Конструктивно-художественный труд как средство развития творческих способностей дошкольника

Разделы: Работа с дошкольниками


Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе.

В настоящий момент педагогу необходимо так организовать образовательный процесс, чтобы он наиболее полно отвечал возрастным и индивидуальным особенностям детей, способствовал развитию интеллектуальных и творческих способностей дошкольника.

Для этого важно подобрать наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных педагогических технологий.

Развитие творческих способностей наиболее полно проявляется в продуктивных видах деятельности. Одним из таких видов является конструктивно-художественный труд в детском саду.

Развитая мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребёнка. Именно в процессе творческой деятельности развивается образное, конструктивное, аналитическое мышление, воображение, зрительная память.

Исследования выдающихся педагогов прошлого Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребеля свидетельствуют о пользе занятий художественной деятельностью, так как выполняют терапевтическую функцию, отвлекают детей от грустных и печальных событий, снимают нервное напряжение, обеспечивают положительное эмоциональное состояние.

В нашем дошкольном учреждении организован кружок «Фантазёры», который осуществляет свою деятельность в рамках программы по ручному труду.

Эта форма организации наиболее полно способствует развитию субъектной позиции ребёнка в художественной деятельности, помогает объединить детей и педагога, увлечённых общим интересом.

Основная цель деятельности кружка: научить детей с удовольствием изготовлять различные поделки с использованием бросового материала.

Деятельность кружка рассчитана на 2 года (старшая и подготовительная группы).

Задачи кружка:

  1. Формировать представления детей об эстетических признаках объектов окружающего мира (цветовая гамма), особенностях материала.
  2. Осваивать способы работы с различными материалами.
  3. Развивать умение планировать, создавать конструкции по условию по пооперационным картам, схемам.
  4. Воспитывать трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца.
  5. Воспитывать эстетический вкус, творческое воображение.

Для реализации поставленных задач педагогу необходимо создать положительную мотивацию предстоящего труда.

Тематика занятий должна быть близка детям: игрушки, персонажи любимых сказок («Зайка беленький сидит», «Лисичка-сестричка», «Смелый петушок», «Утята», «Винни-Пух», «Лягушка-царевна» и др.), объекты живой и неживой природы («Солнышко-колоколнышко», «Новогодняя ёлочка», «Тучка-плакучка», «Цветущее дерево» и др.). Все занятия объединяются по общим темам: «Что нам осень принесла?», «Новогодние подарки», «Мои любимые игрушки», «Пришла весна – отворяй ворота», «Сказка в гостях у детей».

Также педагогу важно продумать развивающую среду, которая способствует развитию творчества. Для оснащения мастерской кружка собраны: разные виды бумаги, коллекции природного и бросового материала, изготовлены пооперационные карты (они привлекательны и эстетично оформлены), памятки – правила по работе с материалами, картотека пальчиковых игр (для тренировки тонких движений пальцев).

Кружковая работа позволяет детям свободно экспериментировать с материалами. Каждый ребёнок по своей природе творец, попадая в его руки любая палочка, шишка, камушек превращается в забавную игрушку В ходе экспериментирования проводятся разные дидактические игры: «Узнай на ощупь», «Найди самый мягкий, твёрдый материал», «Сортировка» (по цвету, форме, структуре), «Найди похожие предметы» и другие.

Играя с различными материалами, дети в увлекательной форме приобретают знания о физических свойствах материалов (гладкость, шероховатость, лёгкость и др.), цвете, форме, величине. У детей формируются обобщённые представления об общих свойствах сходных предметов. Всё это обеспечивает хорошую подготовку к последующему художественному конструированию.

Занятия кружка строятся по принципу «от простого к сложному», что даёт возможность ребёнку постепенно знакомиться с понятиями «форма, размер, цвет». Активно используется в обучении детей художественному труду метод проблемного обучения: моделирование проблемных ситуаций, вопросы, развивающие логическое мышление, поисковую деятельность.

Постановка проблемной задачи и процесс её решения происходит в совместной деятельности воспитателя и детей. Педагог увлекает детей в совместный поиск, оказывая им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов.

Приёмы создания проблемных ситуаций различны:

  • предъявить детям противоречивые факты (Незнайка думает, что из пластикового стаканчика можно сделать медузу, а Буратино думает, что нельзя)
  • столкнуть разные мнения детей (Как сделать открытку для мамы, если под рукой нет изобразительного материала? Дети высказывают свои предположения: купить открытку в магазине, попросить фломастеры в другой группе, послать маме открытку по электронной почте. В итоге дети изготавливают открытку с использованием скомканной бумаги.)
  • дать похожие задания (Предложить сделать из бумаги астру и ромашку. Воспитатель выясняет, чем похожи и отличаются выполненные работы)

Проблемная ситуация заставляет детей вести «поиск», пробовать способы изготовления поделки, приучает детей к самостоятельности, активизирует мысли.

Большой популярностью у детей пользуются занятия – открытия, которые имеют следующую структуру:

  • Введение в игровую ситуацию;
  • Затруднения, проблема;
  • Открытие нового способа действия;
  • Воспроизведение в действие нового способа;
  • Оценка, результат.

Занятия – открытия предполагают усвоение детьми новых знаний через организацию самостоятельной поисковой деятельности. Например, воспитатель предлагает найти самый подходящий материал для «шитья» шубки зайчика. Дети высказывают предположения: шарики из салфеток, картон, пластилин, белое тесто и др. В поиске выбрали новый материал – поролон.

Введение в занятие проблемной ситуации стимулирует активность ребёнка, требует о него максимальной мобилизации знаний, умений, направленных на решение проблемной задачи. В итоге происходит накопление личного опыта ребёнка.

Занимаясь в кружке, дети овладевают навыками художника, у них воспитывается упорство, фантазия, вкус.

Создавая поделки своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Свои работы дети используют в украшении интерьера группы, с удовольствием дарят их родным и друзьям.

Итогом деятельности кружка стала организация выставок в детском саду «Приходи, сказка!», «В гостях у Лесовичка», «Моя улица», оформление альбомов «Разноцветный поролон», «Волшебные комочки».

Дети вместе с родителями принимают участие в ежегодном семейном фестивале «Семья – для ребёнка», во время которого проводится «Мастер-класс» по ручном труду. Воспитанники становятся участниками конкурсов «Листопад в ладошке», «Новогодняя открытка» мурманского журнала «Наше солнышко». Для родителей оформлены консультации «Умные поделки», «Играя – творим», «Фантазируйте вместе с детьми», фото-коллаж «Умные ручки».

В процессе творческой деятельности у детей появилась согласованность в работе глаз и рук, усовершенствовалась координация движений, гибкость. Точность в выполнении действий. Наблюдается стремление доводить начатое дело до конца, желание оказывать друг другу помощь. Проявляется заинтересованность результатом общего дела. Всё это очень важно для успешного обучения в школе.