Занятие по автоматизации звука [л] в слогах, словах, фразах в старшей группе на основе сказочного сюжета "Путешествие Лунтика в Голубую страну"

Разделы: Логопедия


Цель: совершенствовать произношение звука [л].

Задачи:

  • Закрепление четкого произнесения звука [л] в слогах, словах, предложениях.
  • Тренировка в различении на слух звука [л] среди других звуков.
  • Развитие фонематического слуха, слухоречевой памяти, артикуляционной, мелкой, общей моторики.
  • Упражнение в согласовании прилагательных с существительными.
  • Формирование навыков речевого общения с игрушкой и друг с другом.
  • Становление связной речи (в предложении), речевой активности.
  • Формирование готовности к самостоятельному выбору, решению.
  • Воспитание культуры взаимоотношений.
  • Обучение умению расслаблять мышцы.

Подготовка:

  1. Отработка у детей правильной артикуляции звука [л], знакомство с его характеристикой.
  2. Формирование понятий «согласный», «звонкий» звук.
  3. Просмотр мультфильма «Приключения Лунтика».
  4. Знакомство с игровизором.

Предполагаемый результат:

  • Чёткое произнесение детьми звука [л] как изолированно, так и в слогах, словах и предложениях.
  • Дети различают звук [л] среди других звуков.
  • Дети составляют словосочетания и предложения, используя слова со звуком [л].
  • На протяжении всего занятия у дошкольников проявляется интерес к выполнению игровых заданий.

Материалы:

  1. Большой мягкий игрушечный Лунтик.
  2. Индивидуальные зеркала, вырезанные из бумаги разного цвета звезды, фломастеры, игравизоры, мяч.
  3. Слайды, фонограмма (звуки луга, болота, Голубой страны).
  4. Картинки-символы для проведения артикуляционной гимнастики.
  5. Предметные картинки со звуком [л] .
  6. Голубые чашки, голубая ткань, магнитная доска.
  7. Картинки луговых цветов.

Ход занятия 

Организационный момент

Дети заходят в зал, логопед встречает их.

Проходите, проходите,
Очень рада видеть вас.

Здравствуйте, меня зовут Антонина Николаевна. Я работаю логопедом в д/с «Золотой петушок».Давайте возьмемся за руки и подарим друг другу тепло наших сердец, улыбку и хорошее настроение. Вы ничего не замечаете? Я чувствую, что в воздухе появилось волшебство! Давайте закроем глаза и прислушаемся! (Приложение 1)

(Звучит фонограмма звуков природы) Что это? Где мы очутились? (Это поют птицы, жужжат пчёлы, мы на лугу). Откройте глаза.

Кто узнал, из какого мультфильма этот луг? Много красивых цветов растет на лугу. Какие цветы вы узнали? А как можно назвать все цветы, которые растут на лугу? (цветы, которые растут в поле – полевые, а на лугу…). 

Релаксация.

Покажите как цветы растут, тянутся к солнцу (дети на носочках, руки тянутся вверх – напряжение). Солнце спряталось – цветы уснули (руки опускаются – расслабление).

Кто спрятался среди цветов?
С какого звука начинается его имя?

Сообщение темы.

Лунтик обращается к нам с просьбой, придумать новую серию о его приключениях. Он узнал, что где-то есть голубая страна, а в голубой стране есть волшебный колодец. Кто попьет водички из этого колодца, тот научится правильно произносить все звуки. Лунтику очень захотелось побывать в этой стране, а чтобы туда попасть, надо научиться красиво произносить звук [л]. Но одному Лунтику с этим не справиться. Поможете? А чтобы начать путешествие, надо сделать зарядку для язычка.

Артикуляционная гимнастика.

Дети делают артикуляционную гимнастику перед индивидуальными зеркалами, слушая инструкцию логопеда и глядя на картинку-символ. Выполняются упражнения «Улыбка», «Труба», «Блинчик», «Качели», «Маляр», «Грибок».

Изолированное проговаривание звука

К нам Лунтик прилетел с луны на летающей тарелке. Произнесите, как приземляется и гудит летающая тарелка.

Тарелка приближается: лллЛЛЛ (тихо – громко)

Тарелка удаляется:ЛЛЛллл (громко – тихо)

Какой звук получился?

Логопед. Когда мы произносим звук [л], язык у нас широкий или узкий?

Дети. Широкий.

Логопед. Куда упирается кончик языка?

Дети. В бугорки за верхними зубами.

Логопед. Рот закрыт или открыт?

Дети. Рот приоткрыт.

Логопед. Губы сложены трубочкой или растянуты в улыбку?

Дети. Растянуты в улыбку.

Логопед. Звук [л] гласный или согласный?

Дети. Согласный, воздух встречает преграду - язык и зубы.

Логопед. Звук [л] глухой или звонкий?

Дети. Звонкий, потому что мы говорим голосом, и горлышко у нас дрожит.

Логопед. Давайте поучим Лунтика говорить звук [л].

Дети по очереди произносят звук [л], передавая Лунтика друг другу 

Игра «Будь внимателен, смотри, без ошибки повтори»

Дети хором и по одному повторяют за логопедом слоги

Лунтик на Луне будет разговаривать вот так: ла-ло, ла-ла-лу, лы-ло-ла, кло-кл-клу.

Логопед. Теперь можем отправляться в путешествие, а куда же идти? Мы спросим у пчелы б. Капы.

– Пчела баба Капа, помоги найти дорогу в Голубую страну?

Чтобы попасть в Голубую страну надо отправиться на луг и «Поймать звук» [л].

Дети садятся кружочком на лужайке и в ладошку ловят звук.

Вы все замечательно вместе с Лунтиком ловили звук [л], я думаю, мы уже скоро окажемся в Голубой стране. Ой, что это за домики? Ребята, Лунтику очень иетересно, кто живёт в этих домиках. Давайте ему расскажем.

Определение позиции звука [л].

Надо расселить жильцов в свои домики.

С заданием справились. Я думаю у нас интересная серия получится.

Дальнейший маршрут нашего путешествия нам подскажет следующий герой мультфильма. Посмотрите на экран. Кто нас поджидает? Жаба Клава. Она очень любит играть в мяч с Лунтиком и не пропустит нас дальше, пока мы с ней не поиграем.

Упр. «Прогулка»

Раз, два, три,
По дорожке мы прошли.
Вот болото увидали,
И по кочкам прыгать стали.

Игра «Что, чем делали?» с мячом

  • пилой – пилил
  • вилкой – ел
  • ручкой – писал
  • иголкой – шил
  • карандашом – рисовал
  • мылом – мыл
  • ушами – слушал
  • глазами – смотрел

Можно идти дальше, а куда? Нам подскажет подруга Лунтика. Кто? Мила.

Мила просит Лунтика помочь ей нарисовать дорожки. Давайте, все вместе выполним задание Милы, чтобы Лунтик успел попасть в Голубую страну.

Игра «Соединить схему слова с картинкой, к которой она подходит»

(деление слов на слоги). (Приложение 2)

Мила вас благодарит и указывает короткий путь в Голубую страну.

Для этого нужно встать в маленький кружок и закрыть глазки.

(звучит музыка, детей закрываю голубой тканью)

Мы с вами очутились на голубом облаке. Чтобы облако быстро доставило нас в Голубую страну подуем на него. (вдох носом, выдох через рот, губы трубочкой). Давайте покажем облаку, как мы научились произносить звук [л].

Вот мы и в Голубой стране. Кто нас встречает? Фея очень любят, когда о ней придумывают предложения.

Давайте посмотрим, во что одета фея?

Дети. У Феи желтое длинное платье. У Феи голубой плащ.

– А что у нее в руке? В руке у нее волшебная палочка. 

Логопед. Что увидел Лунтик в Голубой стране? Назовите все предметы со звуком [л].

Согласование прилагательных с существительными

(голубой колодец, голубые колокольчики, голубое ведро)

  • Вот мы и составили новую серию мультфильма.
  • Как бы вы назвали эту серию?
  • Какой звук повторяли? 

Домашнее задание:

Нарисуйте, что еще мог увидеть Лунтик в Голубой стране?

На прощание подарите Лунтику звездочки.

Фея принесла вам целебной воды из колодца. Угощайтесь.