Использование учебно-речевой ситуации на уроках русского языка в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Одной из важнейших задач начальной школы является развитие грамотной, выразительной, эмоционально окрашенной речи детей, как устной, так и письменной. Прежде всего, такая работа проводится на уроках обучения грамоте и русского языка. Учитель реализует решение данной задачи через различные методы и приёмы.

Наряду с традиционным для школы прямым имитационным методом усвоения родной речи, с такими его ведущими приёмами обучения, как изложение и сочинение по образцу, большое значение приобретает метод моделирования речевого высказывания. Он реализуется в различного вида ситуативных упражнениях, основанных на зависимости содержания и речевого оформления высказываний, от речевой ситуации.

Развивая у учащихся умения соотносить содержание и форму своих высказываний с речевой ситуацией, ситуативные упражнения дисциплинируют мышление, обостряют чувство родного языка, приучают гибко пользоваться им, выбирая из нескольких речевых вариантов один, наиболее подходящий данным условиям речи. Ситуативные упражнения повышают речевую культуру учащихся.

Учебные речевые ситуации – это специальные условия и отношения, которые вынуждают учащихся говорить. В процессе обучения учащиеся приближаются к осознанию важных идей мировоззренческого характера – о связи языка и действительности, языка и мышления, и, конечно, о значении культуры речевого поведения в жизни. На уроках развивается чувство уместности высказывания, а также внимание к той стороне речи, которая связана с добрым, уважительным отношением к человеку, - к формированию вежливой речи.

Например, создана целая программа по культуре общения. Идея программы заключается в частности:

  • в развитии воображения и литературно-творческих способностей детей;
  • в развитии речи и понимании её значения в жизни.

Для учебно-речевой ситуации, где главной является задача введения нового материала по русскому языку, характерны следующие взаимосвязанные смысловые компоненты: постановка задачи, введение материала дедуктивным или индуктивным путём, анализ специально подобранных примеров. При этом особую роль играют различные средства, с помощью которых осуществляются контакты с учащимися, привлекается их внимание.

Например, на этапе обучения учащихся составлению предложений с однородными членами предлагается задание: прочитайте, найдите однородные члены предложения:

Осыпался с берёзы лист
И, как ковёр, устлал дорогу…

(А.Майков)

К этому заданию можно смоделировать следующую речевую ситуацию: представьте, что верные слуги осени – ветра – ткут ковёр. Помогите им. Подскажите, какие краски и узоры можно использовать, чтобы сделать ковёр ярким и красивым.

Этика речевого общения – основа культуры поведения. Так, чтобы научить детей быть вежливыми, воспитанными, можно предложить такое задание с использованием речевой ситуации: представьте себе, что вы пришли на день рождения к лучшему другу. Какими словами вы поприветствуете его? Как поздравите с праздником? Что пожелаете? Придумайте предложения, используя слова: здравствуй, рад, от души, счастье. Какие из предложений вы произнесёте с восклицательной интонацией? Почему? Запишите предложения в тетрадь.

Использование учебных ситуаций общения не только повышает эффективность обучения речи, но и способствует формированию и развитию интереса учащихся к русскому языку.

Главным средством создания возможностей общения на уроке в настоящее время признаётся специальная система ситуативных упражнений (их называют и коммуникативными).

Это, прежде всего, коммуникативные целевые установки. Под установками в дидактике понимаются вербальные (словесные) действия учителя, которые организуют действия учащихся. Коммуникативные установки организуют общение учащихся, вовлекают их в коммуникацию.

Коммуникативные упражнения стимулируют не только речевую, но и познавательную деятельность школьников.

В коммуникативных упражнениях моделируются речевые ситуации – совокупность тех условий, которые вовлекают ребёнка в речевую коммуникацию.

Речевая ситуация должна побуждать учащихся к высказыванию, вызывать потребность в общении.

Тип задания, характер предлагаемого упражнения в определённой мере решают задачу создания ситуации живого общения.

Для создания такой ситуации общения должно быть учтено следующее:

  1. Тематика высказывания. Следует предлагать детям темы, которые вызовут интерес, желание высказать своё мнение.
  2. Характер предлагаемого высказывания, его композиционная форма, жанр.
  3. Вид высказывания должен быть распространён в речевой практике детей и взрослых.
  4. Характер используемых методов и приёмов. Когда ученик делится своими мыслями по поводу прочитанной книги, рассказывает товарищам о пережитом или увиденном, налицо естественная ситуация общения.

Использование приёма создания речевой ситуации необходимо в тех случаях, когда требуется организовать такие устные или письменные высказывания, проведение которых является искусственным в условиях класса.

Искусственная или воображаемая речевая ситуация может создаваться различными путями:

  1. С помощью словесных разъяснений. Учитель может вводить их в процессе беседы или записать на диск.
  2. С помощью наглядных пособий и словесных разъяснений. Репродукции картин помогают ввести учащегося в обстановку, которую они должны учитывать при подготовке высказывания. Компоненты речевой ситуации могут быть воссозданы в классе с помощью отрывков из кинофильмов.
  3. Речевые ситуации могут создаваться искусственно в ролевой игре, при усвоении речевого этикета, при развитии полемических умений и диалога вообще. Ролевая игра состоит в создании таких ситуаций, в которых каждый участник получает вымышленное имя, социальную роль. Ролевая игра создаёт мотивацию, близкую к естественной, возбуждает интерес, повышает эмоциональный уровень учебного труда школьников.

Определяя компоненты ситуации, о которых нужно сообщить детям, необходимо учитывать их жизненный опыт и интересы. В каждом конкретном случае учитель должен учитывать возможности вхождения детей в предлагаемые обстоятельства .

Также важно, чтобы информация о речевой ситуации легко воспринималась учениками. Поэтому надо указывать на самые важные компоненты речевой ситуации, не перегружая информацию деталями, формулируя задание сжато, и вместе с тем предельно конкретно.

Речевые ситуации, предлагаемые учителем, могут быть разными – в зависимости от того, в какой мере они определяют будущее высказывание:

  • речевые ситуации, в которых содержится исчерпывающая или достаточно полная информация об обстоятельствах, в которых должно протекать высказывание;
  • речевые ситуации, в которых содержится лишь часть информации, остальные необходимые её компоненты уточняются учениками. В этом случае при одном и том же задании создаются различные варианты реализации предложенной речевой ситуации.

Таким образом, применение учебно-речевых ситуаций на уроке побуждает учащихся к созданию самостоятельного высказывания, близкого к тому, которое существует в действительности, когда удовлетворяется потребность в коммуникации. А это, в свою очередь, способствует развитию синтаксического строя речи младших школьников, формированию правильной речи, то есть способствует речевому развитию.

Правильная речь – непременный, но элементарный критерий речевой культуры. Важнейшим компонентом формирования синтаксического строя, речевого развития является учебно-речевая ситуация, которая создаёт мотивацию к созданию высказывания.

Библиография

    1. Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка. // Русский язык в школе, 1996, №1.
    2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов-на-Дону, 2001.
    3. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы речевой коммуникации. – М., 1997.
    4. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. – М.: Дело, 1998.