Урок русского языка "Закрепление изученных орфоргамм и частей речи"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • закрепить знания об изученных орфограммах: безударных  гласных, парных согласных и непроизносимых согласных, об изученных частях речи
  • формирование умения писать слова с изученными орфограммами, применять правильно способы проверки изученных орфограмм, умения видеть данную орфограмму в слове;
  • воспитание умения  трудиться,  аккуратности, целеустремлённости, добиваться намеченной цели и результата;

Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки с пословицами, перфокарты, сигналы, индивидуальные карточки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Подготовка к уроку.

II. Работа над новой темой

1) Минута красивого письма

Работа с пословицами. (В это время на карточках выполняют индивидуальную работу)

– Собрать пословицы, вставить пропущенные буквы. Объяснить смысл пословиц.

  • Терпен.е и тру. всё перетрут.
  • Доброе слово может растопить и л.дяное сер.це.

 (Проверка с помощью сигналов карточек)

1 вариант – 1 пословицу
2 вариант – 2 пословицу

Письмо  всех букв пропущенных

ОЕОЕДЬД

2) Сообщение темы и цели урока.

– Сегодня мы с вами закрепим изученные орфограммы. Всё постараемся вспомнить. Урок будет необычный – урок-путешествие по Океану орфографических знаний. Мы отправляемся на корабле в путешествие по островам Океана Орфографических знаний (слайд 1) Во время нашего путешествия мы встретимся с законами Орфографии и постараемся доказать знания этих законов. Итак, в путь!

– Отправляясь в путешествие, мореплаватели запасаются провизией, в том числе овощами. Какие овощи мы возьмём с собой, попробуем отгадать. (На экране – рисунки и слова) (слайд 2)

1) Носил мальчик
Зелёный кафтанчик
Стал паном –
Обзавёлся красным кафтаном. (Помидор)

2) Не шит, не кроен
А весь в рубцах.
Без счёту одёжек,
А все без застёжек. (Капуста)

3) Убежали как-то с грядки
Голопузые ребятки –
1, 2, 3, 4, 5
И упали, и пропали!
С головой в рассол попали:
Были все зелёными,
Стали все солёными. (Огурец)

4) Этот овощ едят неспелым,
А когда поспеет – в суп кладут. (Горох)

5) Меня – единственного в мире
Не просто варят.
А в мундире. (Картофель)

6) Красная девица
Сидит в темниц,
А коса на улице. (Морковь)

Проверка – сигналы.

– Какая особенность у этих слов в правописании? (Гласные безударные надо запомнить)
– Это слова, в которых безударную гласную нельзя проверить ударением, поэтому их надо запомнить. Это – словарные слова. (Фонетический разбор 1 ученик – у доски)

Горох

Проверка – сигналы.

3) – Мы приближаемся к Острову Безударных гласных. (слайд 3) Но вот беда. Жителей этого острова захватили в плен злые медузы. Освободить же их поможет только Королева Ударение. Как вы думаете почему? (Обсуждение в парах, 1 ученик даёт ответ)

Безударный гласный звук.
Причиняет много мук.
Чтобы не было сомнения.
Ставим звук под ударение.

Задание: с каждого ряда по 1 человеку у доски – вставить пропущенные буквы,определить род существительных с прилагательными.

1 ряд

к.менистое дно
к.лючий ёрш
м.л.дая чайка

2 ряд

п.тнистый осьминог
п.лосатый краб
ск.листый берег

3 ряд

м.рской конёк
с.лёные брызги
к.товая акула

Проверка – сигналы. Остальные  дети с каждым словосочетанием составляют предложения, вставляя пропущенные буквы (на экране) (слайд 4)

1 ряд

З.ленеют водоросли
В.лнуется море

2 ряд

Уд.вительная рыба
Вд.леке от острова

3 ряд

Пос.лился  рак
Вьются рыбы – прил.палы

Освобождённые от медуз буквы: а, о, е, и возвращаются на остров Безударных гласных Обобщение. Правило о правописании слов с безударной гласной

Физминутка для глаз (на экране, слайд 5)

4) – Плавание продолжается. На нашем пути Остров Парных Согласных. (слайд 6) Правит этим островом Господин Гласный и его помощники – добрые волшебники звонкие согласные: р, л, м, н.  Кто догадался почему? (Обсуждение в парах. 1 – отвечает)

Парный согласный
Самый опасный.
Корень ты их проверяй.
Рядом гласный подставляй!

Задание

1 ученик читает текст на экране (слайд 7)

Легко, как тень, рыбки скользят у самого дна. Рыщет по морю селёдка, друзей ищет. Вылез из-под камня краб. Уплыл из своего домика ёрш, уползла его соседка – улитка.

– Найти в тексте слова с парной согласной и подобрать проверочные слова.

(Запись в тетради с комментированием)

Легко – лёгок
селёдка – селёдок

ёрш – ерши
рыбки – рыба
вылез – лезет
улитка – улиточка

соседка – соседи
краб – крабы

Обобщение. Правило.

5) Смотрите. Вот ещё 1 остров. (слайд 8) Здесь часто бывает извержение вулканов. Если в это время произносятся слова, в которых есть сочетание согласных, то 1 из согласных как будто теряется, как будто бы его нет. А писать надо. Как называтся согласные, которые живут на этом острове? (Обсуждение в парах,1 ученик отвечает)

Непроизносимые согласные

Задание: записать в тетради слова с непроизносимой согласной. Кто больше?

Порой в словах встречаются
Ужасные согласные.
Они не произносятся.
И что писать, неясно вам.
Чтобы знать, как писать,
Надо слова изменять.
Чтоб за звуком непонятным
Гласная стояла.

Физкультминутка (слайд 9)

Волны плещут в океане.
Что там чудится в тумане?
Это мачты кораблей.
Пусть плывут сюда скорей!
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем,
Ищем ракушки в песке
И сжимаем в кулаке.
Чтоб побольше их собрать,
Надо чаще приседать.
Сядем дружно на песок.
Снова начался урок!

6) Остров пиратов. (слайд 10) Наш корабль приближается ещё к одному острову. Нас встречают пираты. Их остров называется Безграмотландия. Пираты дают задание. (Текст на экране: слайд 11)

Вставить пропущенные буквы. Тех, кто допустит ошибки, пираты не отпустят со своего острова.
Докажем , что мы хорошо знаем изученные орфограммы.

М.рские ж.тели – извес.ные хитрецы. Они всегда ло.ко прячутся от своих вр.гов. Каждый м.рской житель прячется по своему. На неб.льшой глубине можно ув.деть целые подв.дные л.са. Это м.рская к.пуста и в.доросли.

Взаимопроверка,  обмен тетрадями. (слайд 12) Оценка результатов. Оценки по баллам. Баллы – на экране. Проверка – сигналы.

Морфологический разбор существительного (на чём?) на глубине – 1 ученик у доски. Проверка – сигналы.

7) Возвращение домой. (слайд 13)

Чтобы возвратиться домой, надо выполнить 1 задание. (Перфокарты в форме рыбок. Каждому ряду перфокарты на 1 из изученных правил. Обсуждение всем рядом.1 ученик – отвечает)

Какое правило

1 ряд – безударные гласные
2 ряд – парные согласные
3 ряд – непроизносимые согласные

Проверка на экране. (слайд №14)
Все правила обобщаем.

III. Итог урока

– Какаие  орфограммы мы закрепили?

На экране вопросы: (слайд 15)

– Понравилось ли вам путешествие? Чем?
– Было ли трудно? На каком этапе?
– Что запомнили? (Правила)

IV. Оценка результатов

Домашнее задание: написать мини-сочинение о морских обитателях.