каждом слоге отмечаются орфограммы.
Благодаря повсеместному использованию условных значков, обозначающих корень, приставку, суффикс, окончание слов, создались предпосылки для организации упражнений на моделирование состава слова. Как правило, на уроках, разбор слова завершается составлением его модели (слайд№11).
На уроках литературного чтения модели помогают запоминать и воспроизводить большие объемы текстов.
1.При определении жанра произведения ребятам помогает памятка-модель(слайд № 12). Опираясь на нее , ребята могут составлять сравнительные таблицы, находить сходство и различие в произведениях разных жанров.
2.При выполнении упражнений, в которых нужно занять определенную позицию, прояснить и грамотно сформулировать свою мысль и представить свое мнение в четкой и сжатой форме, используется модель «ПОПС-формула». (слайд № 13)
П- позиция:
В чем заключается твоя точка зрения?- Я считаю, что….
О- обоснование:
Довод в поддержку твоей позиции.-……потому что…..
П-пример:
Факты иллюстрирующие твой довод .-НАПРИМЕР…..
С – следствие:
Вывод : что надо сделать, призыв к принятию твоей позиции, либо повторение позиции. -….поэтому….
Например, сказка В.Одоевского
Я СТИТАЮ, что Рукодельница - положительный герой сказки, потому что она трудолюбивая, добрая, почтительная, скромная. Например, она не отказывает никому в помощи (и печке, и яблоньке, и Морозу Ивановичу). Трудится не покладая рук, и скучать ей некогда, поэтому она нравится и нам, и автору.
Необходимость владения методикой моделирования в начальной школе связана с необходимостью решения психологических и педагогических задач. Когда ученики строят различные модели изучаемых явлений, этот метод выступает в роли учебного средства и способа обобщения учебного материала, помогает детям «учится активно», формирует универсальные учебные действия.

Презентация

Использованная литература

  1. Ермолаева А.А. Моделирование на уроках в начальной школе.-М.:Глобус;Волгоград:Панорама,2009.
  2. Русский язык в начальных классах :Теория и практика обучения/ Под ред. М.С.Соловейчик. М.,1994.
  3. Сидоров Е.В. Проблемы речевой системности. М.,1987.
  4. ШелгинаО.Б. Дифференцированное обучение учащихся начальной школы решению задач посредством модульной технологии//Начальная школа,2007.№7.С.42-4