Образовательный проект "Путешествие в страну Безопасности"

Разделы: Работа с дошкольниками


Из года в год увеличивается поток автомобилей, а вместе с ними растет число дорожно-транспортных происшествий. Ежегодно на дорогах гибнут десятки детей, более тысячи получают серьезные травмы.

Из статистики по Красноярскому краю:

За 10 месяцев 2009 года в регионе произошло 4429 аварий.
517 из них произошли с участием детей.
В ДТП за этот период погибло более 500 человек, в том числе 29 детей.
Из них 2-ое детей – жители Норильска.
Травмировано более 4000 участников дорожного движения.

Очень часто это происходит потому, что дети не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая трагических последствий своей беспечности.

Донести полезные знания до юных граждан, выработать потребность в соблюдении Правил дорожного движения, подготовить к целесообразным действиям в сложных ситуациях на дороге, улице, способствовать активной пропаганде Правил – задача всех взрослых, находящихся в непосредственном контакте с детьми.

Вся работа с детьми по воспитанию навыков безопасного поведения на улицах города должна проходить в тесном взаимодействии с родителями, потому что именно семья, на наш взгляд, является образцом поведения ребенка в соблюдении правил дорожного движения.

Проведя анкетирование среди родителей (авторы В.В. Шумилова, Е.Ф. Таркова), направленное на выявление отношения родителей к этой проблеме, мы получили следующие результаты:
с правилами дорожного движения детей знакомят 50% опрошенных родителей;
нарушают правила дорожного движения в присутствии детей – 40% родителей «иногда, когда спешат», причем 40% детей на это никак не реагируют;
из опрошенных, 70% родителей сами не всегда соблюдают правила дорожного движения;
знания детям дают от случая к случаю – 60% взрослых.

Беседы с детьми, наблюдения за играми, позволили нам сделать выводы о разрозненных, поверхностных знаниях правил дорожного движения.

Воспитание дисциплинированного пешехода – является составной частью воспитания общей культуры человека. Достичь желаемого результата поможет грамотная организация работы, которая должна осуществляться поэтапно, ступенчато:

на первом этапе важно заинтересовать детей, активизировать, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности;

на втором этапе  необходимо вводить правила в жизнь детей, показать разнообразие их появлений в жизненных ситуациях, тренировать дошкольников в умении применять эти правила;

на третьем этапе  на основе усвоенных знаний и умений (превращения правил из внешних требований во внутренние мотивы), возможно осознанное овладение реальными практическими действиями.

Я хочу представить вашему вниманию свой опыт работы по формированию основ безопасного поведения дошкольников на дороге в виде проекта «Путешествие в страну безопасности».

Тип проекта: образовательный.

Цель проекта: сохранение жизни и здоровья детей, формирование осознанного поведения в дорожно-транспортных ситуациях.

Задачи:

  • расширять знания об улицах, дороге, элементарных правилах передвижения по ним;
  • научить детей различать и понимать что обозначают некоторые дорожные знаки;
  • развивать навыки коммуникативного общения;
  • развивать сообразительность, внимание, самостоятельность;
  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • активизировать желание детей искать пути разрешения проблемной ситуации.

Предполагаемый результат  проекта: сформированность  у детей представлений о дисциплинированном грамотном поведении на улице.

Мной был составлен перспективный план работы по проекту, который предусматривает решение задач по основам безопасности жизнедеятельности в разных блоках учебно-воспитательного процесса:

  • игровой деятельности;
  • продуктивной деятельности;
  • развития речи и ознакомления с художественной литературой;
  • взаимодействия с детьми других групп;
  • взаимодействия с социумом и родителями.

Это позволяет обеспечить качественное познание окружающего мира, овладение элементарными навыками поведения на улице, стимулировать у детей самостоятельность в принятие правильных решений и ответственности.

Остановлюсь на каждом из этих блоков.

Игра, являясь ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, дает ребенку доступные для него способы моделирования окружающей жизни, позволяющие познать свойства предметов и действия с ними, освоить социальные нормы и смыслы человеческих отношений.  В игре формируются и развиваются отдельные психические процессы (творческое воображение, произвольная память, мышление и др.), изменяется позиция ребенка по отношению к окружающему миру, развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка.  Наличие образца поведения развивает произвольность психических функций.

Образцом служит образ другого человека, чье поведение копирует ребенок, а не те или иные требования взрослых или моральные нормы, развивается способность к сопереживанию и формируются коллективистские качества, это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения. Ни в какой другой деятельности нет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослых, такого действенного выделения общественных функций и смысла человеческой деятельности, как в игре.

В своей работе я использовала разные виды игр:

  • дидактические;
  • настольно-печатные;
  • игры на развитие логического мышления;
  • словесные игры;
  • сюжетно-ролевые;
  • подвижные.

В продуктивных видах деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, ручной труд) дети не только овладевают способами действия, но и выражают свое собственное понимание, отношение к действительности.

Художественная литература помогает осознанию полученных представлений о правилах поведения на улице. Отношение ребенка старшего дошкольного возраста к литературным фактам имеет действенное, жизненное значение, т.к. в процессе восприятия произведения он активно внутренне содействует героям и переживает с ними все происходящие события. Литература заставляет ребенка задуматься и прочувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни. Это помогает дошкольнику достичь понимания значимости соблюдения правил безопасного поведения на улице, проиллюстрировать возможные последствия их нарушения.

Работая на компенсирующей группе для детей с нарушениями речи, в проекте предусмотрен большой блок по:

  • Обогащению и активизации словаря по изучаемым лексическим темам.
  • Формированию грамматических умений и навыков: подбор признаков к предмету, образование множественного числа существительных, предложно-падежное управление («Из каких деталей собрана машина?», использование предлогов «к», «от», «между», «у», «через», «из», «из-за»).
  • Развитию психических функций: составление загадок по схеме, классификация транспорта (легковой – грузовой, специальный), проблемные вопросы («Почему так называют: молоковоз, бензовоз, самосвал?» «Почему машины скорая помощь, пожарная, милицейская могут проезжать на красный свет светофора?»).
  • Развитию связной речи (Дидактическая игра «Секрет», лексико-грамматические упражнения).
  • Развитие графических навыков (рисование волнистых и прямых линий, выкладывание контурных предметов, обведение пунктирных линий, дорисовывание предметов, рисование по клеточкам).

Взаимодействие с детьми других групп детского сада

Нами были оформлены:

Настенная игра «Дорога из детского сада домой» и разработаны к ней методические рекомендации для воспитателей.

Оформлен стенд-викторина по дорожным знакам.

Изготовлен макет нашего микрорайона, позволяющий познакомить с улицами нашего микрорайона, обозначить наиболее опасные участи дороги, выработать безопасный путь от дома до детского сада, школы.

В познавательном центре оборудован макет игрушечного городка для сюжетно-ролевых и дидактических игр.

В течение года нашей группой и при активном участии детей старших и подготовительных групп детского сада были выпущены четыре номера журнала «Светофорик» по темам «Транспорт», «Улица», «Дорожные знаки», «Мы пассажиры». В которых представлен в интересной, занимательной форме познавательный материал. Большой блок посвящен дидактическим упражнениям и творческим заданиям, направленным не только на приобретение новых знаний,  закрепление полученных по правилам дорожного движения, но и отражена специфика компенсирующей группы (кроссворды, лабиринты, ребусы,  способствующие развитию логического мышления и формированию интеллектуальной активности детей). Связь с читателем осуществляется через творческие задания, решения которых публикуются в следующих номерах журнала.

Взаимодействие с социумом и родителями

С детьми проведены целевые прогулки: «Пешеход», «Переход», «Перекресток», экскурсия «Улицы города».

Оформлена фотовыставка «Путешествие по Стране Безопасности».

Участие в развлечении «В гостях у Светофора Светофорыча», подготовленному работниками музея.

Проведен физкультурный досуг с родителями «Красный, желтый, зеленый».

Для родителей проведены консультации, выпущены памятки по обучению детей правилам дорожного движения.

Через номера журналов у родителей есть возможность открыть для себя много интересного в мире транспорта, ощутить радость общения со своим ребенком, испытать чувства партнерства в сотрудничестве с ним, в преодолении трудностей в творческом поиске решения задач.

Для воспитателей выпущено пособие «Зеленый огонек».

Целью пособия является оказание помощи педагогам в решении одной из задач дошкольного образования: сохранение жизни и здоровья детей, формирование осознанного поведения в дорожно-транспортных ситуациях. Задания предполагают разные формы взаимодействия детей и взрослых: дидактические, словесные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, кроссворды, тренинги, вопросы для бесед, занятия, физкультурный досуг. Подобран материал речевого сопровождения: считалки, загадки, стихи, пословицы, комплексы общеразвивающих упражнений, список используемой литературы.

Мною разработаны критерии оценки знаний, умений, навыков по содержанию данного проекта и проведена диагностика в начале и в гонце года. Мы вышли на следующие результаты:

№ п/п

Критерии диагностики по проекту «Путешествие в страну безопасности»

Результаты диагностики

на начало учебного года

на конец учебного года

низкий уровень

средний уровень

низкий уровень

средний уровень

1.

Знать и уметь классифицировать виды транспорта

60%

40%

20%

80%

2.

Уметь находить специальный транспорт, знать его назначение.

60%

40%

10%

90%

3.

Называть части улицы.

80%

20%

20%

80%

4.

Иметь представления об опасностях, подстерегающих на улицах и дорогах.

70%

30%

20%

80%

5.

Иметь представления о классификации дорожных знаков.

80%

20%

20%

80%

6.

Уметь двигаться в соответствии с сигналами светофора.

20%

80%

0%

100%

7.

Называть виды общественного транспорта и знать обозначения остановок.

50%

50%

20%

80%

8.

Иметь представления о правилах посадки и высадки из автобуса.

80%

20%

20%

80%

Перед вами сравнительная диагностика знаний, умений и навыков детей компенсирующей группы с нарушениями речи. Из нее Вы видите, что в результате проведенной работы по проекту в течение года, у детей нашей группы сформированы представления о дисциплинированном грамотном поведении на улице,   и мы надеемся, что они внесут весомый вклад в  сохранение жизни и здоровья детей. 

Этот проект позволил совершенствовать воспитательно-образовательную работу на группе по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности.