Составные части задачи. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: познакомить учащихся со структурой задачи.

Задачи:

образовательные:

  • формирование умения прибавлять и вычитать числа 1 и 2;
  • формирование умения анализировать и решать задачу;
  • отработка каллиграфических навыков;
  • введение в речь понятий "задача", "условие", "вопрос", "решение", "ответ";
  • формирование умения различать задачу и другие тексты, содержащие числа, опираясь на знания о признаках задачи;

коррекционно-развивающие:

  • развитие навыков применения анализа и синтеза, операций сравнения;
  • развитие восприятия, памяти, пространственного представления, воображения;
  • развитие сообразительности, наблюдательности;

воспитательные:

  • воспитание бережного и внимательного отношения к птицам и животным зимой;
  • воспитание чувства такта по отношению к одноклассникам.

Оборудование:

наглядный материал: предметные картинки, карточки-символы, карточки с цифрой в условиях зашумления, карточки (на доску) с изучаемыми понятиями (задача, условие, вопрос, решение, ответ);

материал для индивидуальной работы: разноуровневые задания на карточках для устного счёта, раздаточные листы для анализа и решения задачи.

Ход урока

I. Организационный момент: проверка готовности к уроку.

Ребята, сейчас у нас урок математики. Проверьте, есть ли у вас на партах пенал. Всё, что я положила на ваши парты, пожалуйста, не трогайте, пока я не скажу.

II. Повторение пройденного материала.

1. Устный счёт

Посмотрите, к вам на парты прилетели птицы с примерами. Сейчас холодно. Они хотят кушать. Птичка может съесть только ту ягоду, на которой записан ответ к примеру. Сядет тот из вас, кто верно решит пример и найдёт ответ на доске.

Решение примеров.

Молодцы, ребята. Вы все справились с этим заданием и накормили птичек. Не забывайте, что зимой им кушать нечего, поэтому обязательно угощайте их какой-нибудь едой.

2. Отработка каллиграфических навыков.

Узнавание зашумлённой цифры и её письмо.

Посмотрите на карточки. На рисунке спряталась цифра. Найдите её и пропишите через клеточку. Что нужно сделать?

Какую цифру прописывали?

Все очень красиво и аккуратно написали цифру 3. Молодцы.

III. Постановка цели урока.

Сегодня на уроке мы узнаем, из каких частей состоит задача. И решим задачи.

IV. Подготовка к изучению нового материала.

Узнавание на слух задачи в ряду различных текстов (загадка, рассказ, задача), содержащих числовые данные.

Послушайте. Это задача? Почему?

Два берёзовых коня
По снегам несут меня.
Кони эти рыжи,
Как зовут их? (лыжи)

(Это загадка. В ней нужно узнать, какой предмет загадан.)

Мама купила 5 пирожных. Два она дала дочке, а 3 оставила для гостей.

(Это рассказ. Здесь есть числа, но ничего не надо узнавать.)

Мальчик положил в коробку 5 красных и 4 зелёных карандаша. Сколько карандашей в коробке?

(Это задача. Нужно выполнить действие, посчитать, решить).

Сколько карандашей в коробке?

V. Изучение нового материала.

Знакомство с составными частями задачи.

а) Практическая деятельность учащихся.

Двое детей собирают с парт учеников листья деревьев.

б) Поэтапное формулирование задачи учителем на основе практической деятельности учащихся с упором на словарную работу.

Уточнение семантики и слоговой структуры новых понятий. Создание модели задачи.

Послушайте такую задачу.

Девочка собирала листики и мальчик собирал листики. Сколько у них листиков?

(На этот вопрос ответить нельзя, нужно знать, сколько листиков собрала девочка и сколько мальчик).

Кто хочет собрать листики? Вызываю двух детей (мальчика и девочку).

Мальчик собрал 3 листика. Девочка собрала 2 листика.

Это УСЛОВИЕ задачи, т.е. то, что нам известно. Обозначим слово "условие" буквой У. Покажите такую фишку. Что это? (УСЛОВИЕ) Повторите условие задачи.

Что можно узнать в этой задаче?

(Сколько всего листиков?)

Это ВОПРОС задачи, т.е. то, что надо узнать. Обозначим буквой В. Покажите такую фишку. Что это? (ВОПРОС) Повторите вопрос задачи.

Как найти, сколько всего листиков? (3+2=5) Это РЕШЕНИЕ задачи. Обозначим буквой Р. Покажите такую фишку. Как решили задачу?

Сколько листиков нашли дети? Это ОТВЕТ задачи. Обозначим буквой О. покажите такую фишку. Что это? (ОТВЕТ). Скажите ответ.

Из каких же частей состоит задача?

Условие - то, что нам известно.

Вопрос - что надо узнать.

Решение - как узнали.

Ответ - сколько получилось.

VI. Физкультминутка.

VII. Формирование умений.

1)Узнавание на слух составной части задачи.

Сейчас я буду читать отрывок из задачи. Вам надо узнать, что это: условие, вопрос, решение или ответ и поднять нужную фишку.

Покажите фишку "УСЛОВИЕ".

Покажите фишку "ВОПРОС".

Покажите фишку "РЕШЕНИЕ".

Покажите фишку "ОТВЕТ".

  • Сколько всего шишек у Вовы и Антона? (В)
  • К 4 прибавить 2 получится 6. (Р)
  • У Вовы 4 шишки. У Антона 2 шишки. (У)
  • Всего 6 шишек. (О)

Скажите задачу целиком по порядку (с опорой на схему).

Условие: У Вовы 4 шишки. У Антона 2 шишки.

Вопрос: Сколько всего шишек у Антона и у Вовы?

Решение: К 2 прибавить 5 получится 7.

Ответ: Всего 7 шишек.

2) Решение задачи и оформление в письменном виде с опорой на введённые символы. Прочитайте задачу на карточках.

У Вовы ,

у Антона . Сколько:?

               
Ответ:
   
  • Скажите условие.
  • Какой вопрос в задаче?
  • Решите задачу.
  • Скажите ответ.

VIII. Итог урока. Оценивание деятельности детей.