Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Подготовка к сочинению по картине Г.Г. Нисского "Февраль. Подмосковье"

Разделы: Преподавание русского языка


Описанием картин – один из элементов работы по развитию речи на уроках русского языка. Живопись, воздействуя на чувства школьников, способствует развитию у них мышления и речи, обогащению словарного запаса, повышает их творческую активность. В.Сухомлинский писал: “Произведение изобразительного искусства – еще одно светлое окошко, через которое человек постигает благородное видение мира”.

Цель: Познакомить обучающихся с творчеством известного художника Г.Г. Нисского, с особенностями художественного описания картины “Февраль. Подмосковье”

Задачи:

  1. Образовательная: сформировать умение писать сочинение-зарисовку о природе; повторить понятие о цвете.
  2. Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, интерес к различным видам искусства, любовь к природе.
  3. Развивающая: развивать ассоциативное мышление, воображение, письменную и устную речь.

Оборудование: Презентация к уроку по творчеству Г.Г. Нисского, музыка А. Вивальди “Времена года. Зима”

Ход урока

1. Интрига. Прием актуализации субъектного опыта “Раскрасьте свои чувства”. (Слайд 2.)

– Как вы считаете, может ли время года влиять на настроение человека? Каким образом?
– Каким может быть ваше настроение в феврале?
– Какими бы красками вы обозначили свое настроение?

2. Проверка домашнего задания.

Дома дети должны были составить синквейны о зиме.

– Как выразили вы свои чувства при описании декабря, января? Какую цветовую гамму вы использовали?
– А что можно сказать о феврале?

3. Историческая справка. Словарная работа

– Февраль, мы говорим, – это переломный месяц. Это уже конец зимы, и мы чувствуем приближение весны.

Название месяца “февраль” – латинское по происхождению. Февраль в Древнем Риме заканчивал год, поэтому в конце месяца древние римляне устраивали большой праздник, на котором приносили жертвы покровителю стад богу Фебресу. Отсюда и название месяца – февраль. Древнерусское название февраля – “лютый”.

– Как вы думаете, почему?
– Знаете ли вы, что у февраля есть еще названия:

лютень, снежень, бокогрей, вьюговей?

– Почему у февраля было так много названий?

4. Речевая разминка. Чтение стихов. (Исполняют обучающиеся.) (Слайды 3, 4.)

– Какие выразительные средства языка используют авторы?

На стеклах, сплошь заиндевелых,
Февральский выписал мороз
Сплетенье трав молочно-белых
И серебристо-синих роз.
Пейзаж тропического лета
Рисует стужа на окне.
Зачем ей розы? Видно, это
Зима тоскует о весне.
Д. Кедрин

Февраль

Налетели друг за другом,
Завели свой хоровод.
В феврале за вьюгой вьюга,
В тучах скрылся небосвод.

Ежатся на ветках птички,
Песенку забыв свою,
И озябшая синичка
К теплому летит жилью.

Но уж солнышко сияет
Танцу снежному вослед
И на землю посылает
Будущей весны привет!
Н.Кнушевицкая

– Что объединяет эти произведения? (Общая мысль о том, что зима заканчивается.)

5. Постановка цели урока.