Наш край – Югра. 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 2


Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы.

Воспитание любви и уважения к родному краю, способности воспринимать язык природы – благородная и важная задача всех, кто формирует мировоззрение юных жителей Югры. “Заставить любить Родину, природу нельзя, но помочь полюбить – можно”– сказал Н. Сладков. Использование на уроках национально – регионального компонента направлено на решение задачи “формирования уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природы нашей страны, ее современной жизни”

Многосторонние знания о крае, где человек родился, живет и учится, способствуют осознанию человеком себя как личности, как достойного гражданина своего края и страны, способствует расширению исторического кругозора, воспитанию патриотических чувств и гордости за свой край и “направлены на обеспечение духовно – нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности”.

Цель: углубление и расширение знаний учащихся о природе и культуре родного края.

Задачи:

  • Обучающие:
    – развитие познавательного интереса к изучению природы края;
    – приобретение знаний основ культуры и искусства народов ханты и манси
    – повышение интеллектуального уровня учащихся.
  • Развивающие:
    – развитие личностных качеств: наблюдательности, ответственности, активности, интереса к изучаемому материалу;
    – привитие навыков познавательной творческой деятельности;
    – развитие творческих способностей учащихся.
  • Воспитательные:
    – формирование активной жизненной позиции через изучение природы родного края;
    – привитие навыков здорового образа жизни.

Особенности программы.

Данная программа рассчитана на 1 год обучения и включает следующие основные направления урочной деятельности: окружающий мир (краеведение), литературное чтение, изобразительное искусство, художественный труд, физическая культура. Также включены мероприятия внеурочной и внешкольной деятельности. Для достижения целей используются местные ресурсы: музейно-культурный центр, библиотеки города. Практическая направленность позволяет учащимся усваивать материал в деятельности.

Формы проведения занятий:

  • Комбинированный урок.
  • Интегрированный урок.
  • Урок – путешествие.
  • Экскурсия.
  • Мастер – класс.
  • Театрализованное представление.
  • Викторина.
  • Игровой час.
  • Конкурс.
  • Выставка.

Прогнозируемые результаты.

Учащиеся будут знать:

  • Особенности природы родного края (характерные признаки сезонов, типичных представителей животного и растительного мира, полезные ископаемые, охраняемые растения).
  • Местоположение своего края, символику округа ХМАО – Югра.
  • Писателей и поэтов округа, их творчество.
  • Национальный состав округа, обычаи, игры, виды жилищ, предметы быта, элементы народного творчества, народные промыслы.

Учащиеся будут уметь:

  • Вести самостоятельные наблюдения в природе.
  • Узнавать изученные растения и животных.
  • Работать с дополнительной литературой по предложенной теме.
  • Работать с элементами народного творчества.
  • Применять игры народов Севера для организации собственного досуга.

Формы подведения итогов.

  • Анкетирование.
  • Проведение игрового часа для воспитанников детского сада “Березка”.
  • Участие в мастер-классах в центре малочисленных народов Севера.
  • Выступление – презентация по изученному материалу.

Содержание программы.

Урочная деятельность.

Окружающий мир. (На основе программы А.А. Плешакова.)

Где мы живем? (1 ч.)

Югра на карте России. Символика Югры.

Природа. (2 ч.)

Явления природы, характерные для нашего округа. Растительный и животный мир. Полезные ископаемые. Особенности осени в Югре. Особенности зимы. Красная книга Югры.

Жизнь города и села. (1 ч.)

Крупные города округа. Основные виды ремесел народов Севера. Жилище народов Севера. “Транспортные нити” Югры.

Здоровье и безопасность. (1 ч.)

Ядовитые растения и грибы нашего края.

Общение (1 ч.).

Обязанности детей в семье народов ханты и манси. Национальный состав, обычаи, игры.

Путешествия (2 ч.).

Югра на карте России. Западно-Сибирская равнина. Водоемы. Достопримечательности г. Ханты-Мансийска.

Литературное чтение (на основе программы Е. И. Матвеевой).

Слово в пословице .Пословицы народов ханты и манси (1 ч.).
Описание природы в прозе и поэзии. А. Тарханов “Первый гром” (1 ч.)
Зачем люди хвастаются? А. Тарханов “Хвастунишка” (1 ч.)
Необычные слова. Особенности изображения героев. Г. Слинкина “Воробьишка” (1 ч.)
“Ночные произведения”. Г. Слинкина “Зайчик и Медведь” (1 ч.)
Знаешь ли ты сказку? Г. Слинкина “Как щука себе голову сделала” (1 ч.)
Мир природы в авторских сказках. А. Тарханов “Сказка о Ерше прыгунке и засоне Карасе” (1 ч.)

Изобразительное искусство и художественный труд (на основе программы Ю. Я. Полуянова).

Особенности работы акварельными красками. Контрастные цвета. Иллюстрирование стихотворения А. Тарханова “В осеннем бору” (1 ч.).
Отражение результатов непосредственных наблюдений. Беседа: художники – анималисты. В. В. Гаврилов “Олени”, “Волки” (1 ч.).
Теплые и холодные цвета спектра. Беседа о красоте осенней природы. Гайнанов А.Д. “Осенний букет”, “Золотая осень” (1 ч.)
Мои друзья. Собака – друг, помощник, работник (работа с пластилином (1 ч.)
Понятие об орнаменте. Узоры северных народов (1 ч.)
Работа с природными материалами. Изготовление поделок по мотивам хантыйских сказок. (1 ч.).
Игрушки народов ханты. Изготовление традиционных кукол (1 ч.).
Работа с бумагой и картоном. Изготовление блокнотика с орнаментальной обложкой. (1 ч.).
Работа с разными материалами. Бисероплетение. (2 ч.).

Физическая культура. (9 ч.)

Национальные игры “Медвежий бой”, “Бездомный заяц”, “Переправа”, “Каюр и собака”, “Куропатки и охотники”, “Ловля оленей”, “Бой лосей”, “Бой тетеревов”, “Белый шаман”, “Солнце”. Самобытные физические упражнения “Прыжок через нарты”, “Метание тынзяна – аркана”, тройной национальный прыжок”.

Внеурочная деятельность (4 ч.)

  1. “Национальные забавы” (игровой час).
  2. “Неизвестное об известном” (путешествие по городам ХМАО).
  3. Конкурс стихов “Поэтические строчки” (по произведениям поэтов ХМАО).
  4. Конкурс рисунков “Волшебная кисточка” (по мотивам сказок народов ханты и манси).

Внешкольная деятельность. (10 ч.)

Название мероприятия. Содержание материала Количество часов Место проведения занятия
Образовательная программа “В гостях у обских угров.

“Жилище и традиционные промыслы”

“Женские занятия”

“Игры и игрушки”

“Духовная культура”

1

1

1

1

Центр культуры малочисленных народов Севера.
“Красная книга Югры” Растения и животные, занесенные в Красную книгу Югры. Правила поведения в природе. 1 Городская библиотека.
Мастер-класс по бисероплетению. Бисероплетение, как традиционное занятие народов Севера. 1 Центр культуры малочисленных народов Севера
Мастер-класс по изготовлению традиционных кукол. Отличительные особенности традиционной куклы. 1 Центр культуры малочисленных народов Севера
Игровой час “Национальные забавы” “Медвежий бой”, “Бездомный заяц”, “Переправа”, “Прыжок через нарты” 1 Детский сад “Березка”
“Мой город” Автобусная экскурсия по городу. 1 Городская библиотека, отдел краеведения.
Кукольный театр “Вороний день” 1 Центр культуры малочисленных народов Севера

Список литературы.

  1. Вагатова М., Тарханов А. Ханты-мансийские сказки. Свердловск “Средне-Уральское книжное издательство”, 1977.
  2. Гаврилова О.Н. Край родной. Азбука краеведения. Екатеринбург “СВ – 96”, 2001.
  3. Грасмик А.Ф. Занимательное путешествие по Тюменской области. г. Ханты-Мансийск, 1993.
  4. Детские подвижные игры народов СССР. Сост. А.В. Кенеман. – М. Просвещение, 1989.
  5. Игры, состязания и самобытные физические упражнения народов Севера: Учебно – методическое пособие/ Сост. Н.И. Синявский, В.В. Власов, О.А. Фынтыне – Сургут: РИО СурГПИ, 2002.
  6. Огонь – камень. Сказки народов Тюменского Севера. Свердловск “Средне-Уральское книжное издательство”, 1981.
  7. Орлова Т.К., Демус Л.Г. Рабочая тетрадь по краеведению “Мы – дети природы”. Ханты-Мансийск: ГУИПП “Полиграфист”, 2003.
  8. Северное многоборье: Учебно-методическое пособие. Сост. Н.И. Синявский, В.В. Власов, О.А. Фынтыне – Сургут: РИО СурГПИ, 2002.
  9. Тарханов А. “Чудеса”. Свердловск “Средне-Уральское книжное издательство”, 1981.
  10. “Югра в творчестве художников”. 1993.