Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Привлекательный имидж чтения, или Маленькие секреты школьной библиотеки по его продвижению

Разделы: Организация школьной библиотеки


В небольшом уральском городке энергетиков, что раскинулся в живописной долине реки Тагил, в центре города более 50-ти лет стоит средняя общеобразовательная школа № 4. (Рисунок 1). Школьная библиотека располагается в старом здании, где проходят обучение учащиеся 5-11 классов. Начальная школа находится в здании бывшего детского сада, где для библиотеки выделено только книгохранилище для учебников, отсюда вытекают все проблемы в работе по привлечению к чтению младших школьников.

Нас выручает тесное сотрудничество с Центральной городской библиотекой (ЦГДБ). Ежегодно разрабатывается координационный план работы с учащимися 1-4 классов школы, составляется график посещений библиотеки. Каждый класс один раз в неделю приходит в младший отдел обслуживания, где дети меняют книги, активно участвуют в различных мероприятиях, связанных с творчеством детских писателей, для них проводят обзоры новинок и многое другое. Такие «походы» в библиотеку очень удобны для детей – многие из учащихся после уроков спешат на занятия в кружки и секции, в музыкальную или художественную школу, а для педагогов эти посещения становятся маленьким ликбезом о новых отечественных и зарубежных именах в детской литературе.

При такой организации работы с младшими школьниками уделяется больше внимания организации семейного чтения. На родительских собраниях проводится тестирование «Знаете ли Вы своего ребенка как читателя?» (по И.И. Тихомировой), родителям   дается возможность задуматься над тем, как чтение влияет на успешность ребенка в учебе и жизни; раздаются рекомендательные списки книг «Читалочка» для совместного чтения с детьми, рассказывается о детских периодических изданиях и сайтах в Интернете. Родителям первоклассников вручаются буклеты «10 практических советов как вырастить книгочея» (Приложение 1).

Кроме посещения детской библиотеки в классах проводятся громкие чтения и обсуждения книг, литературные викторины, библиотечные уроки по программе «БИБЛИОЛИЦЕЙ: школа информационного комфорта» по основам информационной культуры для младших школьников. На библиотечных уроках активно использую библиографические сказки, придуманные студентами Пермского института культуры.

Словарный запас у детей еще невелик, поэтому после прочтения и обсуждения рассказов или сказок, предлагаю ребятам стать художниками – иллюстраторами, а затем вместе оформляем галерею рисунков в классе. Младшие школьники любят играть, поэтому при проведении мероприятий в классе использую моменты театрализации, когда каждый может побывать в роли актера или кукловода, что очень раскрепощает детей и развивает фантазию.

Для участия в общегородских литературных мероприятиях, помогаю детям в подготовке – подбираю стихи и произведения писателей, организую участие в городских конкурсах чтецов и знатоков литературы. Ученики школы ежегодно побеждают в городских конкурсах, организованных ЦГДБ в номинации «Читатель года».

Работа с младшими школьниками по продвижению чтения активно ведется и летом. В течение двух смен оздоровительного лагеря при школе, дети принимают участие в летней программе чтения при ЦГДБ. Каждый отряд в течение смены четыре или пять раз участвует в мероприятиях библиотеки, дети зарабатывают «лукоморчики» и в конце смены получают призы.

В летнем оздоровительном лагере мы с детьми читаем книги, рисуем, делаем поделки, разыгрываем сценки по произведениям писателей-юбиляров. Знакомство с книгами, игры со словами, сказки и рассказы помогают ребятам скоротать дождливую непогоду в помещении. К тому же это замечательный повод поговорить о прочитанном, предложить детям творческие конкурсы – «нарисуй любимого героя сказки…», «напиши письмо автору полюбившегося рассказа…»  и др.

Книжный фонд нашей библиотеки старый, новых поступлений очень мало, подписка на периодические издания очень скудная.  Самый лучший выход из сложившейся ситуации –
использование богатых фондов детской и городской библиотек города. Оформляется это как передвижка. Более 30 наименований журналов в распоряжении наших читателей – учащихся и педагогов. Ребята привыкли, что каждый день на библиотечной кафедре выкладывается разлинованный листочек, где учащиеся записывают свою фамилию, имя, класс, какие журналы читают или просматривают – это очень помогает мне в оформлении отчета  по передвижке.

Периодические издания и книги передвижки выдаются только в читальном зале, но дети знают, где их можно взять почитать домой, а для городских библиотек – это лучшая реклама. Перейдя в старшую школу, дети, как правило, неохотно посещают городскую детскую библиотеку, а передвижка – это хороший повод заглянуть в старший отдел обслуживания, полистать новые журналы, взять почитать периодику и книги  домой.

Для библиотекарей не секрет, что подростки – самая трудная категория читателей. Они жаждут свободы, самостоятельности, общения на равных со сверстниками и взрослыми. Задача библиотекаря заключается в том, чтобы создать такие условия, чтобы подросток использовал право выбирать книги самостоятельно.

В нашей библиотеке есть несколько категорий читателей: одних я называю «кладоискатели» – они  любят путешествовать среди стеллажей, перебирать книги на полках, перелистывать, знакомиться со списками литературы; «торопыгам» книга необходима «здесь и сейчас», а главное – «побыстрее и поинтереснее»; категория «нехочух» самая трудная – не хотят выбирать, не нужны рекомендательные списки, ссылаются на свое право «не читать», но  любят проводить время в библиотеке и изредка поддаются на советы своих друзей почитать «интересненькое».

Для привлечения к чтению «торопыг» и «нехочух» в открытом доступе библиотеки специально выделен тематический стеллаж «По книжным меридианам», где каждый может прочитать следующее обращение:

« – Свистать всех наверх!
– Отдать швартовы!
– Поднять паруса!
Любознательный  читатель!
Тебя ждет невероятно фантастическое, сказочное путешествие по меридианам прочитанных и непрочитанных книг!
Итак!  Необходимо прихватить с собой немного фантазии и … готовность к потрясающим открытиям!
Как говорят моряки: «Семь футов под килем!»
И пусть ветер удачи сопутствует тебе, мой пытливый читатель!»

ВЕТЕР СТРАНСТВИЙ унесет тебя в увлекательный мир книг о путешествиях, дальних странах и географических открытиях.

На ОСТРОВЕ РОБИНЗОНА перед тобой откроется удивительный мир природы.

У ВУЛКАНА ИСТОРИИ тебя подстерегает огнедышащая книжная лава художественных образов, занимательных исторических фактов и таинственных событий, а также неординарных личностей и детективных сюжетов.

В БУХТЕ РАЗДУМИЙ тебя встретят герои книг – твои ровесники. Вместе с ними ты будешь смеяться, плакать, дружить, ссориться или влюбляться. Тебе предстоит прожить множество интереснейших жизней в разных временах и странах.

МЫС ПРИКЛЮЧЕНИЙ подарит тебе увлекательные, смешные, а порой и опасные приключения. Тебя ждут незабываемые часы захватывающего чтения.

Фантастический мир ЗАЗЕРКАЛЬЕ поможет тебе преодолеть космические пространства, перешагнуть через бездну времени, поучаствовать в звездных войнах и услышать зов иных миров.

БЕРЕГ СКАЗОК заманит чудесами и выдумкой, очарует волшебством. «Там чудеса…»

Волны РЕКИ ПОЭЗИИплавно перенесут тебя в поэтический мир книг, полный романтики, чувств, любви… (Рисунок 2)

В распоряжении детей восемь тематических полок, где книги расставлены не в алфавитном порядке, что очень нравится подросткам – не надо пользоваться закладкой. Для меня этот стеллаж – своеобразная палочка-выручалочка, в любой момент можно порекомендовать самые интересные книги, которые всегда под рукой.

Для «нехочух» и «торопыг» это как маленький трамплин в страну чтения, выбрал такой «торопыга» книгу о каком-либо путешественнике в разделе «Ветер странствий», прочитал, понравилась, вот тут-то я и предлагаю ему уже научно-популярную книгу об этом путешественнике, знакомлю с книгами из раздела «26.8. География». Предлагаю выбрать другие книги из рекомендательного списка о путешественниках или обратиться к периодическим изданиям «Юный путешественник», «Geoлёнок», «Geofоcus», «Вокруг света». Часто использую готовые рекомендательные списки со страниц Интернет-сайта bibliogid.ru и biblioguide.ru, например иллюстрированный список литературы по географии «История географических открытий».

Каждый подросток считает себя «продвинутым», поэтому я предлагаю посмотреть электронный вариант списка о путешественниках и географических открытий, рекомендованный РГДБ на сайтах www.bibliogid.ru  и www.biblioguide.ru. Часто такой ход, как использование информационных технологий для рекомендации литературы для чтения таких категорий подростков имеет свои результаты. Главное – найти уже выбранную книгу, если ее нет в фонде школьной библиотеки, подростку дается информация о библиотеках города, где он может ее найти. Подросткам это тоже нравится, привыкшие  к школьной библиотеке, они неохотно идут в другие библиотеки, другое дело, когда у тебя «на руках» информация о конкретной книге, которой нет в нашем фонде. Такой своеобразный мостик между виртуальным миром и реальной библиотекой способствует росту ее популярности, соединению старых и новых информационных средств, это тоже один из ходов продвижения подростка к чтению.

С библиотеками города у нас очень тесные связи и я, по возможности, пытаюсь отслеживать, пришел ли подросток в библиотеку с запросом, есть ли такая книга в фонде, заинтересовался ли еще какими-либо изданиями. Конечно, предварительно созваниваюсь с библиотекарями и сообщаю о своем «торопыге» или «нехочухе», прошу обратить особое внимание и помочь найти нужную книгу. Город у нас небольшой и читатели в библиотеках, в отличие от библиотек крупных городов, можно сказать, обласканы вниманием.

Для тех ребят, которые любят читать  и дружат с компьютером, подготовлен аннотированный указатель «Тем, кто не боится мышей или путеводитель по электронным библиотекам Интернет». Предлагаю поучаствовать в небольшом эксперименте – сравнить традиционную и «говорящую» (звучащую) книгу, используя сайт «Говорящая книга» (http://www.speakingbook.ru/), а потом поделиться впечатлениями. Очень помогает журнал «Мир фантастики», где наряду с описанием новых игр всегда можно познакомиться с новыми книгами, прочитать о писателях – фантастах, узнать адреса сайтов полюбившихся авторов.

Для привлечения к чтению часто использую мероприятия, где активное участие принимают сами учащиеся. По моей просьбе специалисты библиотек города готовят для нас обзоры новых книг «Пошелестим страницами», и презентации периодических изданий «Не проплывай мимо: девиз журнала «Остров сокровищ». После знакомства с новинками, ученики с помощью цветных закладок отмечают те книги или периодические издания, которые они бы хотели прочитать, выбирают пять-десять изданий, которые бы они порекомендовали  своим сверстникам, а затем, ребята из редакции школьной газеты «Ученый кот» оформляют их в виде книжных закладок. Эти закладки используют в работе библиотеки города, и мы делимся ими с другими школьными библиотеками. (Рисунок 3)

Замечательно, всегда «на ура!», проходят встречи старшеклассников с нашими земляками – уральскими поэтессами Охотниковой Верой Александровной и Смирновой Надеждой Васильевной, которые мы организуем совместно с педагогами литературы и сотрудниками городской библиотеки. Разговор идет о жизни уральской поэзии, о том, что она жива, развивается, о новых именах поэтов ныне живущих и уже ушедших. Тишина уютного читального зала наполняется звучащими строками и по восторженным глазам можно понять, что ребят «зацепило». Ведь во все века поэты для многих – небожители. Ребята и педагоги литературы обычно бывают захвачены процессом анализа стихотворений поэтами.  Оказывается, что у поэтов другой взгляд, например, на  произведения классиков, в отличие от традиционных методов анализа стихотворений, применяемых на уроках литературы. Разговор «на равных» со знаменитыми поэтами нравится ребятам, а те из старшеклассников, кто заглядывает «на огонек»,  остаются, несмотря на то, что приходится стоять – мест в читальном зале не так много, как бы хотелось. Обычно, после таких встреч педагоги и поэты еще долго сидят и обсуждают вопросы преподавания литературы в школе, узнают у поэтесс новости поэтической жизни Урала. (Рисунок 4)

Стало хорошей традицией ежегодно, совместно со школьным музеем, для пятиклассников проводить презентацию книги очерков «Не школьный урок – война» Т.И. Плотниковой об учителях-ветеранах ВОВ, ушедших на фронт из школ нашего города. На встречу с ребятами приглашаются учителя школы, которые работали с педагогами, воевавшими на фронте. В теплой, дружеской обстановке, за чашечкой чая звучат воспоминания, смех, ребята с интересом слушают педагогов о пионерском прошлом школы, о педагогах-участниках войны, которые вошли в историю школы. Любовь к Родине и школе нельзя навязывать, но создавать среду для пробуждения этого чувства – в наших силах. (Рисунок 5)

Для привлечения внимания учащихся к литературе о природе и истории края при библиотеке работает эколого-краеведческое агентство «Ёж и К°». На занятиях кружка я делаю ставку на интерактивные формы проведения мероприятий, предполагающие «обратную связь» с учащимися, приглашение их к действию, к активному участию в общем деле. Ребята организуют и проводят общешкольные эколого-краеведческие мероприятия: викторины, КВНы, конкурсы, театрализованные постановки для младших школьников, а также выпускают листовки, рекомендательные списки литературы по краеведению и экологии. Во все мероприятия, организованные агентством стараемся вовлекать как можно больше учащихся школы.

Ребята из агентства работают над проектами, ко