Русская народная песня как богатый источник культурного наследия

Разделы: Музыка


Цели урока:

  • познакомить с классификацией традиционной крестьянской лирики;
  • раскрыть художественные достоинства народной песни;
  • развить вокально-хоровые навыки с элементами игры и движений;
  • привить любовь к народной музыке.

Оборудование: магнитофон, аудиозаписи, сборник «Русские народные песни», фортепиано, иллюстрации.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие, проверка степени подготовки к уроку; эмоциональный настрой.

2. Соощение темы урока

Ребята, тема нашего урока: «Русская народная песня как богатый источник культурного наследия». А как вы думаете: «Что такое культурное наследие»? (Это то, что оставили и сохранили для нас наши предки. И благодаря этому, мы можем увидеть прекрасные дворцы, соборы, живописные полотна.)

– Правильно. Из того, что вы перечислили, мы можем отнести к материальным богатствам, то есть всё это можно увидеть, потрогать, ощутить.
Но к культурному наследию относятся не только материальные богатства, а и духовные. Духовное богатство – это то, что воспитывает в человеке его нравственность, внутреннюю красоту, помогает развивать эмоциональную и чувственную сферы. К такому  духовному наследию мы и относим её Величество – Музыку. А наше занятие мы посвятим одному из видов музыкального искусства – народной песне.

3. Основная часть

– Прежде, чем начать разговор о народной песне, скажите, пожалуйста, что такое народная песня?  (Народная песня – это музыкальное произведение, автор которого неизвестен.
Как правило, автор песни – сам народ. Народные песни передаются из поколения  в поколение, отражают историю народа, его обычаи и традиции.)

– А какую роль играла песня в жизни русского человека? (Вся жизнь русского человека сопровождалась песнями: во время уборки урожая,  крестьянских посиделок, семейных праздников.)

– А как же создавалась народная песня? По словам Белинского это происходило так: «Всякое отдельное народное произведение было обязано своим началом одному лицу, которое, с горя или с радости, вдруг запело его; но во-первых, это лицо само не знало, что оно – поэт, и смотрело на свое дело, как на безделье; а во-вторых, песня, переходя из уст в уста, претерпевала много изменений…»

Песня – самый демократический жанр фольклора по общедоступности исполнения: в доме, на улице, во время работы и отдыха, в любое время, в любом настроении. В этом причина популярности народной лирики. Весь репертуар крестьянской  традиционной лирики фольклористы делят на песни протяжные и частые.

В протяжных песнях выделяют: любовные, семейные, трудовые, солдатские. По своему характеру эти песни тягучи и неторопливы, исполняются только голосом, без элементов движения. Частые песни характеризуются чётким ритмом, быстрым темпом, многократными повторами строк. К ним относятся хороводные, игровые, плясовые.
Эти песни сопровождаются различного рода движениями.

– Сейчас, ребята, я предлагаю вам прочитать несколько текстов народных песен и определить, к какому из видов они относятся.

«…Что под той ли было белой под берёзой,
Не сиз ли голубь с голубушкой сидит, воркует,
Не девица ли с молодцем речи говорила.
У душечки ли у красной девицы
Не дождичком  ли белое лицо смочило,
Не морозом  ли ретиво сердце познобило». (Любовная.)

 «…Уж вы кудри мои, кудерушки,
Молодецкие, удалецкие!
По плечам  лежат, словно жар горят:
Послышали на себя невзгодушку,
Невзгодушку – чужую сторонушку,
Чужедальнюю, незнакомую.
Отдают дружка во солдатушки,
Во молоденьки во некрутушки». (Солдатская.)

«Из луга, луга зелёного
Ясен сокол вылетает,
Белую лебедь выкликает:
– Белая лебедь, выйди ко мне из хоровода!
– Ясен сокол, не в чем мне выйти.
– Белая лебедь, чего у тебя нету?
– Ясен сокол, у меня шубки нету.
– Я в торжок  пойду, тебе шубку куплю!

Из луга, луга зелёного
Ясен сокол вылетает,
Белую лебедь выкликает:
– Белая лебедь, выйди ко мне из хоровода!
– Ясен сокол, не в чем мне выйти.
– Белая лебедь, чего у тебя нету?
– Ясен сокол, у меня сапожек нету.
– Я в торжок пойду,тебе сапожки куплю!

Из луга, луга зелёного
Ясен сокол вылетает,
Белую лебедь выкликает:
– Белая лебедь, выйди ко мне из хоровода!
– Ясен сокол, не в чем мне выйти.
– Белая лебедь, чего у тебя нету?
– Ясен сокол, у меня веночка нету.
– Я в чистое поле пойду, тебе веночек совью! (Игровая.)

– Правильно, ребята. А знаете ли вы, что народные игровые песни часто сопровождались хороводами? Основной формой движения хоровода является движение по солнцу, то есть влево по кругу. Внутри одного круга мог двигаться другой в противоположном  направлении. Кроме круга хоровод мог идти «улицей», то есть по прямой линии. Наконец, хоровод мог состоять из двух линий – рядов, стоящих друг против друга; эти ряды по очереди наступали с песней один на другой.

4. Разучивание песни-хоровода

–  Сейчас я хочу предложить вам разучить хороводно-игровую песню «Ясен сокол и Белая лебедь», с текстом которой вы уже познакомились. Игра-хоровод будет заключаться в следующем: по считалке выбирается Ясен сокол и Белая лебедь. Остальные играющие выстраиваются в две шеренги друг против друга. Во время исполнения песни каждая шеренга мерным шагом подходит к Ясному соколу и Белой лебеди и возвращается на прежнее место. Ясен сокол и Белая лебедь разыгрывают содержание песни.

5. Русская народная песня «Матушка, что во поле пыльно»?

И на завершающем этапе нашего занятия я предлагаю послушать русскую народную песню «Матушка, что во поле пыльно»? Сейчас я вам прочту текст, а вы ответьте на следующие вопросы: – К какому виду данная песня относится?
– Какова главная тема песни?

– Матушка, матушка, что во поле пыльно?
Сударыня матушка, что во поле пыльно?
– Дитятко, милое, кони разыгралися.
– Матушка, матушка, на двор гости едут,
– Сударыня матушка, на двор гости едут.
– Дитятко, милое, я тебя не выдам.

– Матушка, матушка, в нову горницу идут,
– Сударыня матушка, в нову горницу идут!
– Дитятко, милое, я тебя не выдам!
– Матушка, матушка, за столы садятся,
– Сударыня, матушка, за столы садятся!
– Дитятко, милое, не бойсь, не пужайся!

– Матушка, матушка, образа снимают,
– Сударыня, матушка, меня благословляют… 

(Песня – семейная. Главная тема – замужество против собственной воли.)

– Да, ребята. Тема замужества против собственной воли, тема неравного брака широко была распространена в искусстве 2-й половины 19 века. Сначала эта тема появилась в литературе, а затем – в живописи и музыке. Сейчас мы послушаем песню «Матушка, матушка, что во поле пыльно»? А во время прослушивания я вам предлагаю посмотреть иллюстрацию к картине «Неравный брак» замечательного русского художника Пукирёва.
Послушайте, посмотрите и сопоставьте эти два образа – музыкальный и живописный; а затем ответьте на следующие вопросы:
– Насколько близки героини?
– Каковой будет их  дальнейшая судьба?
– Что можно сказать об их чувствах, настроении?

6. Подведение итогов

– Итак, ребята, что нового вы сегодня узнали о народной песне? (Классификацию народной лирики, процесс создания песни, её роль в жизни русского человека. Также разучили хороводно-игровую песню и послушали народную песню «Матушка, матушка, что во поле пыльно», сопоставив её с иллюстрацией к картине «Неравный брак».)

– Я думаю, урок вам показал, насколько богаты художественные достоинства народной песни, насколько она разнообразна, интересна. Любите и сохраняйте то, что досталось нам от наших предков!
– Спасибо за работу на уроке.

Выставление оценок.