Стоит ли менять начальную школу?

Разделы: Начальная школа


Начиная с 1 сентября 2009 года, наша школа работает в рамках городского эксперимента «Шестиклассная начальная школа» (1-й , 3-й и 5-й классы). Главная причина, побудившая принять участие в эксперименте – резкое снижение успеваемости при переходе из начальной школы в среднюю, изменения в поведении пятиклассников, ухудшение их личного самочувствия из-за «болезненного расставания с начальной школой, с первым учителем». Переход в среднюю школу отрицательно влияет на успеваемость детей, так как в начальной школе дети учились у одного педагога, в средней школе обучение становится предметным, появляется большое количество учителей, ребята занимаются в разных кабинетах, психологически им тяжело сразу перестроиться.

Для обеспечения безболезненной адаптации четвероклассников вместе с ними в пятый класс переходит и классный руководитель в роли учителя – предметника и равноправного второго классного руководителя. Так мы снизили психологическую напряженность и боязнь детей разрыва с начальной школой. В конце 4-го класса ученики знали, что наряду с новым классным руководителем они не теряют связь со своей первой учительницей. Предстоящие перемены перестали их пугать. Контакт первого учителя с классом обеспечил защищенность ребенка, помог адаптироваться в новых условиях обучения, избавил от негативных стрессовых состояний. Неизбежные конфликты между пятиклассниками легче разрешаются учителем, который знает детей и их родителей с первого класса.

В течение года новый классный руководитель знакомился с классом, узнавал каждого ребенка, его родителей, и дети постепенно привыкали к нему. Переход из начальной школы в среднюю получился менее болезненным, щадящим. Важную роль сыграло и то, что в пятом классе один из предметов преподавал их первый учитель. Этим мы сняли разрыв между начальной школой и средней, сохранили единые требования к ученику. Конфликты, порождаемые предметным обучением, мы сумели свести к минимуму.

Наша основная задача – повысить эффективность учебно-воспитательного процесса, основанного на преемственности всех структурных звеньев. Мы понимали, что необходимо установить тесную связь между начальной школой и дошкольными учреждениями, поэтому начали с заключения договоров с близлежащими детскими садами. Наша задача была познакомиться с детьми до того момента, прежде, чем они станут первоклассниками.

Совместное проведение праздников, дней открытых дверей в школе, экскурсии будущих первоклассников по школе, школьным музеям, позволили учителям выявить потенциальные возможности детей, а у дошкольников снять страх перед школой, первым учителем, вызвали у них желание стать учениками нашей школы. Сейчас перед детскими садами, перед каждой семьей стоит проблема «подготовки к школе». На базе нашей школы мы открыли нулевую ступень обучения «Адаптация к школе». Наша цель – подготовить ребенка к обучению в школе, познакомить с правилами поведения в школе, познакомить с возможным будущим учителем. Мы даем возможность родителям выбора учителя, так как курсы ведут все учителя, набирающие первый класс. Такая работа с дошкольниками становится важным средством эффективной адаптации, обеспечивающей
возможность безболезненного вхождения в новый для ребенка мир, в мир новых требований и новых отношений.

И мы добились того, что пробудили интерес к учению, ребенок идет в школу с желанием узнавать что-то новое, идет подготовленным к восприятию материала. Задача начальной школы поддержать этот интерес к учению и повысить познавательную активность, сформировать умение самостоятельно учиться, дать возможность ребенку почувствовать себя учеником.

Мы хотели укрепить связь начальной школы с детским садом и средним звеном обучения, исключить возможность возникновения разрыва между ними. Детский сад, начальная и средняя школа должны стать «единым организмом», существующим по единому закону.

В начальной школе мы организовали предметное обучение в 1-м , 2-м и в 4 классах. Не секрет, что учитель начальной школы не может давать все предметы очень хорошо. У каждого педагога есть свой предмет, который преподносится им на очень высоком уровне. Давая возможность одному учителю вести математику в экспериментальных классах, другому – русский язык, третьему – окружающий мир мы повысили качество обучения в экспериментальных классах. Конечно, введение предметной системы обучения вызвало не только интерес, но и опасения родителей. Мамы первоклассников боялись потери связи между ребенком и первой учительницей. Прошедший год показал, что опасения были напрасны. Дети оставались со своим классным руководителем большую часть времени, и лишь на урок русского языка, математики , окружающего мира к ним приходили другие учителя. Первоклассники восприняли предметное обучение, как должное. В этом году введение предметного обучения в 1 классе родители поддержали и одобрили. Труднее было с предметным обучением в начале 3 класса. Дети привыкли к требованиям своей первой учительницы и не проявляли желания поначалу изменять что-то. Особого энтузиазма не проявляли и их родители. Учителям пришлось приложить немало усилий, чтобы не только изменить отношение ребенка к себе, но и заинтересовать его предметом. Учитель, любящий свой предмет, обязательно привьет эту любовь своим ученикам. Если у учителя горят глаза на уроке, то они обязательно будут гореть и у учеников. Учителя экспериментальных классов сумели заинтересовать своими предметами учащихся, не было ни разу, чтобы ученики пришли с невыученными уроками, то есть изменилось отношение школьников к предмету.

На уроках учителя получили возможность применять мультимедийные технологии в средствах обучения. Сейчас эти дети учатся в 4-м классе. Результаты нашей работы положительные. Улучшилась успеваемость по предметам в классе, повысился интерес к учению. При анкетировании все четвероклассники проголосовали за предметное обучение. Повысилась познавательная активность в экспериментальных классах. Для подготовки к урокам окружающего мира нашим учащимся уже недостаточно материала учебника, они используют в своих ответах знания, полученные из дополнительной литературы. Учитель на уроке стимулирует повышение познавательной активности с помощью мультимедийных уроков «Кирилла и Мефодия».

Одним из самых сложных предметов в начальной школе является математика. Если ребенок успешно усваивает программу – он любит этот предмет, если возникают трудности в усвоении материала – он относит математику к нелюбимым предметам.

Задача учителя – заинтересовать ученика. Для современного ребенка общение с компьютером – неотъемлемая часть его жизни. Работа с компьютерными учебными программами на уроке математики – это не дань моде, а необходимость. Учащиеся воспринимают это как интересный увлекательный процесс. Электронные версии программы по математике построены на принципе «от простого к сложному». Это позволяет укреплять у ученика (даже самого слабого) уверенность в себе, в своих силах, а значит , постепенно просыпается любовь к предмету.

Задача каждого учителя не столько дать знания, сколько научить учиться, причем, у ребенка должно быть желание самостоятельно добывать знания. А этого мы можем добиться только в том случае, когда предмет для ребенка интересен, когда он осознает себя учеником. В первых классах дети учатся в своем кабинете, а в 4-м классе при предметном обучении дети ходят по разным кабинетам, тем самым мы готовим детей к переходу в среднюю школу.

Цель нашей работы:

  • построить взаимоотношения между детским садом, начальной и средней школой на основе принципов преемственности;
  • приобщение детей к учению путем пробуждения любознательности и постоянной опоры на нарастающий интерес;
  • построить учебную деятельность с опорой на познавательный процесс и личный опыт ребенка;
  • сформировать готовность к реализации основной цели обучения – научить учиться.

Мне кажется, что «Шестиклассная начальная школа» найдет свою дорогу во все образовательные учреждения, за ней будущее. Именно « Шестиклассная начальная школа» успешно решает проблему социализации и обеспечивает ввод каждого ученика в подростковый возраст.