Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Разделы: Логопедия


Тема: «Путешествие  в деревню к бабушке Наташе».

Цели:

  • Коррекционно-образовательные:
    • расширить и углубить представления детей о домашних животных.
  • Коррекционно-развивающие:
    • развивать связную речь, слуховое внимание, фонематическое восприятие, мышление, зрительную, образную память, мелкую моторику;
    • закреплять образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
    • развивать диалогическую речь, речевое дыхание, артикуляционный аппарат;
    • совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать слова гиперболы;
    • развивать умение чётко и грамотно отвечать на поставленные вопросы.
  • Коррекционно-воспитательные:
    • воспитывать любовь и заботу о домашних животных;
    • формировать навыки сотрудничества: умение работать в коллективе.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Логопед: Ребята посмотрите, сегодня у нас гости. Давайте поздороваемся!  (Дети здороваются).

Логопед: А как ещё мы можем поприветствовать наших гостей, как ещё мы можем поздороваться?

Дети:

– Доброе утро;
– Хорошего дня;
– Я вас приветствую;
– Мы рады вас видеть!

Логопед: Я приглашаю вас  в гости  в деревню. Это далеко. И отправимся мы с вами в путешествие необычным транспортом – на ковре-самолёте. Для того чтобы наш ковёр-самолёт взлетел, нам с вами нужно сделать упражнение «Моторчики».

2. Проведение дыхательной гимнастики «Моторчики».

«Дуй нам ветер, ветерцо,
Дуй не в спину, а в лицо,
Дуй сильней, сильней, сильней,
Чтоб ковёр летел быстрей».

(Сделать вдох носом, на выдохе протяжно тянуть звук /м/ одновременно постукивая пальцами по крыльям носа).

3. Дидактическая словесная игра «Домашние животные»

– Вот мы с вами и оказались в деревне. Посмотрите, кто это нас встречает?

(На столах муляжи домашних животных: свинья, корова, собака…)

– Кто это?
– Животные.
– Давайте их назовём. (Дети дают полный ответ)
– Это корова, это собака и т. д.
– А как вы думаете, какие это животные?
– Почему?

4. Игра «Узнай силуэты»

Логопед: Детки, приехали мы с вами в гости к бабушке Наташе, а у неё беда. Все животные перепутались. Давайте поможем бабушке Наташе разобраться кто где?

(Использование зашумлённых силуэтов домашних животных).

5. Речевая игра с мячом «Большой – большущий»

– А сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть, поиграть на полянке. Но игра наша непростая. Я буду кидать мяч, и называть часть тела маленького животного (детёныша), а кто мяч поймает, будет мне называть часть тела большущего животного.

У щенка лапки, а у большой собаки – лапища.
У котёнка усики, а у большого кота…усищи.
У жеребёнка хвостик, а у лошади…хвостище.
У поросёнка пятачок, а у свиньи…пятачище.
У телёнка глазки, а у коровы…глазище.

6. Дидактическая игра-упражнение «Праздник»

Логопед: Пока мы с вами отдыхали, совсем забыли, что у поросёнка бабушки Наташи сегодня день рождения, она хочет приготовить ему сюрприз – пригласить в гости всех его друзей. Друзья живут в своих домиках, а из каких домиков они придут, и что подарят, мы с вами сейчас это выясним.

(Игровое пособие-коллаж с изображение домашних животных, их домиков, и чем они питаются).

7. Пальчиковая гимнастика «Хавронья»

Логопед: Хорошо гости веселятся, давайте покажем, как Хавронья веселится.

Вот двор                            (показывает ладонь)
Во дворе лужа                  (круговые движения указательным пальцем одной руки по ладони другой).
В луже Хавронья
Она всегда спросонья
Делает зарядку:
Поднимаем по порядку
Ножку переднюю левую,
Ножку переднюю правую,
Ножку заднюю левую,
Ножку заднюю правую.
Потом хвостиком махнёт,
И снова заснёт.

(Сгибают – разгибают пальцы обеих рук; рука сжата в кулак; разгибают и сгибают поочерёдно пальцы на одной руке другой рукой. Соответствующее движение мизинцем).

8. Дидактическая игра «Что забыли?», упражнение «Скажи одним словом»

Логопед: Хотели гости сфотографироваться на празднике. Да фотоаппарат сломался. Посмотрите, что получилось.

(Использование индивидуальных карточек, с изображение домашних животных, без чего либо; с возможностью дорисовать недостающее).

Логопед: Это кто?
Ребёнок: Это кролик, у него нет ушей. Он безухий.
Логопед: Ты дорисовал уши, и теперь кролик, какой?
Ребёнок: Ушастый.

9. Дидактическая игра «Найди отличия»

Логопед: Посмотрите, у бабушки есть еще фотографии, какие они все разные. Давайте посмотрим и найдём различия.

10. Дидактическая словесная игра «Кто, чем защищается?»

Логопед: Вы знаете, у бабушки Наташи хозяйство большое. Неуследишь. Иногда бывает, и звери лесные нападают. А кто чем защищается, мы сейчас узнаем.

Чем защищается корова, коза – копытами.
Кошка защищается (чем?) – когтями.
Лошадь защищается (чем?) – копытами.
Собака защищается (чем?) – зубами.
Кролик защищается (чем?) – лапами.

11. Речевая подвижная игра «Кошечка»

Логопед: Посмотрите, кошечка пришла, что-то мурлычет. А какая хитрая поиграть хочет. Вставайте в кружок, немного поиграем.

Села кошка под кусточек             (сесть на корточки).
Сыра скушала кусочек                  (похлопать, погладить себя по животику).
Встала кошка потянулась             (встать, потянуться).
Её шёрстка развернулась              (погладить друг друга).

12. Итог

Логопед: Пора нам возвращаться в детский сад. Бабушке Наташе помогли, узнали много нового, интересного. Скажите, что вам запомнилось в нашем путешествии.
А ещё бабушка Наташа прислала нам гостинцы. Усаживайтесь на наш ковёр-самолёт. И можно в полёте немного отдохнуть, подремать.

13. Упражнение на релаксацию с использование музыки «Сон»