Групповое занятие-практикум "Общение без конфликтов"

Разделы: Социальная педагогика


Цели занятия:

– знакомство несовершеннолетних с основами бесконфликтного общения;
– профилактика асоциального поведения несовершеннолетних с девиантным поведением;
– формирование навыков конструктивного взаимодействия в коллективе сверстников;
– закрепление представлений о смысле законов и норм поведения у несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

Методическое обеспечение: карточки, бумага, ручки, плакат, иллюстрации сказок.

Ход занятия-практикума

Ведущий. Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: “Вы живете среди людей. Каждый ваш поступок, каждое ваше желание отражаются на людях. Знайте, что существует граница между тем, что вам хочется, и тем, что можно. Ваше желание– это радость или слезы ваших близких людей. Проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств людям своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые окружают вас, было хорошо”.

Сегодня мы продолжим разговор о правовой культуре общения: нормах и правилах поведения в различных жизненных ситуациях. Как вы думаете:

нужны ли правила общения между людьми?

– приведите примеры общения между людьми в различных ситуациях;

– нужны ли правила общения в нашем коллективе?

Все люди в обществе должны соблюдать правила культурного общения. Правила правовой культуры обязывают каждого человека уважать достоинства других людей.

“Презентация индивидуальности”

А сейчас давайте познакомимся поближе. Вы по очереди называете свои имена и присущие вам личностные качества, название которых начинается с одной из букв вашего имени. Например, Даниил – добрый, дружелюбный, невнимательный, агрессивный, инициативный. Саша – сильный, спокойный, скромный, шаловливый, активный. Оля – общительная, ленивая, ябеда.

Вариант: назвать два качества, одно из которых помогает, а другое мешает соблюдать нормы и правила поведения.

Ведущий. Каждый день нам приходится бывать в различных местах, общаться с разными людьми и разрешать различные ситуации. Как бы вы поступили в следующих ситуациях и как вам помогут, или помешают ваши личностные качества?

Ситуации:

1.Кто-то из одноклассников нарочно толкнул тебя, и ты упал. Как ты поступишь?

– будешь плакать;
– встанешь и ударишь его;
– сделаешь ему замечание;
– не скажешь ничего;
– пожалуешься учителю.

2. Приятель взял с парты без разрешения твою ручку. Как ты поступишь?

– пожалуешься учителю;
– будешь кричать;
– попытаешься отобрать ее;
– начнешь драку.

По каждой ситуации 2-3 человека предлагают свой вариант и объясняют свой выбор.

Ведущий. Нам нужно сделать вывод, кто из ребят сделал правильный выбор?

А сейчас давайте вспомним героев русских народных сказок:

“Три поросёнка”, “ Волк и семеро козлят”, “Лиса и петух” и обсудим их поведение.

Используются иллюстрации сказок из книги или видеоматериалы.

– вспомнили всех героев сказок;
– расскажите о поступках этих героев;
– кто из героев пострадал и почему?

Люди, как и герои этих сказок, могут поступать так, как им хочется, но могут ли они вредить другим людям? Можно совершать такие поступки, которые не причиняют вреда другим. Все поступки людей должны соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в обществе, в государстве. Правила, принятые в сообществе людей, являются законом. Основным законом нашей страны является Конституция РФ.

Тот, кто сознательно нарушает установленные законы, должен нести наказание согласно статьям основного закона: Конституции РФ.

Ведущий. В начале занятия мы обсудили поступки ваших одноклассников и героев русских народных сказок и сделали правильные выводы.

А сейчас давайте попытаемся обсудить, что значит “писаные и неписаные законы”.

Вспомните: где, в каких местах, существуют свои правила и порядки?

– сначала разберемся, где существуют правила “писаные”?

(В транспорте, в школе, в общественных местах).

– А сейчас подумайте: где существуют правила “неписаные”?

(В семье, в гостях, в компании).

– Зачем людям нужно столько правил, норм и законов?

Ведущий. Нормы, инструкции, правила и законы нужны людям для обеспечения своей безопасности, удобства, конструктивного общения в коллективе людей.

Дискуссия.

“Законы, правила, инструкции – сужают или расширяют свободу человека?”

Ответы детей.

Ведущий. Законы и правила поведения имеют целью охранять удобства, безопасность, личную свободу каждого.

Запомни: “Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой”.

Отработка личной стратегии.

Для осмысления полученных знаний закончите высказывание: “Закон – это…”

Ведущий. Законединые для всех правила, гарант личной безопасности и ответственности за нарушение моральных норм и законов.

Ведущий. Очень часто отсутствие знаний о правилах и нормах поведения в различных ситуациях приводит к ссорам и конфликтам.

– приведите примеры наиболее типичных конфликтных ситуаций;
– ответьте на вопрос: “Можно ли прожить без конфликтов?”.

Ведущий. Конфликты неизбежны, но всегда есть возможность принятия конструктивного решения.

– приведите примеры, когда разногласия между ребятами переходят в конфликт;
– как ведут себя ребята во время конфликта? Какие слова звучат в конфликтной ситуации?

Задание – на карточках нужно заменить слова, обозначающие качества участников конфликтной ситуации, на слова, противоположные по смыслу:

– грубость (вежливость);
– ненависть (любовь);
– обман (доверие);
– злость (доброжелательность);
– унижение (уважение);
– равнодушие (внимательность).

Ведущий. Да, такими качествами нужно обладать, чтобы научиться разрешать конфликтные ситуации и находить компромиссы.

Запомните:

– в конфликте участвуют только две стороны, остальные-зрители, союзники одной из сторон;
– разногласия переходят в конфликт, когда стороны не проявляют гибкость;
– конфликт разрешается мирно, когда стороны готовы пойти на уступки.
– вывод: совместное принятие решения и неукоснительное соблюдение договоренности – гарантия преодоления конфликта.

Дискуссия: “Компромисс – это…”.

– как вы думаете, что такое “компромисс?”;
– в чём его преимущества?

Ведущий. Преимущества компромисса заключаются в умении выслушать и постараться понять другую сторону, согласиться, пойти на уступки. Совместное принятие решения и неукоснительное соблюдение договоренности – гарантия преодоления конфликта в различных ситуациях.

“Сколько меня?”

Ведущий предлагает ребятам сложить несколько раз лист бумаги и вырезать силуэт одного человека. Развернув лист бумаги, участники занятия получают или отдельные фигуры человечков, или ленту из них. Детям предлагается назвать социальные роли полученных фигурок, применительно к себе (“учащийся”, “член семьи”, “друг”).

Задание: “Вы – педагог. С какими пожеланиями вы бы обратились к человечкам, чтобы добиться компромисса в конфликтной ситуации”.

Ведущий.

Конфликт – это процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух или более сторон в решении проблемы, имеющей личную значимость для каждого из участников. Конфликтная ситуация – это ситуация скрытого или явного противоборства сторон.

Компромисс – согласие на основе взаимных уступок. Человек может идти на него сознательно, выражая этой уступкой уважение к своему оппоненту. Тот, кто не боится идти на компромисс, чаще выходит из конфликта.

Существуют правила предупреждения конфликтов. Эти правила написаны на плакате.

Давайте прочитаем их, постараемся запомнить и применять в конфликтных ситуациях:

– не говорите сразу с возбужденным человеком;

– постарайтесь “встать на его место”, посмотреть на проблему его глазами;

– умейте заставить себя замолчать, когда вас задевают в мелкой ссоре;

– не скрывайте доброго отношения к человеку, с которым вступаете в конфликт;

– прежде чем сказать человеку неприятное слово, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте хорошие дела и поступки этого человека.

Ведущий. Ребята! Сегодня мы узнали о том, как можно предотвратить конфликтную ситуацию, найти компромиссное решение. Попытайтесь проверить эти знания и умения во время игры: “Необитаемый остров”!

В результате кораблекрушения вы попали на необитаемый остров. Помощи ждать неоткуда. Давайте распределим роли: кто и что будет делать?

– как будем делить пищу: поровну или по трудовому вкладу?
– отдадим ли большую часть сильным ребятам, чтобы они лучше работали,  или слабым, чтобы они выжили?
– что будем делать с человеком, который захочет жить сам по себе или вдруг заболеет?
– будем ли отмечать праздники, выходные?

Разрабатывается нравственный кодекс, обеспечивающий выживание, сотрудничество и предотвращение конфликтов, предусматриваются санкции за нарушение правил.

После игры обсуждается ее проведение, удачные способы принятия компромиссных решений, умения учитывать мнения остальных и отвечать за себя, избежать конфликтных ситуаций.

Трудно найти устраивающее всех решение, но это – единственный путь избежать конфликта.

Ведущий. Ребята! Целью нашего занятия “Общение без конфликтов” было знакомство с основами бесконфликтного общения: нормами и правилами поведения в различных жизненных ситуациях. Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили, что нового узнали, чему научились? Каждому из вас предлагаю быстро и кратко ответить на мои вопросы. Ведущий. Закончить наше занятие мне хочется словами Максима Горького: “Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо – увидишь, что все станут лучше. Всё в жизни зависит от тебя самого, поверь мне…”

Литература

  1. Аджаева Е.М., Байкова Л.В., Гребенкина Л.К., Еремкина О.Е., Жокина Н.А., Мартишина Н.В. 50 сценариев классных часов. М., 2000.
  2. ПедСовет. Мытищи, 2006.
  3. Родионов В.А., Ступницкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. Ярославль, 2003.
  4. Суворова Н.Г. Основы правовых знаний. М., 2000.