Проект "Оригамики"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Пояснительная записка. 

Оригами – это древнее японское искусство по созданию моделей, из бумаги. Своё название получило от японских слов «ори» – складывать и «гамии» – бумага. В словарях иногда можно встретить определение оригами, как искусство создавать из бумаги фигурки птиц и животных. Настоящий интерес к оригами возник в Европе и Америке лишь, а последние 30-40 лет, когда стало ясно, что древнее искусство гораздо глубже, чем может показаться на первый взгляд. Ведь при помощи оригами из листа обычной бумаги можно, оказывается , творить самые невероятные вещи!

Бумага используется во многих поделках, однако в оригами соблюдается строгий принцип, отличающий это искусство от других, родственных ему – бумагу в оригами можно только сворачивать. Все модели оригами создаются только за счёт правильно сделанных складок на бумажном листе – без склеек или прорезей. Эта особенность и делает оригами таким увлекательным и одновременно сложным занятием, требующим выдержки и мастерства – тех качеств, которые так ценились в старину. Искусство создавать бумажные модели зародилось в Китае на рубеже 1-2 веков нашей эры, а в 4 веку достигло Японии, где и обрело новую жизнь. Это искусство – оригами – стало неотъемлемой частью всей японской культуры. Согласно японским традиция, в бумажных моделях ценился не столько реализм в передаче форм птиц, животных или цветов, сколько внутреннее чувство, ощущение «духа», присущего тому или иному созданию природы. Это ощущение передавалось с помощью всего лишь нескольких складок на листе бумаги.

На западе к оригами долгое время относились лишь как к детской забаве, но не спешили называть его искусством. Многие поколения мальчишек и девчонок в Европе и Америке складывали в детстве бумажные фонарики, птичек, прыгающих лягушек и фигурки звездочётов. Лишь совсем недавно мир наконец, рассмотрел в оригами именно искусство, развивающее творческие и интеллектуальные возможности человека.

Оригами по своей сути основано на геометрии. Каждая складка в модели – это прямая линия. Можно назвать это плюсом, когда речь о моделях абстрактных «неодушевленных», в которых ценятся точность и аккуратность. Однако модели, передающие людей или животных, требуют иных, более мягких линий и изгибов. В этом случае нужна уже не математическая точность, максимальное приближение к естественным, природным явлениям.

Культуру России не возможно представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его эстетическую ценность, художественный вкус и является частью его истории. Народное искусство является первоосновой профессионального искусства, способствует формированию художественного вкуса, основных эстетических критериев, развитию эстетического отношения детей к профессиональному искусству , природе, окружающей действительности. Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе творчеству ребёнка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), именно поэтому оно близко восприятию ребёнка, понятно ему. В народном декоративно-прикладном искусстве окружающий мир отражается условными символами, здесь нет натуралистического воспроизведения, художник избегает излишней детализацией, но сохраняет целостность, законченность образа. Включение ребёнка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, - одно из главных условий полноценного эстетического восприятия ребёнка и развития его художественно-творческих способностей. Оригами пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. Оригами – волшебство, чудо и игра. Из обычного листа бумаги можно сотворить целый мир. Фигурки довольно условные, что даёт возможность ребёнку домыслить и дофантазировать их.

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТА

Знание постигается через движение, что способствует естественному росту ребёнка.
Фридрих Фребель

Подчёркивая значение искусства для разностороннего развития ребёнка, известный психолог Б.М. Теплов писал: «Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому развитию личности».

Искусство оригами интригующая загадка, и она ман6ит каждого ребёнка невероятными превращениями обыкновенного квадратика бумаги. Это даже не фокус, это – чудо. В этом искусстве есть всё, что тянет ребёнка подняться на самый верх Лестницы Творчества, и делает этот подъём захватывающе интересным. Как и в любой игре, главное удовольствие здесь – процесс, а не конечный результат. Ни один шаг в оригами не минует проблем, и сделать его можно, только решив эти проблемы. Даже при простом копировании действий взрослого ребёнку приходится использовать пространственное воображение.

Если же поставить задачу разобрать фигурку и собрать её самостоятельно из другого листка бумаги, уровень сложности вырастает многократно. Для творческого развития совершенно недостаточно, следуя инструкциям, выполнять задания, главное – ребёнок должен постоянно решать проблемы (и простые и сложные.)Но этого не достаточно : нужно, чтобы эти проблемы развивали его. Каждая проблема – это ступень лестницы, ведущей вверх, взобраться по ней можно, лишь, когда расстояние между ступеньками будет не слишком большим, и если они будут на месте.

Оригами развивает комбинированное и пространственное мышление, чувство формы (в оригами нет возможности досконально изобразить детали и фактуру, и поэтому особую важность приобретает умение несколькими рублеными линиями создать безошибочную узнаваемый силуэт), формирует навыки исполнительского движения кисти. Сейчас доказана связь способности ребёнка совершать сложно координированные движения пальцами с развитием интеллекта. Но самое главное – оригами развивает интуитивное мышление, способность к озарению.

Очень часто изобразительные свойства оригами остаются нераскрытыми перед детьми. Дети не видят в изготовляемых ими поделках простоту для творчества и фантазии. Необходимо показать детям, как сделать игрушку более выразительной, отличающейся от других. Эта работа развивает воображение и обогащает духовную жизнь каждого ребёнка.

ЗНАЧЕНИЕ ОРИГАМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА.

Чаще всего оригами преподают детям в детских садах, начальной школе и различных кружках домов творчества. Возможна также работа в частных группах. Целью таких занятий является не складывание как можно большего количества разнообразных фигурок, а развитие у детей целого ряда способностей и навыков.

Педагогами многих стран давно замечено, что оригами:

  • учит слушать устные инструкции учителя;
  • учит совершать устные доследованные действия;
  • развивает способность контролировать с помощью мозга тонкие движения рук и пальцев;
  • улучшает пространственное воображение и умение оперировать с объёмными предметами;
  • учит читать чертежи, по которым складываются фигурки;
  • знакомит на практике с новыми геометрическим понятиями;
  • развивает уверенность в своих силах и способностях;
  • помогает развитию первых чертёжных навыков;
  • стимулирует развитию памяти;
  • учит концентрировать внимание;
  • развивает творческие способности и исследовательские навыки.

В частности, оригами помогает осваивать чтение и математику, улучшает почерк. Занятие складыванием способствует развитию психологических контактов между учителем и учеников.

Оригами совершенствует трудовые умения ребёнка, формирует культуру труда. Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру – драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествия в мир цветов и т.д. 

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ПРОЕКТА 

  • Конвенция ООН «О правах ребёнка»;
  • Конституция Российской Федерации;
  • Законы РФ и подзаконные акты об образовании;
  • Устав школы;
  • Локальные акты школы.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Развитие потенциальных возможностей ребёнка через восприятие при изучении темы: «Оригами». 

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

  1. совершенствовать мелкую моторику рук, трудовые изменения;
  2. развивать глазомер, пространственное воображение;
  3. закреплять основные геометрические понятия: угол, сторона, квадрат, треугольник;
  4. развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус;
  5. стимулировать развитие памяти – дети запоминают последовательность изготовления, способы складывания.

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: 

  • Педагогический коллектив.
  • Социально-психолого-педагогическая служба.
  • Родители.
  • Детское объединение «Семь гномов».
  • Департамент Детства.
  • Молодёжное объединение «Ф.Е.Н.И.К.С.».

Принципы проекта:

  • Педагогическое руководство
  • Предметность деятельности
  • Принцип развивающего воспитания
  • Взаимодействие всех участников воспитательного процесса
  • Актуальность
  • Дифференцированный и индивидуальный подход
  • Деятельностный принцип. Организация школьной жизни, богатая деятельность, способная разнообразить способы взаимодействия детей.
  • Возрастной принцип. Соблюдение возрастных особенностей и подбор методов соответствующих им.
  • Принцип свободы участия. Стремление ребенка удовлетворить свои потребности и желание педагога сделать всё от него зависящее для организации необходимых условий.
  • Принцип открытости. Планирование жизни в классе, внесение учащимися коррективов и предложений с учетом своих интересов, потребностей и желаний.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • коррекционно-развивающая
  • учебно-познавательная
  • коммуникативная
  • коллективоформирующая
  • общественно-полезная

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ:

  • создание условий для реализации личностного потенциала каждого школьника;
  • проведение тематических классных часов;
  • привлечение внимания к делам класса через классный уголок.

Этапы и сроки реализации проекта – Приложение 1, Теоретическая часть – Приложение 2, Практическая часть – Приложение 3.