Урок "Джанни Родари "Солнце и туча". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


1. Фактуальная информация: солнце путешествовало по небу и разбрасывало свои лучи. Солнце дарило свои лучи и виноградникам, и насекомым, и зверям, и всем растениям. Туча злилась и ворчала на солнце. В конце дня лучей у солнца не убавилось, а туча от злости рассыпалась градом.

Подтекстовая информация: солнце – символ щедрости. Туча, из-за своего грозового настроения, упрекала солнце в щедрости.

Концептуальная информация: быть щедрым по отношению к окружающим. Сам человек от этого не обеднеет, а станет духовно богаче.

2. Жанр: сказка-ноктюрн.

3. Тема: “Что, значит, быть щедрым?” (По сказке Джанни Родари “Солнце и туча”)

4. Цели урока:

  • познакомить с произведением Джанни Родари “Солнце и туча”, с новым литературным жанром сказкой-ноктюрном, литературным приёмом аллегории;
  • проанализировать черты характера солнца и тучи, помочь учащимся сделать самостоятельный вывод, что, значит, быть щедрым;
  • понаблюдать за отношением автора к героям сказки.

5. Тип урока – урок знакомства с новым текстом.

Этап антиципации

Прочитайте предложение, записанное на доске “Оно путешествовало по небу на своей огненной колеснице, разбрасывало лучи – во все стороны”

О чём идёт речь?

Что помогло определить?

Колесница (большой колесный экипаж).

Как солнце могло путешествовать в колеснице?

Подберите слова к слову “солнце”: лучи, солнце, ворчала, щедро, туча, рассыпалась градом, весело, злилась.

- А остальные слова к чему можно отнести? (Туча)

- А что туча может ворчать, злиться? (Переносное значение)

- На мой взгляд, ворчать, злиться – это слова-синонимы, а вы как думаете?

- Это и есть заглавие нового произведения. Откройте учебники.

- Кто же такие Туча, Солнце? (Герои произведения) Заголовок – главные герои.

- Прочитайте имя автора? Знаком?

- Вы уже познакомились с ключевыми словами текста. Можно сразу по ключевым словам определить жанр произведения? (Сказка)

- Это не просто сказка, а сказка-ноктюрн.

- Что непонятно в определении? (Ноктюрн). (Ноктюрн – небольшое лирическое произведение)

- Понятно ли теперь всё? (Лирическое произведение – произведение, выражающее чувства, переживания)

- Рассмотрите иллюстрацию

- Это сказка. А что сказочного на ней? (Нет ничего сказочного)

- Обратите внимание на природу, изображённую на иллюстрации. (Италия – Родина Джанни Родари)

- Какое солнце на иллюстрации? (Яркое, ласковое, праздничное)

- Что же может произойти между солнцем и тучей? Предположения.

1. Первичное чтение. “Диалог с автором”

Солнце путешествовало по небу на своей огненной колеснице весело и горделиво. (Чем могло гордиться солнце?) Оно щедро разбрасывало лучи – во все стороны.

И всем было весело. Только туча злилась и ворчала на солнце. (Чем туча была недовольна?) И неудивительно – у неё было грозовое настроение. (Вот почему она злилась!)

- Транжира ты! (“Транжира” – это…..) – хмурилась туча. – Дырявые руки! (Интересно, как у солнца могут быть дырявые руки) Швыряйся, швыряйся своими лучами! Посмотрим, с чем ты останешься!

А в виноградниках каждая ягодка ловила лучик солнца и радовалась ему. И не было такой травинки, паучка или цветка, не было даже такой капельки воды, которые бы не старались заполучить свою частичку солнца.

- Ну, транжирь ежё, - не унималась туча, - транжирь своё богатство! Увидишь, как они отблагодарят тебя, когда у тебя уже нечего будет взять! (Не доверяет окружающим – это плохо)

Солнце весело продолжало катиться по небу и миллионами, миллиардами раздаривало свои лучи. (Сколько же получили её тепло?!)

Когда же к заходу солнце сосчитало их, оказалось, что они все на месте, - смотри-ка, все до одного! (Как же они вернулись обратно?)

Узнав про это, туча так удивилась, что тут же рассыпалась градом. (Вот сколько злости в неё накопилось, что рассыпалась градом, а не дождём) А солнце бултыхнулось в море.

2. Обобщающая беседа.

- Чему удивилась туча?

- Каким было солнце в конце дня? (Весёлым, счастливым, добрым, щедрым)

- А разве “добрый, щедрый” – это не одно и тоже?

- Уточним значения слов. Рабочая тетрадь с.47 №3.

- Какое же определение для солнца самое точное? (Доброе, ласковое, счастливое, щедрое, милое, тёплое)

- Кто был счастливее – солнце или туча? Почему? (Щедро раздаривало…)

- Вы сказали, что Солнце было щедрым. Отметим опорные слова. (Работа с текстом). Путешествовало весело и горделиво, каждая ягодка радовалась ему, раздаривало свои лучи, весело бултыхнулось.

- С какой интонацией их надо читать? Почему?

- Что делала туча? (Хмурилась, не унималась, злилась, ворчала, удивилась, рассыпалась градом)

- Как их надо читать? Прочитайте слова тучи? (Надменно, насмешливо, с укоризной…)

3. Выразительное чтение

4. Работа с текстом после чтения

- На чьей стороне симпатии автора?

- Кого напоминают солнце и туча своими действиями, речью? (Людей, которые бывают щедрыми, как солнце, и жадными, недовольными, как туча)

Автор Джанни Родари использует приём аллегории. (Аллегория – выражение, содержащее скрытый смысл)

- Какой же скрытый смысл содержится в сказке? (Быть щедрым по отношению к окружающим.)

- На какой же вопрос мы с вами попытались ответить на уроке? (Что, значит, быть щедрым?)

- Так, что, значит, быть щедрым? Не быть жадным, недовольным. Если человек щедр по отношению к окружающим, то он не обеднеет, а станет богаче духовно.

5. Работа в группах.

- Что необычного увидел автор в обыкновенных явлениях природы?

Явление природы “Необычное” в сказке Родари