Басни и баснописцы. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • обобщение знаний о русских баснописцах, ориентирование в понятиях:
    – басня
    – иносказание
    – мораль
    – крылатое выражение и т.д.
  • совершенствовать умение выразительного и осознанного чтения басни;
  • умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Оборудование: портреты баснописцев, рисунки и поделки к басням, конверты с заданиями.

Ход урока

1. Тема нашего урока “Басня и баснописцы”. Но он необычный. Почему? Как вы думаете?

Мы готовились заранее, и покажем, что же мы с вами смогли самостоятельно сделать. Покажем творческую работу. Обобщим, какие особенности басен мы узнали и покажем, как их можно по-разному прочитать. Мы знаем, что первые басни написаны очень давно. А зачем нам в XXI веке изучать басни? А что такое басня? Проверим о толковому словарю.

2. Мы подготовили свои рефераты-защиты (мини-проекты). И первая группа расскажет историю, откуда пришла басня.

а) Мини-проект “Басни Эзопа”. В конце ученик представляет нарисованный портрет Эзопа, объясняет, как он представляет баснописца.

Первым, кто стал использовать прием иносказания, а иносказание – это когда изображают животных, а имеют в виду людей, – был Эзоп. Он жил в Древней Греции около 3000 лет назад. Эзоп был рабом и не мог открыто смеяться над людьми, которые обладали власть, поэтому он рассказывал истории, якобы случившиеся с животными. И хотя все понимали, что речь идет о людях, никто не мог обвинить Эзопа в том, что он высмеивает неприглядные поступки определенного человека. До сих пор иносказательную речь называют эзоповским языком. Читая басни, мы будем учиться понимать эзопов язык.

б) Чтение басни и объяснение почему выбрали именно ее.

Лиса и виноград.

Голодная Лиса пробралась в сад и на высокой ветке увидела сочную гроздь винограда. “Этого-то мне и надобно!” – воскликнула она, разбежалась и прыгнула один раз, другой, третий…но все бесполезно – до винограда никак не добраться. “Ах, так я и знала, зелен еще!” – фыркнула Лиса себе в оправдание и заспешила прочь.

в) Описание рисунков, которые нарисовали ученики группы.

г) Вопросы:

– В чем особенность басни?
– Есть ли мораль в басне? Какая?
– Кто является героями?

3. Творчество И. И. Хемницера. Представляет вторая группа.

а) Биография И.И. Хемницера.

Иван Иванович Хемницер – баснописец. Он родился 4 января 1745 г. в Енотаевской крепости (теперь город Енотаевск Астраханской губернии). Отец его выходец из Саксонии, был образованным человеком и заботливо относился к воспитанию сына.

Как писатель Хемницер приобрел известность своими баснями. Их всего 91. Около трети басен Хемницера переводные, остальные – оригинальные. Он является самым видным из предшественников И.А. Крылов. Нередко Крылов повторял сюжеты Хемницера и даже отдельные выражения. Хемницер дал Крылову не только вполне готовую форму , но и интонацию отчасти даже содержание, которому талантливый преемник сумел придать новую силу и яркость. Басни И.И. Хемницера уступают крыловским в яркости образов, в них виден скорее умный человек, нежели художник, в них нет крыловского лукавого юмора, они проникнуты даже некоторой элегичностью, не совсем идущей к этому роду поэзии. Подобно Крылову, Хемницер своими баснями отзывался как на злобу дня, так и поднимал вопросы более общие. Басни И.И. Хемницера пользовались у современников большим успехом. Всего существует 28 изданий его басен.

б) Инсценировка басни “Стрекоза”.

Стрекоза.

Все лето стрекоза в то только и жила,
Что пела;
А как зима пришла,
Так хлеба ничего в запасе не имела.
И просит муравья: “Помилуй, муравей,
Не дай пропасть мне в крайности моей:
Нет хлеба ни зерна, и как мне быть, не знаю.
Не можешь ли меня хоть чем-нибудь ссудить,
Чтоб уж хоть кое-как до лета мне дожить?
А лето как придет, я, право, обещаю
Тебе все вдвое заплатить”.
– “Да как же целое ты лето
Ничем не запаслась?” – ей муравей на это.
– “Так, виновата в том; да что уж, не взыщи

Я запастися все хотела,
Да лето целое пропела”.
– “Пропела? Хорошо! поди ж теперь свищи”.
Но это только в поученье
Ей муравей сказал,
А сам на прокормленье
Из жалости ей хлеба дал.

в) Защита рисунков, поделок. Представление пословицы к басне в виде рисунка. (Делу время, а потехе час).

г) Вопросы:

– Знаком ли нам сюжет?
– Почему Хемницер повторил тему басни?
– Какие пороки высмеиваются?
– Какая мораль?
– Муравей пожалел стрекозу?
– Чего больше описания или диалога?

4. Творчество И. Крылова. Представляет третья группа.

И сейчас басню “Стрекоза и муравей” нам покажет ученица, но расскажет и от своего лица. (Инсценировка басни И. Крылова “Стрекоза и муравей” одним учеником).

Вопросы: Почему Крылов использовал этот сюжет, хотя написал эту басню почти через 50 лет после Хемницера? Видна мораль? Расскажите ее? Как это называется?

(Крылатое выражение –
“Ты все пела? это дело:
Так поди же, попляши!”).

Стрекоза и муравей.

Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол, и дом.
Все прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
“Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!” –
“Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?”
Говорит ей Муравей.
“До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Так, что голову вскружило”.–
“А, так ты...” – “Я без души
Лето целое все пела”.–
“Ты все пела? это дело:
Так поди же, попляши!”

5. Творчество А.Е. Измайлова. Представляет четвертая группа.

а) Биография А.Е. Измайлова.

Александр Ефимович Измайлов (1779–1831) – баснописец и журналист. Происходил из дворян Владимирской губернии. Воспитание получил в Горном кадетском корпусе, по окончании которого в 1797 г. поступил в Министерство финансов. Всю свою жизнь А.Е. Измайлов почти безвыездно провел в Санкт-Петербурге, и только несколько лет по делам службы он жил сначала в Твери, а потом в Архангельске. Талант Измайлова проявился, главным образом, в баснях, первое издание которых вышло в 1814 г. Кроме заимствованных , у Измайлова есть ряд оригинальных басен с чисто русским юмором и на специальные русские темы. В них и сказалась особенность его дарования – какая-то добродушная грубость, наклонность к реализму. Лучшие басни Измайлова: “Кулик-астроном”, “Лгун”, “Дворянка-буянка”, “Страсть к стихотворению”.

б) Чтение по ролям басни “Волк и журавль”.

Волк костью как-то подавился.
Не мудрено: всегда есть торопился;
Кость стала в горле у него.
Прожора захрипел, стеснилось в нем дыханье,
Ну, словом, смерть пришла его,
И он хотел в грехах принесть уж покаянье.
По счастию, Журавль тут мимо проходил.
Страдалец перед ним пасть жалобно разинул;
Журавль в нее свой нос предлинный опустил
И кость удачно вынул.
Волк вспрыгнул с радости, избавясь от беды.
"А что ж мне за труды?" -
Спросил носатый врач. "Ах ты неблагодарный! -
Волк с сердцем отвечал. – Да как просить ты смел?
Смотри какой нахальный!
Благодари за то, что нос остался цел".

 

в) Защита рисунков.

г) Вопросы:

– Какие человеческие недостатки осуждаются в басне?
– Можно ли зазвать волка благодарным?
– Встречаются ли сейчас такие неблагодарные люди?

6. Творчество Л. Н. Толстого. Представляет пятая группа.

а) Биография Л. Н. Толстого.

Граф Лев Николаевич Толстой (1828–1910) – один из самых широко известных русских писателей и мыслителей. В Яной Поляне он создал для крестьянских детей школу и написал для школьников свои учебники. В Букваре и книгах для чтения были и басни. Например, Толстой перевел басни Эзопа, чтобы познакомить с ними своих учеников. Чтобы они почувствовали особенности эзопова языка, он переводил басни слово в слово, называя свои переводы “буквальными”. Создавал писатель и вольные пересказы и переложения басен и нравоучительных историй.

б) Монолог “Два товарища”.

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым. Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел. Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: “Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?” “А он сказал мне, что – плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают”.

в) Защита рисунков.

г) Вопросы:

– Есть ли мораль в басне?
– Кто ее выразил?
– На что похожа басня?

7. Мы познакомились с различными баснями, прочитали по-разному, выявили особенности басни. А теперь мы объединяемся в две группы и работаем по группам.

Задание в конвертах. (Выбрать особенности басен и одну объяснить.)

В конверте особенности не только басен. Группы вывешивают свои варианты ответов и сравнивают. Обсуждение правильных ответов:

– содержит интересный короткий сюжет;
– герой часто выражает основную идею;
– много диалогов, мало описаний;
– написано в прозе или стихах;
– герои – животные, растения, предметы;
– есть мораль;
– используется иносказание.

8. Вопросы для обсуждения.

  1. Что такое басня?
  2. Каковы особенности басни?
  3. Приведите крылатые выражения?
  4. Назовите качества, высмеиваемые в баснях?
  5. Назовите качества, которые одобряются, поощряются?

Закончи фразу: “Самым интересным заданием было…”

9. Итог. Я желаю вам эти качества применять в своей жизни, а пороки искоренять.

10. Оценка урока. Понравилось ли вам быть исследователями?

Закончи фразу: “Самым интересным заданием было…”