Сценарий встречи, посвященной 100-летию со дня рождения Т.К. Шутовой, выдающегося педагога Удмуртии

Разделы: Внеклассная работа


Цель занятия: подведение итогов по сбору исторического материала о директоре Глазовского педагогического училища (ГПУ) в 1949-1956 г.г. Т.К.Шутовой и торжественное проведение столетия со Дня рождения педагога.

Программа встречи выпускников ГПУ, посвященная 100-летию Т.К.Шутовой

Песня “Школьные годы чудесные”

1. Вступительное слово Г.А.Поздеева, руководителя музея истории института и народного образования г. Глазова, ректора ГГПИ в 1993-2004 г.г., выпускника Глазовского педагогического училища.

– Выступление ведущего.

– Минута памяти Т.К.Шутовой.

– страницы биографии Т.К.Шутовой.

2. Воспоминания о Т.К.Шутовой преподавателя Глазовского педагогического училища Н.К.Измайловой (о посещенных уроках).

– Слово ведущего о работе над материалами о Т.К.Шутовой, о педучилище.

3. Воспоминания о Т.К.Шутовой выпускницы 1956 года Т.А. Семакиной (о том, как Т.К.Шутова проявляла заботу, внимание об учащихся педучилища).

– Выступление ведущего о дружбе выпускников, об уроках жизни.

4. Выступление Л.В.Силуковой, выпускницы 1956 года “Ее признание – педагог, учитель, воспитатель” (первая встреча и впечатление, об уроках Т.К.Шутовой и ее заботе, внимании об учениках):

– музыка в жизни учащихся педучилища.

– видео сюжет в исполнении А.А.Маевой, выпускницы 1955 года.

– исполнительское мастерство учащихся и преподавателей

5. Воспоминания о проведении концертов в педучилище выпускницы 1952 года Е.Р.Судневой.

Выступление ведущего:

– стихотворение Ф.Васильева.

– закрытие педучилища и последующие годы работы Т.К.Шутовой.

6. Воспоминания о педучилищном и послепедучилищном периоде жизни Т.К.Шутовой выпускницы 1956 года Ю.Ф. Микрюковой.

7. Воспоминания о годах работы Т.К.Шутовой в Глазовской школе-интернате выпускницы 1956 года Э.П.Лысковой.

– показ слайдов о педучилище и о Т.К.Шутовой

8. Выступление о семье Шутовых В.К.Ушакова.

9. Выступление всех желающих о Татьяне Константиновне Шутовой.

• Подведение итогов встречи.

“Журавлиная песня” из к/ф “Доживем до понедельника”.

Ведущий встречи доцент кафедры педагогики и методики начального образования Ю.Г.Максимов.

Вступление

Встреча выпускников Глазовского педагогического училища посвящена столетию Т.К.Шутовой, выдающегося педагога Удмуртской республики. Педагогическое сообщество не часто отмечает вековые даты учителей. Встреча явилась данью памяти, уважения, преклонения любимому педагогу.

Если бы Т.К.Шутова не создала в педучилище атмосферу востребованности культуры, стремления к педагогическому и личностному совершенствованию, наконец, семейных отношений в коллективе, то этой встречи бы не произошло.

Данное событие, благодаря местному телевидению, не прошло незамеченным в городе. Многие люди старшего поколения знают Т.К.Шутову, потому, что за время ее руководства педучилищем, было подготовлено более 1000 педагогов. Очень важно, чтобы и младшее поколение так же бы знало просветителей своего народа. Без прошлого нет настоящего, а тем более будущего. Вот почему наша задача – рассказать детям о выдающихся земляках, которые жили в их родном городе.

Данная встреча была запечатлена на видео. И в качестве профориентационной работы видеофрагменты встречи целесообразно показывать старшеклассникам, а затем обсуждать вместе с ними. Очень важно зародить в тех учащихся, которые уже знакомы с профессией учителя, любовь к ней, желание посвятить свою жизнь передаче жизненного опыта новым поколениям.

Т.К.Шутова

Организаторы встречи Г.А.Поздеев, Н.К.Измайлова и В.К.Ушаков

СЛОВА ВЕДУЩЕГО

1. Уважаемые гости, все кто присутствует на встрече посвященной 100-летию со Дня рождения Татьяны Константиновны Шутовой! Встреча происходит в музее истории института и народного образования г. Глазова. Его организатор и руководитель Г.А.Поздеев. В 1992-2004 г.г. он являлся ректором Глазовского государственного педагогического института. Геннадий Антонович выпускник 1953 года Глазовского педагогического училища. Как гостеприимному хозяину встречи, предоставляем ему вступительное слово.

2. Сегодня мы с вами собрались, чтобы вспомнить замечательного педагога, который оставил большой след в ваших судьбах. Татьяна Константиновна Шутова работала всю жизнь в народном образовании, и это было ее призванием. Среди вас присутствуют те, кто учился у Татьяны Константиновны, кто работал вместе с ней. Главным образом, мы будем говорить о педучилищных годах ее работы, потому что почти все из вас учились в это время в педучилище.

Итак, давайте вспомним, какой же была Татьяна Константиновна Шутова. Уже при подготовке встречи все безоговорочно отмечали ее ум, красоту, культуру, строгость и душевность. Это удивительное единодушие. Ведь бывает так, что человека характеризуют по разному, а тут все не сговариваясь отмечают эти качества. Видимо на столько ярко все они были выражены в Татьяне Константиновне, что и на протяжении многих лет эти качества не утратили своей силы в образе этого педагога и руководителя.

Да, она была харизматичным лидером, руководителем, интеллигентным человеком. Она была уроженкой города Глазова и прожила в нем большую часть своей жизни. Это говорит о том, что в Глазове были такие самородки, которые просвещали людей, несли культуру им. И сегодня мы с благодарностью вспоминаем Человека и Учителя с большой буквы. Прошу почтить память Татьяны Константиновны Шутовой минутой молчания.

Прошу сесть.

3. У Татьяны Константиновны была насыщенная, интересная, напряженная жизнь руководителя. Практически сразу после окончания института она занимала руководящие должности. А труд руководителя требует очень большой ответственности, работоспособности, профессионализма, умения работать с людьми. Вот только наиболее важные события из жизни Татьяны Константиновны.

Т.К.Шутова родилась 21 сентября 1910 года в городе Глазове в семье служащих. В 1928 году она окончила школу с педагогическим уклоном.

После окончания Пермского государственного педагогического института она работала преподавателем Глазовского сельхозтехникума, в редакции газеты “Удмуртская правда”, учителем русского языка и литературы в школе № 1. В этот период проявились ее лидерские качества.

С 1938 года она на руководящих постах. В этом году она назначается директором школы № 2. Той самой школы, в которой сама училась. Молодой педагог справилась с этой трудной должностью. Учителя и ученики с уважением приняли нового руководителя. Сама же вторая школа стала одной из лучших школ города того периода.

В период Великой Отечественной Войны Татьяна Константиновна – заведующая районным и городским отделами народного образования. С августа 1945 года по февраль 1949 года работала в Министерстве просвещения Удмуртской АССР в качестве инспектора школ.

С 1949 года Татьяна Константиновна работает в Глазовском педучилище, вначале заместителем директора по заочному обучению, а с августа 1950 года – директором педучилища. Она добивалась того, чтобы возглавляемый ею коллектив работал качественно, а жизнь была интересной, запоминающейся. В педагогическом училище осуществлялись нововведения и в то же время бережно хранились традиции учебного заведения. Большое внимание уделялось методической подготовке будущих учителей, и в то же время, велась большая воспитательная работа среди учащихся.

Как мы все с вами знаем, Глазовское педучилище закрылось в 1956 году. Татьяна Константиновна перешла на работу в школу № 4 г. Глазова.

Позднее, она работала завучем в школе-интернате № 2, возглавляла городской методический кабинет.

Это только краткие сведения из педагогической жизни Татьяны Константиновны Шутовой. Сегодня мы воспроизведем самые яркие и запоминающиеся моменты, которые связывают всех присутствующих с этим талантливым педагогом и руководителем.

Самые теплые воспоминания остались о годах работы с Т.К.Шутовой у Нины Константиновны Измайловой. Она начинала свою трудовую деятельность в Глазовском педучилище. И сегодня она расскажет нам о своем первом наставнике.

4. Мне бы хотелось рассказать о том, как пришла идея собрать материал о таком замечательном педагоге как Т.К.Шутова и о педучилищном периоде ее жизни. Эта идея возникла у преподавателя этого педучилища Измайловой Н.К. У нее был накоплен большой материал о педучилище, т.к. она всю жизнь ведет дневники, собирает материал, как сейчас, говорят ведет портфолио. И где-то, может быть в 2009 году, она обратила внимание на то, что в 2010 году исполняется 100 лет со дня рождения Т.К.Шутовой. Постепенно возникала необходимость отметить эту памятную дату. Вначале было задумано организовать встречу выпускников педучилища и тех, кто работал с ней в домашних условиях. И опыт такой уже был. Многие из присутствующих здесь принимали участие в праздновании в семье Нины Константиновны 65 – летия Победы в Великой Отечественной Войне. Звучали воспоминания о трудных годах, стихи и песни о войне. Это была не просто встреча, а нечто большее. Каждый готовился, выступал, делился своими воспоминаниями. Все это было оформлено наглядно, эстетически.

В случае же со 100-летием Татьяны Константиновны мы решили, что это событие должно пройти официально, чтобы был отклик со стороны педагогической общественности города. Заранее Нина Константиновна обратилась к Г.А.Поздееву, который и предложил провести встречу в музее истории института и народного образования г. Глазова. Так, можно сказать, и сложился оргкомитет встречи, посвященной 100-летию со Дня рождения Т.К.Шутовой.

Летом начали собираться материалы. Как уже было отмечено, материалы состояли из статей в местной печати о Т.К.Шутовой, о Глазовском педагогическом училище и о выпускниках этого учебного заведения. Дополнительно были собраны воспоминания о Татьяне Константиновне. В них вошел педучилищный период, и послепедучилищный период ее педагогической деятельности. Таким образом, был собран материал, который может быть сборником воспоминаний об этом учебном заведении, о его последнем директоре и о выпускниках. Материал этот эксклюзивный. В нем не использованы материалы других музеев города, содержит воспоминания около полутора десятков выпускников педучилища. Причем нами взят период с 1945 по 1956 годы. Это последнее десятилетие работы педучилища. Последние 6 лет возглавляла педучилище Татьяна Константиновна. Нами собрано около полусотни фотографий того периода. Может быть, не все они являются качественными, но примерно четвертая часть из них сделана профессионально. Сегодня мы с вами увидим эти фотографии. В сборник вошло несколько стихотворений выпускников педучилища. Среди них стихи народного поэта Удмуртии Флора Ивановича Васильева. Вообще поэзии и музыке Татьяна Константиновна уделяла большое внимание и стремилась передать свою любовь к искусству будущим педагогам. В сборник данных материалов войдет информация и о сегодняшней встрече.

Я думаю, что собранные нами материалы будут представлять интерес для музея народного образования г. Глазова.

Одной из первых откликнулась на наши просьбы поделиться воспоминаниями о том, какую роль сыграла Т.К.Шутова в ее годы обучения в педучилище Тамара Алексеевна Семакина и сейчас мы ей предоставляем слово.

5. Нельзя без переживаний вспоминать трудные послевоенные годы. Но учеба в педучилище оставила самые светлые чувства у его выпускников. Преодолевать трудности помогали друзья, родители, учителя. Хочется сказать о братстве выпускников педучилища. Оно чем-то напоминает, то братство, которое существовало у выпускников Царскосельского лицея. Мне кажется, что Татьяна Константиновна могла заложить очень глубокие идеи о звании педагога, о ценности культуры, о священности Родины и родителей в молодое, все впитывающие, и стремящиеся к самосовершенствованию поколение людей. И сегодня мы вспоминаем о тех важных жизненных вопросах, которые она помогала решать своим воспитанникам. Слово предоставляется Людмиле Валентиновне Силуковой.

6. Любовь к музыке и к поэзии осталась у выпускников педучилища на всю жизнь. Конечно, преподаватели, Татьяна Константиновна сыграли большую роль в этом. На сколько обогатила духовную жизнь всех встреча с прекрасным. Это стремление к красоте, оно заложено природой в человеке. Учеба в педучилище помогла обострить эту внутреннюю красоту учащихся. Уроки, концерты, художественная самодеятельность, выставки, экскурсии позволили проявить все это, сделать достоянием внешней культуры, которую уже несли своим ученикам или другим людям выпускники педучилища.

И сегодня хотелось бы обратиться к миру прекрасного, услышать стихи, песни.

(Видеозапись песни “Тополя” в исполнении А.А.Маевой и В.Н.Пинегина)

7. В исполнении А.А.Маевой и В.Н.Пинегина прозвучала песня “Тополя”. Музыкальное образование в педучилище было поставлено на высоком уровне. В то время еще не везде было радио, телевидение отсутствовало. Но в педучилище действовал большой хор, были ансамбли народных инструментов. Уроки пения были так же любимы учащимися. О проведении концертов, в которых принимала участие большая часть педучилища, расскажет Евдокия Родионовна Суднева.

8. И что интересно, готовясь к встрече, мы нашли заметку в “Красном знамени” в которой выпускники уже Евдокии Родионовны пишут о том, как она готовила с ними большие концерты-композиции. Значит, не зря этим занимались в педучилище. Все пригодилось в работе в школе.

И перед тем как перейти к другим воспоминаниям, мне хотелось бы прочитать мое любимое стихотворение народного поэта Ф.Васильева “Хватает Волге широты и сини”.

Флор Васильев

В любой чащобе
Лишних нет деревьев,
И даже если вырубить кусты,
То и тогда леса лишатся древней,
Естественной и дивной красоты!

Как согревает чье-нибудь участие
Когда любой беды наступит срок,
Так человек
Тогда бывает счастлив,
Когда он на земле не одинок.

Хватает Волге широты и сини,
Но с Камою она еще сильней
И для меня бы
не было России
Без маленькой Удмуртии моей.

9. В 1956 году педучилище было закрыто. Это произошло неожиданно. Год назад коллектив отметил свое 40-летие. В те годы не отмечали пышных юбилеев, но все равно это было важным событием, когда подводились итоги, строились планы на будущее. В наших руках документы из Глазовского архива, найденные Т.А.Семакиной, в которых зафиксирован рукой Татьяны Константиновны последний приказ о закрытии педучилища. В архивах так же были найдены документы и о том, что преподавателям давалась возможность перейти на работу в школы города Глазова или поехать работать в Можгинское педучилище. Туда же переводились учащиеся 3 и 4 курсов. В 1957 году Татьяна Константиновна стала завучем средней школы № 4 г. Глазова.

После закрытия Глазовского педучилища Татьяна Константиновна не теряла связь с выпускниками педучилища. Особенно с теми кто остался работать в г.Глазове. Да и со своими бывшими коллегами-преподавателями она так же поддерживала связь. Вспоминая свой дошкольный период, я вижу, как сейчас, как она заходила к нам домой. И у меня в памяти сохранился ее образ, я очень радовался тогда ее приходу. И сейчас прозвучат воспоминания о том, какое сотрудничество происходило у выпускников Глазовского педагогического училища с Татьяной Константиновной Шутовой уже в 60– е годы ХХ века. Ю.Ф.Микрюкова продолжит нашу встречу.

10. Многие памятные фотографии хранятся в альбомах выпускников и преподавателей педучилища. На них запечатлены наиболее памятные события из жизни 50– х годов. Не смотря на трудные послевоенные годы, были учащиеся, которые занимались этим интересным делом. Например, многие снимки сделаны были Е. Каркиным, учащимся удмуртского класса. Кроме того, рядом с педучилищем в районе улиц Сибирской и Сулимова, было деревянное здание фотографии. Туда приходили фотографироваться на память целыми классами. В наиболее ответственные и памятные моменты приглашались профессиональные фотографы и в педучилище. Сегодня изображения на этих фото представляют историческую ценность.

Рассматривая фотографии, на которых запечатлены события из жизни студентов и преподавателей, мы видим, в каких условиях проходили занятия, каким было оснащение учебного процесса, какие массовые мероприятия проводились, как осуществлялась трудовая деятельность учащихся педучилища. Сегодня мы увидим только некоторые из фотоснимков. Пусть они напомнят нам “дела давно минувших лет”.

11. Много важного для себя мы узнали сегодня, но наверное всем нам будет интересно узнать о Татьяне Константиновне и с другой стороны: какой она была дома, в кругу семьи. Для нас очень важно встретиться и близким для Татьяны Константиновны человеком – ее сыном Ватславом Константиновичем Ушаковым. Он работал до выхода на пенсию на Чепецком механическом заводе, преподавал в механическом техникуме. Его жизнь так же связана с городом Глазовым.

12. При подготовке мы встречались с Ватславом Константиновичем, и сегодняшняя встреча с ним сделала его близким для нас человеком. Благодаря ему, мы еще больше узнали Татьяну Константиновну.

Сейчас предоставляется возможность выступить тем, кто сегодня еще не сделал этого, но очень желает поделиться своими воспоминаниями о Татьяне Константиновне Шутовой.

Заключение

Сегодняшняя встреча – это знак памяти о Т.К.Шутовой, выдающемся педагоге, о Глазовском педагогическом училище, которое она возглавляла. Очень важно, что эта память живет в наших сердцах. И она будет передаваться следующим поколениям учителей. Мы собрали интересный материал и запечатлели его. Он будет храниться в музее, в библиотеках, в архивах и т.д.

Педучилище сыграло большую роль в подготовке кадров для начальной школы и детских домов. Оно являлось начальной ступенью профессионального роста учителей.

Татьяна Константиновна являлась мудрым, талантливым руководителем, педагогом. Она была душой коллектива педучилища. Сколько лет прошло, а ее коллеги и выпускники помнят и любят ее. Она осталась навсегда в памяти учителей, ее воспитанников. Думается, что они несли частичку своего учителя, наставника и своим детям.

Готовиться к встрече было очень интересно. Мы находили отклик, взаимопонимание. В ответ на наши просьбы мы получали помощь, стремление к сотрудничеству.

Хочется поблагодарить всех присутствующих, которые оперативно и с желанием приняли активное участие. Мы выражаем признательность Ватславу Константиновичу и Геннадию Антоновичу.

Большое всем спасибо и до новых встреч.