Литературно-музыкальная композиция "Не забыть нам этой даты"

Разделы: Внеклассная работа


Оформление:

  1. На стенах висят плакаты:
    «Никто не забыт, ничто не забыто»,
    «Через года, через века…»,
    «Мы здесь не потому, что дата».
  2. Рисунки детей о войне.
  3. Стенд «Война в моей семье» (лучшие сочинения).
  4. Выставка (фотографии военных лет, письма с фронта, награды…)
  5. Летопись ветеранов микрорайона.
  6. Фонограммы песен.

Сценарий 

Звучит песня «Священная война» (музыка А.Александрова, слова В. Лебедева-Кумача). Под аплодисменты ребят в зал входят ветераны.

Ведущий: 9 мая наша страна отмечает День Победы. Каждый год наш народ кланяется великим тем годам, хотя прошло 63 года. С первого дня войны и до последнего люди совершали бессмертные подвиги во имя победы над фашистами-врагами всего человечества. Всё меньше остаётся в живых тех, сражался за нашу Родину. Время не властно предать их забвению. Есть память, которой не будет конца, поэтому мы сегодня встретились в этом зале.

Давно отгремели залпы Великой Отечественной Войны. Дорогой ценой было завоёвано счастье жить, и трудится под мирным небом. И память живёт об этом в сердцах людей.

На экране фотографии военных лет, кадры из документальных фильмов военных лет. На этом фоне на сцене стоят дети, одетые в солдатскую форму.

1-й чтец.

Есть много праздников на свете,
Их любят взрослые и дети.
И каждый с нетерпеньем ждёт
Восьмое марта, Новый год.

2-й чтец.

Но вот сегодня день особенный у нас
Счастливый день, великий День Победы.
Её добились наши прадеды и деды,
И мы о ней расскажем вам сейчас.

3-й чтец.

Вот сорок первый год, конец июля,
И люди спать легли спокойно накануне.
Но утром уже знала вся страна,
Что началась ужасная война.

4-й чтец.

На нашу Родину Германия напала.
И отступала наша армия сначала.
А немцы быстро шли к самой Москве.
И кровь лилась по всей родной стране.

5-й чтец.

И вот фашисты прорвались к Москве,
И был у них злой Гитлер во главе.
Ещё немного и Москву бы взяли,
Но насмерть наши воины стояли

6-й чтец.

И шла война четыре долгих года.
Мы воевали за свою свободу.
Враги хотели нашу землю захватить,
А нас в рабов послушных превратить.

7-й чтец.

И было много страшных битв,
В которых враг проклятый был разбит,
Великое сражение под Москвой,
В котором мы врагу сказали грозно: «Стой!»

8-й чтец.

Конечно, вспомнить надо
И окружение врага под Сталинградом,
И Курскую дугу, и Крым, и Ленинград.
Был Гитлер, что напал на нас, уже не рад.

9-й чтец.

И мы пошли освобождать Европу,
Солдаты наши в блиндажах, в окопах,
В землянках, танках, дотах, дзотах,
На кораблях и в самолётах…

10-й чтец.

Фашистских оккупантов побеждали.
До самого Берлина немцев гнали,
Был взят Берлин, и на рейхстаг
Был гордо водружён наш флаг.

11-й чтец.

И было торжество у всей страны.
И снова отмечая праздник этот.
Героев вспоминать мы должны,
Призвавших недругов к ответу.

12-й чтец.

И, если снова грянет гром,
Как наши прадеды и деды,
Свою мы Родину спасём,
И снова будет День Победы!

Ученики поют песню «День Победы» (сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова).

Ведущий: Сегодня в зале присутствуют ветераны ВОВ. (Представление ветерановна экране: Ф.И.О., где воевали, чем награждены, фотографии военных лет).

Ведущий: (без музыки)

«Помните, через века, через года,
Помните, о тех, кто уже не придет никогда,
Пожалуйста, помните!
Не плачьте, в горле сдержите стоны,
Горькие стоны!
Памяти павших будьте достойны,
Вечно достойны!»

Почтим память минутой молчания.

Инсценирование стихотворения «Ах, война, что ты сделала подлая» и песни «Огонёк» (сл. М. Исаковского)

Ах, война, что ты сделала, подлая
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры,
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом солдат.
До свидания, мальчики!
Мальчики, постарайтесь вернуться назад!
Нет, не прячьтесь вы, будьте стойкими,
Не жалейте не пуль ни гранат,
И себя не щадите, но всё-таки,
Постарайтесь вернуться назад!

Инсценирование фрагмента урока Мужества:(Учитель, учащиеся за партами и с плакатами в руках. Звучит песня «С чего начинается Родина» (сл. М. Матусовского) и на её фоне учитель ведёт урок.)

Учитель: Когда началась Великая Отечественная Война?

Ученик (держа в руках плакат и показывая его зрителям): В 4.00 утра на нашу Родину обрушилась 5.000.000 фашистская армия и без объявления войны своими танками и самолётами нарушила наши границы, ворвались на территорию нашей страны, стала бомбить, разрушать города и сёла, убивать мирный наш народ.

22 июня 1941 г.

(Тихо звучит песня «Эх, дороги»)

Учитель: Как долго длилась война?

Ученик:

1418 дней. 3 года 10 месяцев 18 дней

Стихотворение А. Николаева «1418 дней».

Перед нашей Родиной мы сочтёмся славою,
Все, кто кровью собственной породнился с ней.
Шла война великая, шла война кровавая
1418 дней.
Нас война отметила метиной особою,
В жизни нет, и не было ничего трудней,
Метиной особою, самой высшей пробою –
1418 дней.
Наградила нас она фронтовым содружеством,
не было содружества крепче и родней,
под огнём, под пулями закаляла мужество
1418 дней.

Учитель: Нелёгкими были дни испытаний, которые приближали нас к победе. Это были трудные вёрсты войны. Это дорога длиною?

Ученик:

2000 км

Учитель: Какой ценой завоёвана победа?

Ученик: более

27.000.000

Русских людей погибло в этой войне. Это 23 человека на каждые 2 метра земли. Это значит 15 человек в каждую минуту.

Исполнение песни «Никто не забыт» (сл. Ю. Разумовского, муз. Ю.Чичикова)

Учитель: Какому татарскому поэту-патриоту посмертно присвоено эвание Героя Советского Союза?

Ученик: Мусе Джалилю. Весной 1943 года он попал в плен, в лагерь Вустроу (Германия). Там он с группой военнопленных готовил восстание, но, по доносу провокатора, в ночь на 12 августа1943 года был препровождён в берлинскую тюрьму Моабит. Где в конце 1944г. Он был казнён. Друзья отважного патриота сохранили 3 записные книжки, куда поэт записывал свои стихи, написанные в лагерях и тюрьмах.

Чтец: Стихотворение М. Джалиля «Говорят погибшие герои».

Сердце с последним дыханием жизни
Выполнит твёрдую клятву свою.
Песни всегда посвящал я Отчизне,
Ныне Отчизне я жизнь отдаю.
Пел я, вступая за Родину в бой.
Вот и последнюю песню пишу я,
Видя топор палача над собой,
Песни меня научили свободе,
Песня борцом умереть мне велит,
Жизнь моя песней звенела в народе,
Смерть моя песней борьбы зазвучит.

Учитель: Когда закончилась Великая Отечественная Война?

Ученик:

9 мая 1945 года

Стихотворение С. Наровчатова «Победа»

Так вот он – Победы торжественный час,
Конец положивший огненным бурям.
Ради которого каждый из нас
Грудь открывал осколкам и пулям.
Каждый сегодня как с братом брат,
Светлей и сердечней час от часа.
И плачет от счастья старый солдат,
Который в жизни не плакал ни разу.
На улице народа праздничный стан.
Узнав о счастливой вести мгновенно,
Целуются все люди всех наций и стран,
Освобождённые нами из плена.
Такого ещё не бывало встарь –
Пусть радость повсюду гремит не смолкая:
Праздником мира войдёт в календарь
Праздник Победы – Девятое мая!

Ведущий: Слово предоставляется ветерану…(во время выступления ветерана на экране проецируются его фотографии военных лет)

1-й чтец:

Мы все про войну только в книжках читали.
Фильмы смотрели – и то замирали
В ужасе, в гневе и боли сердца.
Вы не в кино, в бою до конца
Насмерть стояли, спасая свою
Родину, город свой, дом и семью.
Что было в сердце любого солдата.

2-й чтец:

Благодарить мы могли б неустанно,
Разве затянутся прошлого раны?
Ждут не хвалебных речей ветераны,
А чтобы память была постоянной.

3-й чтец:

Помним и ценим. Для нас вы как звёзды,
Мир на Земле вашим подвигом создан.
Вас поздравлять с Днём Победы готовы
В праздники, будни, всё снова и снова.

Вручение ветеранам цветов.

Ведущий: Когда отцы, братья, мужья ушли на фронт, в тылу остались старики, женщины и дети. Вся тяжесть военных лет легла на их плечи. Ковали победу не только на фронте, но и тылу. Заботливые женские руки шили, вязали, растили хлеб, делали снаряды, танки. Ничто не смогло сломить дух русской женщины, готовой на всё ради семьи, Родины. Их труд, во время Великой Отечественной Войны, помог победить заклятого врага.

Чтец:

Да разве об этом расскажешь
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!
За всё ты бралася без страха,
И как в поговорке, какой,
Была ты и пряхой, и ткачкой.
Умела иглой и пилой.
Рубила, вязала, копала –
Да разве всего перечтёшь?
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто отлично живёшь!
Бойцы твои письма читали
И там, на переднем краю,
Они хорошо понимали
Святую неправду твою.
И воин идущий на битву,
И встретить готовый её,
Как клятву шептал, как молитву
Далёкое имя твоё.

Ведущий: На войне солдаты всегда думали о своих близких, шли в бой ради их спасения. И каждая весточка. Письмо с фронта была долгожданной радостью: «Живы! Здоровы!»

Инсценирование песни «Тёмная ночь» (сл. В. Агатова, муз. Н.Богословского).

Ведущий: На войне не только воевали, но и отдыхали в перерывах между боями.

Инсценирование отрывка :

«У кого гармонь, ребята? –
Да она то здесь, браток, –
Оглянулся виновато на водителя стрелок.
Так сыграть б на дорожку?
Да сыграть оно не вред.
В чём же дело? Чья гармошка?
Чья была, того, брат, нет.
И сказал уже водитель вместо друга своего:
Командир наш был любитель,
Схоронили мы его.
Так с неловкою улыбкой
Поглядел боец вокруг,
Словно он кого ошибкой,
Нехотя обидел вдруг.
Поясняет осторожно,
Чтоб на том покончить речь:
Я считал, сыграть то можно,
Думал, что её беречь.
Только взял боец трёхрядку,
Сразу видно – гармонист.
Для начала, для порядку
Кинул пальцы сверху вниз.
И от той дорожки старой,
Что осталось сиротой,
Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой.
И сменивши пальцы быстро,
Он, как будто на заказ,
Вдруг повёл о трёх танкистах-
Трёх товарищах рассказ.

Мелодия песни «Три танкиста».

На сцену выходят все участники литературно-музыкальной композиции.

Чтец:

Не забыть нам этой даты
Что покончила с войной
Той великою весною
Победителю-солдату

Хором: Сотни раз поклон земной (поклон)

Чтец:

Мы учимся в школе,
Растим тополя.
Мы любим походы
В леса и поля.
Нам в жизни открыты любые пути
Под небом спокойным, хотим мы расти.

Исполняется песня «Мир нужен всем» (сл. В. Семернина, муз. Арутюнова)