Вечерние занятия с детьми в группе с общим недоразвитием речи

Разделы: Логопедия


В последнее время в дошкольных образовательных учреждениях вопросу взаимосвязи и преемственности в работе всех специалистов уделяется особое внимание. Особенно актуально это звучит для логопедических групп. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей дефектов произношения.

В логопедической группе особенно важно насколько тесно сотрудничают учитель – логопед и воспитатели. Логопедические занятия решают такие задачи, как:

  • формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
  • преодоление нарушений слоговой структуры слова;
  • обогащение словарного запаса;
  • развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;
  • формирование грамматического строя речи и связной речи;
  • обучение грамоте.

Совершенно очевидно, что реализовать эти задачи можно только, четко скоординировав работу учителя-логопеда и воспитателей.
Специфика нашей работы в группе для детей с общим недоразвитием речи включает в себя организацию и проведение вечерних занятий по заданию логопеда.
Вечерняя логопедическая работа включает в себя фронтальные и индивидуальные занятия.

Фронтальные занятия предусматривают закрепление материала, данного логопедом на подгрупповых занятиях по той или иной лексической теме, соответствующей календарному планированию. К каждой лексической теме учитель-логопед подбирает речевой материал, определяет коррекционные задачи, методы и приемы их реализации, способствующие совершенствованию грамматических категорий, формированию словаря, развитию фразовой речи, общих речевых и сенсомоторных навыков, а также развитию высших психических функций.

Рассмотрим опыт работы совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателей по теме: “Домашние животные и их детеныши” (Изучение темы рассчитано на 2 недели). Наши рекомендации:

I. Расширять и обогащать предметный, глагольный словарь и словарь признаков

1. Беседа о домашних животных.

а) Уточнить названия. Почему они так называются?
б) Их внешний вид, повадки. В чем польза? Где живут?
в) Как люди ухаживают за животными.

2. Игровое упражнение “Кто как голос подает” – учить подбирать глаголы к заданным существительным. Что делает кошка? Кошка – мяукает, коза-…, овца-…, свинья – …, корова – …, лошадь – …, собака-… .

3. Игровое упражнение “Кто что ест” – учить подбирать существительные по смыслу.

Что лошадь ест?
Лошадь ест овес (хлеб, траву); коза траву (хлеб, сено, листья деревьев);
собака – мясо (суп, кости); кошка – молоко (мясо, рыбу);
корова – траву (хлеб, сено); свинья – отруби (хлеб, овощи);
овца – траву (хлеб, сено); кролик – капусту (морковь, траву, сено).

II. Совершенствовать грамматические категории.

1. Игровое упражнение “Кто кем был” – учить правильно, употреблять существительные в творительном падеже.

Корова была – теленком, лошадь –…, собака – …, коза –…, кошка –…, свинья –…, овца –…, крольчиха – … .

2. Игровое упражнение “Кто, чем защищается” – учить правильно, употреблять существительные в творительном падеже множественного числа.

Кошка – когтями, собака –зубами, корова (коза) –рогами, лошадь (овца) – копытами.

3. Игровое упражнение “Чей, чья, чьё?” – учить образовывать притяжательные прилагательные.

Чей хвост? – кошачий, козий, собачий, овечий…
Чья голова? Чьё ухо? Чей нос? (хвост, чьи лапы, ноги, чьи глаза).

4. Игровое упражнение “Кого не стало” – учить употреблять существительные во множественном числе, родительном падеже.

Телята – не стало телят, ягнята – …, жеребята-…, крольчата-…, поросята-…, и т.д.

III. Совершенствовать слоговую структуру слова

Отрабатывать произнесение слов сложной слоговой структуры, фраз и чистоговорок с этими словами.

IV. Формировать связную речь

1. Игровое упражнение “Составь предложение” – учить составлять предложение с противопоставлением.
    Кто, как кричит? Кошка – свинья. Кошка мяукает, а свинья хрюкает.

Лошадь – корова – …, овца – собака – …, коза – кошка – …, корова – овца – …, собака – лошадь – …, свинья – коза – … .

2. Игровое упражнение “Составь верно” – учить составлять предложение с предлогом [для].

Для кого ты принес молока? Я принес молока для кота.
Для кого ты принес травы, морковь, сена, рыбу, капусту, овса, отрубей?

3. Игровое упражнение “Закончи и повтори” – учить правильно закончить предложение противопоставлением и повторить его целиком.

Котенок лакает, а котята … ; теленок мычит, а телята…; щенок бежит, а щенята…; козленок скачет, а козлята…; поросенок ест, а поросята…; жеребенок прыгает, а жеребята…; ягненок жует, а ягнята … .

V. Развивать высшие психические функции

1. Игровое упражнение “Путаница” – развивать внимание, логическое мышление.

Кошка живет в конуре; корова – в доме; лошадь – в свинарнике;
кошка – в коровнике; овца – в конюшне; свинья – в клетке.

2. Игровое упражнение “Расставь, как назвала” – развивать память, слуховое внимание (с картинками домашних животных).

3. Игровое упражнение “Кто лишний?” – развивать внимание, логическое мышление.

а) Котенок, щенок, поросенок, волчонок; теленок, козленок, лисенок, крольчонок;
    жеребенок, ягненок, котенок, зайчонок; поросенок, теленок, ежонок, жеребенок и т. д.

б) Свинья, волк, овца, бык; корова, собака, лиса, коза; лошадь, кошка, лось, свинья; собака, корова, баран, ёжик; кошка, кабан, свинья, овца и т.д.

4. Игровое упражнение “Четвертый лишний” – развивать память, зрительное внимание (с картинками диких и домашних животных.

5. Игровое упражнение “Разложи верно” – развивать умение классифицировать предметы по определенным признакам (с картинками домашних и диких животных).

6. Игровое упражнение “Исправь ошибку” – развивать внимание, логическое мышление.

У коровы – щенок, у овцы – жеребенок, у лошади – козленок,
у собаки – поросенок, у козы – теленок, у кошки – ягненок,
у свиньи – котенок, у крольчихи – поросенок…

7. Игровое упражнение “Кто, кем будет” – развивать внимание, логическое мышление, воображение.

Щенок будет – собакой, поросенок будет – …, котенок – …, жеребенок – …, теленок – …, козленок – …, ягненок – … .

VI. Совершенствовать сенсомоторные навыки, общую и мелкую моторику

1. Задание на мелкую моторику “Мордочка кошки”, “Миска кота” – рисование на магнитных досках; “Покормим животных” – прищепки; “Коврик для котика”, “Будка для щенка ” – палочки, спички; “Закрась детенышей” – карандаши; “Корзинка для котят” – рисование на манной крупе.

2. Пальчиковая гимнастика “Котик”.

3. Речь с движением “Козлятки”

Индивидуальные занятия предусматривают следующие направления работы:

1. Преодоление нарушений слоговой структуры слова как простого, так и сложного слогового состава (закрепление значений малознакомых слов, медленное по слоговое проговаривание контура слова, фраз, стихов и текстов – отраженно и самостоятельно). Работа проводится на базе дидактического материала, содержание которого исключает проблемные звуки по всем типам слоговой структуры слова, способствуя привлечению внимания детей, увеличивая объём запоминания, развивая мышление, стимулируя познавательную активность детей.

1 тип слоговой структуры слова – проговаривание отраженно и самостоятельно.

Игровое упражнение “Назови чего (кого) не стало?” – употребление существительных единственного числа родительного падежа, “Назови, кто это?” – составление предложений из двух слов, “Скажи, что ты делаешь?” – употребление глаголов в 1 лице единственного числа настоящего времени и т. п.

2. Закрепление хорошо поставленных звуков (произношение слогов, слов, фраз; повторение чистоговорок, стихов) – по альбомам на все группы звуков.

3. Совершенствование грамматического строя речи, развитие внимания, памяти, логического мышления, фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза – посредством игровых упражнений и практических заданий.

Считаем, что успех коррекционной логопедической работы в условиях ДОУ во многом зависит от слаженности в работе логопеда и воспитателей группы. Только тесный контакт учителя-логопеда и воспитателей может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному обучению в школе.