Развивать речь ребенка значит учить его думать и мыслить

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка

Программа предполагает изучения родного языка в единстве с целенаправленным формированием у детей познавательной самостоятельности: умение самостоятельное планировать учебную работу, пользоваться различными справочными материалами (энциклопедиями, словарями, справочниками, таблицами и т.д.) способности к самооценки и самоконтролю.

Основной единицей курса является предложение. В связи с предложением изучаются и другие единицы языка.

Данные научного языкознания говорят о том, что все языковые явления – фонетика, словарь, морфология, синтаксис – взаимообусловлены, в речи они органически слиты, неразрывно связаны между собой. И ребенок воспринимает язык как нечто целое, выражающее его мысли и чувства, поэтому основным содержанием обучения языку в начальной школе должны быть те его формы, которые служат для выражения мысли, т.е. предложения, сочетающие в себе и звуковые, и морфологические, и синтаксические формы языка.

Наряду с обучением детей пониманию мысли, выраженной предложением, и выражению своей мысли в предложении стоит не менее важная задача – обучение орфографии, что требует звукового и морфологического анализа слов. Орфографические упражнения в I и I I классах основаны на звуковой системе языка, а в III и IV классах – на морфологической системе. Звуковая, морфологическая и синтаксическая системы, в силу их органической связи и общности восприятия их ребенком в речи, при обучении детей должны быть взаимосвязаны.

Систематически упражняя учащихся (устно и письменно) в составлении предложений при изучении всех грамматико-орфографических тем, учитель имеет возможность связывать содержание составленных детьми предложений с жизнью, трудом, наблюдениями, экскурсиями и пр. Упражнения в составлении предложений требует от каждого ребенка самостоятельной работы, напряжения мышления.

Предложение – основа связной речи, поэтому умение правильно выражать свою мысль в предложении является одним из условий успешного обучения детей письму изложений и сочинений. Упражнения, в изложении прочитанного проводятся в школах регулярно, но обучение сочинению многих учителей затрудняет и применяется ими редко, несистематично, что неблагоприятно отражается на умственном и речевом развитии учащихся.

Учитывая это, программа рассчитана на все четыре класса используя наиболее активные приемы работы. В связи с этим программа поставила перед собой задачу разработать и проверить:

а) систему последовательно усложняющихся от класса к классу синтаксических упражнений в выработке у детей умения правильно строить предложения: при этом работа над предложением органически связывалась с изучением морфологического материала (частей слова, частей речи) и правописания, осуществлялась связь обучения языку с жизнью;

б) систему последовательно усложняющихся для каждого класса (I–IV) упражнений в изложении и сочинении в их взаимосвязи, имея в то же время в виду воспитательно-образовательные задачи школы и соединяя работу по развитию речи с грамматико-орфографическим материалом.

Работа над предложением включает в себя такие методы работы как, чтение образцов, отработка интонаций, выразительности, выяснение значения; составление предложений, аналогичных данным, но на другую тему; конструктивные упражнения; деление текста на предложения; ступенчатое распространение данного простого предложения; соединение двух или трех простых предложений в одно сложное; редактирование и т.д.

Творческие виды работ используют приемы: иллюстрирование текста; выборочный пересказ; сжатый пересказ; пересказы с перестройкой текста и с творческими дополнениями; письменные изложения; изложения творческие; сочинения по наблюдениям; описательные сочинения; сочинения-миниатюры и т.д.

Программа рассчитана на четыре класса из расчёта 1 раз в неделю (30–32 ч. в год)

I класс.
32 часа.

Работа над устной речью (5 ч.)

Устное народное творчество: рассказ или сказка, стихотворения, загадка, скороговорка, пословица, поговорка, считалка, колыбельная песня и т. д.
Постановка ударения, устранение просторечных диалектов, выделения в устной речи логические паузы и др.
Развивать дыхание, чтобы школьнику не нужно было делать лишнюю паузу для вдоха в процессе чтения или произношения;
Правила обращения, отклика, приветствия, прощания по телефону и при непосредственном общении с родителями, со знакомыми, с друзьями, учителем, с младшими сестрами и братьями, с одноклассниками в школе и т. д.

Работа над словом (5 ч.)

Обогащение словаря, т. е. усвоение тех новых слов, которых школьники ранее не знали вовсе, новых значений слов;
Углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений
Активизация словаря, т. е. включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте;
Устранение нелитературных слов, употребляемых иногда младшими школьниками, исправление ошибочных ударений, произношений.

Работа над предложением (22 ч.)

Построение различных типов предложений: с данным словом, на данную тему, по картинке, по серии картинок и т. д. (с помощью учителя).
Привлечение к обмену впечатлениями о виденном, слышанном, испытанном отвечая на вопросы не одним словом, а целым предложением;
Выделение в тексте отдельных предложений и указывание о ком или о чем говориться в каждом из них;
Составление по картинке двух-трех связанных между собой предложений (с помощью учителя);
Отработка интонации, выразительности, выяснения значений, а в некоторых случаях – запоминание и заучивание предложений, (при этом грамматический анализ предложений не обязателен);
Постановка логических ударений, смысловые и психологические паузы;
Отработка умений эмоционально, окрашивать свою речь, произносить предложения в замедленном или в ускоренном темпе, громче или тише;
Восприятие вопроса учителя как основу построения предложения, где даны почти все слова и намечена структура предложения, которое должна быть составлено;
Составление предложений аналогично данным, но на другую тему;
Построение предложений из разрозненных слов (или восстановление деформированного текста);
Деление текста, напечатанного без точек и заглавных букв на предложения;
Переход предложений, по вопросам учителя, из подражательного в творческие, свободные;

II класс.
32 часа.

Работа над устной речью (5 ч.)

Диалог (спор, беседа). Выражение собственного мнения, восприятие противоположной точки зрения, высказывание, слушание. Ситуационные различия в произношении и интонировании высказывания, в использовании мимики, жестов. Культура поведения в общественных местах, в транспорте.
Монолог. Словесный отчет о выполненной работе. Связное высказывание на определенную тему.
Соответствие речи орфоэпическим нормам. Чистота произношения.
Вести этикетный диалог со значением “извинение”, “просьба”, “вежливый отказ”, пользуясь различными этикетными средствами.

Работа над словом и словосочетанием (10ч.)

Активизация словаря: с помощью экскурсий; чтения художественных произведений и т.д.
Логическое определение, т.е. подведение слова под ближайший род и выделение видовых признаков.
Словообразовательный анализ, структура слова, его корень, другие морфемы слов.
Знакомство с понятием синонима, антонима, прямого и переносного значения слова; их обнаружение в читаемых текстах слов, близких по значению, оттенки этих слов (синонимы), упражнение на употребления синонимов в речи.
Антонимы и различные варианты значения многозначного слова; нахождение антонимов в пословицах, поговорках, в текстах произведений художественной литературы, грамматических упражнений, математических задач, и т.д. Образование анатомических пар в том числе “конфликтных” слов.
Работа над многозначностью слова путем нахождения слов в переносном значении, подбор слов которые имеют по два (или 3,4) значения, объяснения.
Выделение словосочетаний в предложении и установление связей между словами при помощи вопросов.

Работа над предложением (17 ч.)

Выделение слов в предложении отвечающих на вопросы: о ком, о чем говорится? что говорится?;
Распространение предложений по вопросам: что? кого? кому? чем? с кем? с чем? о ком? о чем? какой? какая? какие? как?
Связь между словами в предложении (по вопросам).
Составление простых предложений, в которых есть 1–2 определения; сказуемое выражено существительным и пропущена связка; есть
однородные сказуемые, второстепенные члены.
Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения и их использование в речи.
Восстановление деформированных предложений и текстов при помощи картинок и без них.
Собственные сочинения (репродуктивные и творческие). Выбор жанра, стиля письменной речи в соответствии с целью собственного письменного высказывания: рассказ, сказка, научно-популярная статья, открытка, письмо, телеграмма, объявление (например, “Объявление о пропажи собаки и т.д.) Умение представить свою речь одноклассникам.
Использование толкового и орфографического словаря.

III класс.
32 часа.

Работа над устной речью (8 ч.)

Продолжать работу над уяснением детьми взаимосвязи между целью, содержанием и формой высказывания. Разыгрываются речевые ситуации: посещение выставки, кинотеатра, театра, магазина, почты и пр. Выбор адекватных средств общения.
Монолог. Связное высказывание на заданную тему по чтению, естествознанию, математике или спонтанные высказывание учеников на темы, обсуждаемые в связи с изучением материалов или личным внешкольным опытом детей; диалог (дискуссия, спор) – расширение опыта.
Придумывание ситуационных игр. Правильное использование слов, интонации, темпа речи, силы, тембра голоса, жестов, мимики.
Чтение по ролям, драматизация.
Речевой этикет в ежедневных ситуациях общения.
Соответствие речи орфоэпическим нормам. Чистота произношения.
Соблюдение синтаксических пауз и логического ударения.
Выделение основной мысли басни, рассказа, стихотворения или сказки. Характеристика персонажей: выяснения отрицательных или
положительных черт характера, отношение к ним других действующих лиц и т.д.
Установление общения читаемого со слушателями. Создание в классе благоприятной атмосферы, чтобы дети приучались слушать каждого ученика внимательно.
Продолжить работу над текстами на уроках чтения (ответы на вопросы, выборочное чтение, выписывание отрывков, пересказ), запоминать многие речевые обороты постепенное употребление их в своей речи.

Работа над предложением (10 ч.)

Правильное произношение звуков и их сочетания в русских словах и словах иноязычного происхождения.
Понятие “ подлежащее” и “ сказуемое” и установление связи между словами в предложении, составление предложений в связи с изучением частей речи и других грамматических и орфографических тем, умение ставить точку, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения и запятые при перечислении имен существительных и глаголов.
Отличие законченной мысли (предложение) от незаконченной мысли (словосочетание).
Распространение предложений по вопросам, состоящих только из главных членов (нераспространенных) предложения.
Разбор неправильно составленных предложений на одной стороне тетради и исправление с помощью учителя, запись в правильном виде на другой стороне тетради.
Составление предложений для различения приставок и предлогов по правилу: “Предлоги пишутся со словами отдельно, приставки слитно”.
Продолжить работу над синонимами, антонимами; отбор и группировка синонимов и антонимов и включение их в текст.

Работа над связной речью (14 ч.)

Сравнение различных по стилю текстов: художественного, научно-популярного, делового.
Установление логической связи между частями рассказа, выражать ее с помощью необходимых лексических средств и оформлять графически путем правильного деления на абзацы.
Формирование адекватного восприятия письменной речи: выделение главного, формулировка вопросов, ответы на вопросы, составление плана аннотации.
Словесное рисование.
Сравнение текстов на одну и ту же тему разных стилей и жанров. Разные способы выражения одной цели высказывания.
Предварительный отбор материала для сочинений (наблюдение, экскурсии, просмотр кинокартин, участие в трудовой деятельности).
Анализ детьми написанных работ. Редактирование сочинений.
Использование детских сочинений при изучении различных учебных предметов. Составление альбомов, выставок детских работ.
Использование специальной и справочной литературы, словарей, газет.

IV класс.

Работа над устной речью (5 ч.)

Количественное и качественное обогащение словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов, работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
Обобщение знаний о стилях речи: эмоционально окрашенная, образная речь (художественное описание); научной речи (отрывок из учебника); деловой речи (объявление, заявление и др.).
Продолжить работу над пересказами: подробный, близкий к тексту; краткий, или сжатый; выборочный; с перестройкой текста; с творческими дополнениями.
Монолог. Связное высказывание на заданную тему по чтению, естествознанию, математике или спонтанные высказывание учеников на темы, обсуждаемые в связи с изучаемым материалом или личным внешкольным опытом детей; диалог (дискуссия, спор) – расширение опыта.
Придумывание ситуационных игр. Правильное использование слов, интонации, темпа речи, силы, тембра голоса, жестов, мимики.
Речевой этикет в ежедневных ситуациях общения.

Работа над предложением (8 ч.)

Распространение простых предложений, включая в них второстепенные члены, выраженные разными частями речи.
Реконструировать предложения.
Умение классифицировать однородные члены предложения, по общим признакам используя знания грамматического материала.
Продолжить работу над правильным интонирование и использование повествовательных, вопросительных, восклицательных предложений и способы образования восклицательности и вопросительности; логическое ударение в предложении и связанные с ним смысловые оттенки.
Употребление глагольных временных форм в связном тексте.
Наблюдение за употреблением прилагательных и их использованием в речи для точного указания признаков предмета и его яркого изображения.
Внедрение союзов и союзных слов в простые предложения (под руководством учителя).
Продолжить работу над синонимами, антонимами, прямым и переносным значением слов на материале глагола. Использование таких слов в составление предложений.

Работа над связной речью (19 ч.)

Пересказ текста с изменением лица рассказчика; чаще всего это пересказ в третьем лице, если в оригинале повествование ведется от первого лица.
Рассказывание от лица одного из персонажей – работа, имеющая много общего с выборочным пересказом, но требующая иногда весьма значительных изменений и дополнений.
Инсценирование рассказа, т. е. составление на основе прочитанного художественного произведения диалогов, их чтение по ролям, а также сценическое воплощение, составление сценария по рассказу.
Словесное рисование (“что я изобразил бы на картине”).
Виды изложений: близкие к тексту, сжатые, выборочные, с творческими дополнениями, инсценированные.
Работа над сочинением: понимание заданной темы или нахождение свой собственной, определение ее содержания и объем, ее границы, придерживаться темы на всех этапах подготовки и оформления своего рассказа, сочинения;
– выражение своего отношения к изображаемому, передача в тексте сочинения, рассказа собственную позицию;
– накопление материала в нужной последовательности, составление плана и придерживаться его в конструировании связного текста, а в случае необходимости изменение последовательности;
– подбор нужных слов и других средств языка, построение синтаксических конструкций и связанного текста;
– орфографически и каллиграфически правильно запись текста, расстановка знаков препинания, деление текста на абзацы, соблюдение красной строки, полей и других требований;
– недочеты и ошибки в своем сочинении, а также в речи других учащихся, исправление своих и чужих ошибок, совершенствование написанного текста.