Открытый урок по окружающему миру "Свойства воздуха и его охрана”

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Уточнить и расширить знания учащихся о значении воздуха для живых существ; познакомить с основными свойствами воздуха; систематизировать и обогатить представления о факторах загрязнения воздуха и мерах по  охране его чистоты.
  • Развивать познавательные процессы: внимание, восприятие, мышление, наблюдательность; умение обобщать и делать выводы; развивать устную речь, умение работать по учебнику;
  • Воспитывать самостоятельность, активность, культуру труда и поведения; применение мер для охраны и чистоты воздуха; чувство ответственности;
  • Формирование психологических и моральных норм поведения;

Оборудование:

  • лотки с лабораторной посудой;
  • конверт «Ключ» с карточками-выводами;
  • телеграмма и ребус;
  • модели дома, завода, деревьев, стрелки;
  • учебник «Окружающий мир»  Г. Г. Ивченкова, 3 класс.

Тип урока: урок-исследование.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

а) Эмоциональный настрой

Звенит заливисто звонок,
Зовёт детей он на урок.
И вот они уже стоят,
Образуя стройный ряд.

б) Дыхательная гимнастика «Подуем на плечо»

Подуем на плечо. (Дети складывают губы трубочкой и делают вдох, поворачивают голову влево и делают выдох. Затем поворачивают голову в исходное положение.)
Подуем на другое. (Вдох, поворот головы вправо, выдох.)
Нас солнце горячо пекло дневной порою. (Голова в исходном положении – вдох)
Подуем и на грудь мы. (Дети опускают голову вниз – выдох)
И грудь свою остудим. (Голова опущена вниз – вдох)
Подуем мы на облака. (Дети поднимают голову наверх – выдох)
И остановимся пока.
Потом повторим всё опять –
Раз, два, три (влево – вдох, вправо – выдох)
Четыре, пять (вниз – вдох, вверх – выдох)

II. Актуализация опорных знаний учащихся

Повторим тему пройденного урока. Выполним буквенный диктант. Если вы согласны с высказыванием: а, а если не согласны – б.

  • ветер – это движение воздуха над поверхностью земли;
  • ветер, который ломает деревья и сносит крыши домов, называется бризом.
  • ветер называют по той стороне горизонта, откуда он дует.
  • ветряные двигатели не загрязняют воздух.
  • опыт, с помощью которого можно доказать, что тёплый воздух поднимается вверх, провести очень трудно.

(а, б, а, а, б)

III. Постановка темы урока

– Приступим к изучению нового материала. Определить тему нашего урока сегодня поможет вам ребус. Какое слово спряталось?

– Что вы хотите узнать? Сегодня на уроке я предлагаю выявить свойства воздуха, определить какую роль играет в природе и жизни человека, отчего и как нужно охранять воздух? Работать мы будем в группах.

IV. Работа над новым материалом

1. Знания учащихся

– Ребята, а знаете ли вы, что такое воздух?

Воздух – атмосфера дыхательной среды человека, живого организма.

Попробуем вспомнить, что мы знаем о воздухе? А поможет нам стихотворение «Воздух», оно разбито на четверостишия по группам. Прочитаем его и попробуем узнать о чём идёт речь?

Он прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый,
Как целительный настой,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стёкла
И лежит на них каймой.

Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим,
Просто мы его вдыхаем –
Ведь он нам необходим.

– В этом стихотворении говорится о составе воздуха и о некоторых его свойствах. Да, вы, верно догадались, что речь идёт о воздухе, которым мы дышим. Воздух нужен не только людям, но и растениям, рыбам, птицам, зверям, даже грибам и многим микробам. Вы, наверное, помните, что в состав воздуха входят разные газы: азот, кислород, углекислый газ. При дыхании мы поглащаем кислород, а выделяем углекислый газ.

1 уч-ся: А знаете ли вы, что 600 литров кислорода необходимо для дыхания только на 1 день!

2 уч-ся: А вот растения, наоборот, поглащают углекислый газ, а выделяют в атмосферу кислород.
Не зря растения называют зелёными лёгкими планеты. Вот он, какой воздух! Но всё это стало доступно человеку только после того, как он хорошо изучил свойства этого вещества.

2. Исследовательская работа в группах

– Давайте и мы определим основные свойства воздуха.

(На доске конверт-ключ)

а) Вспомните строки из стихотворения, какой, он, воздух? (Прозрачный)
– Мы знаем, что воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Поднимите тетрадь, видите ли вы через неё другие предметы?
– Нет.
– Через стену мы видим соседний класс?
– Нет.
– А предметы, которые находятся в классе, вы видите?
– Да.
– О каком свойстве воздуха это говорит? (Воздух прозрачен. Об этом свидетельствует то, что мы видим через него все окружающие предметы).
– Достанем из конверта с надписью «ключ» полоску № 1. Прочитаем вывод:

Воздух прозрачен

б) – Какого цвета воздух? Видим ли мы его?
– Посмотрите на комнатные растения. Какого они цвета?
– Зелёные.
– Какого цвета школьная парта?
– Коричневая.
– А какого цвета воздух?
– Он бесцветен.
– Верно, это еще одно физическое свойство воздуха.
Ваш вывод. Проверим с выводом ключа № 2:

Воздух бесцветный

в) – Каков запах воздуха?
Ты замечал, что в разных помещениях пахнет по-разному? В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. А чистый воздух пахнет?
– Возьмите листочки и сделайте ими движение. Чувствуете ли вы его запах?
Сделайте вывод. Сравните с выводом «ключа № 3»:

Воздух не имеет запаха

г) А теперь проведём опыты вместе со мной. Узнаем о других свойствах.

Опыт: Опустим колбу горлышком в воду. Что замечаем? Вода не входит в колбу, – её не пускает воздух. Будем нагревать колбу в ладонях. Вскоре мы увидим, что из колбы стали выходить пузырьки воздуха.
– Что показывает этот опыт? Сделайте вывод.
Достаю вывод из ключа № 4:

При нагревании воздух расширяется

Опыт: Не вынимая колбы из воды, положим на неё холодную влажную тряпочку. Мы увидим, как вода будет подниматься в горлышке колбы. Воздух как бы уступает воде часть своего места. Это происходит потому, что при охлаждении воздух что делает? сжимается.

– Какой вывод сделали? Сравните с выводом ключа № 5:

При охлаждении воздух сжимается

Из этого опыта можно сделать вывод, что тёплый воздух занимает больше места, чем холодный.

д) У воздуха есть ещё одно очень интересное свойство, а вот какое, догадайтесь, прослушав мой рассказ.
Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому, что между холодными частицами снега много воздуха, а снежный сугроб напоминает тёплое одеяло, укрывающее стебли и корни растений. Осенью белочка, заяц, волк, лиса и другие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха, и животным в заснеженном лесу никакой мороз не страшен! Мыши – полёвки прячутся в норках под высокими снежными сугробами, там им тепло и уютно. А птицы – тетерев, глухарь – в самые трескучие морозы зарываются в глубокий снег. Так теплее! Об этом есть даже стихотворение:

Веет стужею январь,
Рябчик, тетерев, глухарь
Глубоко зарылись в снег.
Он их греет, словно мех.

– Определите свойство и сделайте вывод. Сравните с ключом № 6:

Воздух плохо проводит тепло

Это свойство воздуха люди давно научились использовать. Например, в окна наших домов вставлены двойные рамы. Между рамами находится слой воздуха, который не выпускает тепло из комнаты.

3. Физминутка

Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперёд.
На опушке зайка ждет.
Зайка прыгал под кустом,
Приглашая нас в свой дом.
Руки вниз, на пояс, вверх,
Убегаем мы от всех.
Побежим скорее в класс.
Там послушаем рассказ.

4. Охрана воздуха

– К нам на урок пришла телеграмма от жителей нашего посёлка. Давайте узнаем, о чём они хотят нам сказать?

Ученик читает вслух:

«Не хватает свежего воздуха! Нечем дышать! Полчища автомобилей заполонили улицы, обрушили на жителей посёлка свои выхлопные газы. Завод бесконечно дымит. Мы задыхаемся от ужасного дыма, едкой гари, ядовитой копоти…»

а) Сейчас вы поработаете по учебнику с. 56-57. Прочитаете текст и обсудите, отчего загрязняется воздух, что нужно делать для его охраны.

Беседа по вопросам:

  • Почему воздух необходимо охранять от загрязнений?
  • Как сберечь чистоту воздуха?

б) Игра «Где разместить завод?»

Обсудите в группе – где правильно разместить завод, чтобы в атмосфере посёлка как можно меньше было загрязняющих веществ.

Составьте модель с помощью отдельных компонентов:

(Образец правильной модели воспроизводится на доске)

V. Первичное закрепление нового материала. «Блиц-опрос» (кто больше наберёт жетонов?)

– Из чего состоит воздух? (Из разных газов)
– Можно ли взвесить воздух на весах?
– Может ли человек долго находиться без воздуха?
– Что происходит с воздухом при нагревании? (Расширяется)
– Назовите основные свойства воздуха?
– Какой газ необходим для дыхания?
– Отчего загрязняется воздух?
–  Какие основные пути охраны воздуха мы должны выполнять?

VI. Итог урока, оценивание

Подведём итог урока с помощью «Розы ветров». Отметьте свои впечатления, проставляя крестики на векторах.

VII. Домашнее задание:

  • с. 53 читать ещё о других свойствах воздуха и ответить на вопросы после текста;
  • по желанию нарисовать плакат «Берегите воздух»;