Урок математики по программе Л.Г. Петерсон "Сети линий. Пути". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • знакомство с понятиями «сети линий», «пути»;
  • обучение перемещению по сетям линий, поиску нужных путей, установлению закономерностей;
  • отработка навыков сложения и вычитания в пределах 1000, знаний нумерации чисел в пределах 1000,
  • формирование умений решать составные задачи.

Оборудование: работа на ПК – а) электронные индивидуальные карточки на преобразование величин, б) интерактивная доска для фронтальной работы, карточки с примерами для письменных вычислений.

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания

– Урок начнём с проверки домашнего задания. Обменяйтесь тетрадями с соседом, возьмите карандаши для оценивания и начнём проверку.  Прочитайте пример (стр.66, №2), решив который вы получили такой ответ:

381 (961 – 580 + 0)
924 315 + 47 + 562)

– Чему равна сумма 523 и 135 (658)
– Чему равна разность 756 и 24 (732)
– Какое правило сложения и вычитания  трёхзначных чисел помогло вам решить эти примеры? (Единицы складываем и вычитаем с единицами, десятки с десятками, сотни с сотнями)
– Проверим задачу (стр.66, № 5).
– Что узнали в задаче, когда выполнили действие: 3м 17 см – 1 м 27 см
– Чему равна оставшаяся часть
– Чему она равна? (1 м 90 см)
– Почему вы брали действие вычитания? (Потому что искали часть, а чтобы найти часть нужно из целого вычесть известную часть)
Что нужно было найти в задаче? (На сколько отрезанная часть верёвки меньше той, которая осталась)
– Как сформулировать одним словом – что нужно найти? (Разницу)
– Как найти разницу? (Чтобы узнать,  на сколько одно число больше или меньше другого,  надо из большего вычесть меньшее)
– Прочитайте ответ задачи (на 63 см отрезанная часть верёвки меньше той, что осталась)
– Оцените работу своего соседа и верните тетради друг другу. Кто получил за домашнюю работу «5»? «4»? Надеюсь, что «3» и тем более «2» у нас нет.
– Дадим своим глазам немного отдохнуть – закройте их, а наш мозг продолжает свою работу –с закрытыми глазами считаем сотнями в в прямом  и обратном порядке до 1000. Молодцы. Потянулись, сели прямо и продолжаем работу.

II.   Постановка учебной задачи

– Сегодня на уроке мы будем закреплять свои умения сложения и вычитания трёхзначных чисел, решения задач на нахождение разницы и на примере нашей дороги в школу узнаем, как в математике называются пересекающиеся тропинки и дорожки. Но для начала проведём математическую разминку.

III  Устный счёт

1. – Пока мы будем работать фронтально,  некоторые ребята выполнят индивидуально задание на ПК – им нужно будет преобразовать  единицы длины. Вспомним вместе соотношение между ними

1 дм = 10 см
1 м = 10 дм = 100 см

Вырази в указанных единицах измерения

3 м 5 дм 7 см = 357 см
5 м 9 см = 59 см
3 дм 2 см = 32 см
7 м = 700 см
5 м = 50 дм
4 м 3 дм = 43 дм
2 м 2 дм 9 см = 229 см
5 м 1 дм = 51 дм

(Если у учителя нет возможности составить данную работу в программе Excel на ПК, то карточки раздаются в напечатанном виде на листах)

2. «Цепочка»: 76 – 50 – 8 + 60 + 12 – 40 – 33 (17)
– Чем примечательно число 17 для нас с вами? (Учимся в Гимназии № 17)
– А как полностью называется наше учебное учреждение? (МОБУ Гимназия № 17)

3. – Дан ряд чисел 480, 48, 408. Назовите самое большое число и самое маленькое.
– Что можете сказать об этих числах? (В их записи есть цифры 4 и 8)
– Назовите число этого ряда, которое содержит 4 с 0 д  8 е (408)
– Расскажите, что знаете о числе 408  (Трёхзначное, предыдущее 407, последующее 410)

IV. Работа в тетрадях и на доске

– Нарисуйте графическую модель числа 408 и выразите его в различных единицах счёта (408 = 4 с 0 д 8 е = 40 д 8 е = 4 с 8 ед)

– Представьте число 408 в виде суммы разрядных слагаемых (400 + 8)
–  Выразите 408 см в различных единицах измерения (408 см = 4 м 7 см = 40 дм 8 см)
– Ещё раз посмотрите на ряд чисел: 480, 48, 408 и скажите, какое число, по вашему мнению, лишнее и почему (48 – двузначное)
– А для нашей Гимназии число 48 не лишнее, догадайтесь, почему? (В этом году нашей гимназии исполнилось 48 лет и находится она по адресу К.Маркса, 48)

V. Работа над новым материалом

– Что вы видите на экране? (Карта нашего города). Сегодня на уроке мы поработаем с изображением центральной части его части. У вас на партах лежат листы с таким же изображением, что вы видите на доске.

– Рассмотрим и назовём улицы нашего города:
– На какой улице находится наша Гимназия? (Ул. К. Маркса)
– Сколько центральных улиц идут параллельно улице К.Маркса? Назовите их. (Ул. Ленина, 50 лет Октября)  
– На пересечении каких улиц находится центральная площадь нашего города? (Ул. Точисского и К.Маркса.)
– Какие улицы мы с вами пересечём, если будем идти из школы на центральную площадь нашего города?  (Ул. Косоротова)
– Догадайтесь, что за здание изображено на карте в виде синего треугольника? (Автовокзал)
– На какой улице он находится? (На ул. Кирова).
– Что за знание помечено красным крестом на улице К.Маркса? (Поликлиника «Айболит»)
– Какие улицы мы пересечём, если пойдём туда из школы? (Ул. Косоротова, Точисского, Пушкина)
– Что обозначает такой же красный крест на улице Ленина? (Городская поликлиника, которую посещают наши взрослые)
– Теперь поработайте в парах на ваших схемах по предлагаемому алгоритму:
а) каждый найдите на ней  улицу,  на которой вы живёте и свой дом
б) начертите свой путь в школу по улицам нашего города. Если кто-то живёт за пределами района карты, изображённого на листах, то покажите свой путь в школу от своей бабушки.
в) отметьте линией другого цвета ту часть вашего пути, которая совпадает с дорогой вашего соседа по парте.
– Выходите по одному к доске и на ней изображайте свой путь в школу.
(После того, как дети изобразили свой пути, на доске убирается схема города и остаются одни лини, проведённые детьми)
– Посмотрите, что у нас получилось в итоге. Как можно назвать это изображение на котором пересекаются наши с вами дорожки и тропинки?
– В математике пересекающиеся дорожки и тропинки называют СЕТИ ЛИНИЙ или ПУТИ.
– Сколько перекрёстков и дорог вы пересекаете  по пути в школу? Как нужно переходить дороги?

VI. Физкультминутка (по выбору учителя)

VII. Работа по учебнику

– Работу над новой темой продолжим по учебнику. Стр. 68, № 1, 2
(Изображения сетей линий показаны на доске – дети выполняют задание и в учебнике и на доске по цепочке)

VIII. Решение задачи

– Послушайте задачу и подберите к ней схему из предложенных:
В нашем городе и его пригороде 212 улиц и переулков. Движение на 34 улицах регулируется светофорами. На сколько меньше в Белорецке регулируемых улиц, чем нерегулируемых?

– Что известно в задаче? Что нужно найти? Чем является в задаче количество нерегулируемых улиц? (Частью) Как найти часть?

(Решение задачи записывается в тетради в столбик. Один учащийся на доске)

1) 212
   – 34  
   178 (у) – не регулируются светофорами

2) 178
   – 34 
   144 (у)

Ответ: на 144 улицы меньше регулируемых, чем нерегулируемых.

– А как переходить нерегулируемые  улицы? Прежде чем переходить улицу нужно посмотреть налево, дойти до середины улицы, посмотреть направо и завершить переход.
– Улиц в нашем городе много, а светофоров мало, поэтому нам, пешеходам нужно быть особенно внимательными.

IX. Решение примеров

– Решите примеры, расположите ответы в порядке возрастания, соотнесите ответ и букву. У каждого ряда – свои примеры и слова. Из этих слов мы вместе составим  и прочитаем  предложение, которое  вам часто говорят взрослые.

– Какие правила дорожного движения вы знаете?

X. Итог урока

– Как в математике называются пересекающиеся линии?
– Где в жизни мы встречаемся с сетями линий? (Метро, дороги)

XI. Домашнее задание

Стр.68-69, № 3, 4, 7