Использование алгоритмов при решении примеров, уравнений и задач. 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Цели урока:

  • Образовательные:
    • закрепление приёмов письменного умножения и деления, умения решать примеры;
    • решение уравнений и задач, используя алгоритмы.
  • Развивающие:
    • развитие памяти, речи, навыков устных и письменных вычислений;
    • развитие мыслительных операций: внимания, логического мышления, анализа.
  • Воспитательные: воспитание внимательного отношения друг к другу, умения работы в парах, группах.

Формы проведения урока: учебный диалог, фронтальная работа, работа в парах, работа в группах, индивидуальная работа.

Оборудование: мультимедиа; записи на доске. Таблички со словами: примеры, уравнения, задачи; табличка с примером 406958: 67. Вырезанные из цветной бумаги жёлтые треугольники (лучи солнца), жёлтый круг (солнце), красные цветы, голубые бабочки.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

– Давайте улыбнемся  друг другу и начнём урок с хорошего настроения.

II. Устный счёт

– Вычислите устно и вы узнаете ключевое слово сегодняшнего урока.

3) – Какое число я задумала?

4) – Продолжи ряд на одно число:

С помощью компьютера на экран заранее выносятся  ответы к заданиям  в порядке возрастания. По ходу правильных ответов напротив каждого числа появляется буква:

Рис. 1

III. Актуализация знаний

– Вы узнали ключевое слово урока. Что означает слово алгоритм, вы расскажете немного позже. А сейчас откройте тетради, запишите число.
Скажите, пожалуйста, чему мы учимся на уроках математики? (Решать примеры, уравнения, задачи, думать, рассуждать)

Учитель по ходу ответов учеников вывешивает на доску таблички со словами: примеры, уравнения, задачи.

– Посмотрите внимательно на доску:

– Ученик решил пример. Согласны ли вы с решением данного примера? Почему?
– Вы заметили ошибки. Запишите пример в тетради и решите его.

Ученики решают пример в тетради.

– Какие ошибки были допущены учеником? (Ошибки при умножении числа 6 на число 4, при сложении чисел 4 и 8, число236 не умножили на 5 сотен)
– Что помешало ученику решить пример правильно? (Не знает таблицу умножения, таблицу сложения, был невнимательным, не рассуждал по алгоритму)
– Каким алгоритмом вы пользовались при решении данного примера? (Алгоритмом умножения на трёхзначное число.)
– Что вы делали сначала? Потом?

 Дети называют совершённые действия по порядку, и они одновременно выносятся на экран с помощью компьютера.

1. Алгоритм умножения на трёхзначное число:

1) Число умножаем на единицы.
2) Число умножаем на десятки.
3) Число умножаем на сотни.
4) Результаты складываем.
5) Получившееся число делим на классы.

IV. Тема, цель урока

– Что такое алгоритм? (Порядок действий)
– Так что же мы должны уметь, чтобы справиться с заданиями? (Уметь рассуждать по алгоритму)
– Сформулируйте тему урока. (Использование алгоритмов при решении примеров, уравнений и задач)
– Все ли из вас научились рассуждать по алгоритму?
– Сформулируйте цель урока. (Продолжить учиться решать примеры, уравнения, задачи на основе рассуждения по алгоритмам)
– Те из ребят, которые считают, что они уже этому научились, еще раз проверят свои знания.

V. Работа по теме

2. Алгоритм деления

– Давайте вспомним алгоритм деления.

1. Находим первое неполное делимое.
2. Определяем  число цифр в частном.
3. Делим методом подбора, начиная с наибольшего числа.
4. Находим остаток.
5. Сносим следующую цифру.

Ученики устно проговаривают алгоритм, учитель по ходу ответов учеников выносит  порядок действий на экран с помощью компьютера.

–  Запишите пример на деление: 69861 : 73 =

– Может быть, кто-то из вас продемонстрирует своё умение рассуждать по алгоритму? (К доске выходит ученица)

а) Индивидуальная работа

Далее в  роли учителя выступает ученица.

– Давайте проверим, все ли умеют рассуждать при решении примеров. Я приготовила для вас пример на деление: 406958:67. Решите его в тетради и ответ запишите на жёлтых треугольниках.
– Давайте «оденем» солнышко. Выйдите те, у кого получился ответ 6074.

VI. Физминутка

– По моей команде вы должны объединиться в группы. Слушайте меня внимательно.
– Объединитесь в группы по 4 человека, по 2 человека, по 8 человек.

VII. Продолжение работы по теме

Учитель: Скажите, пожалуйста, для чего нужно хорошо  уметь умножать, делить, вычитать, складывать? Где могут пригодиться ваши умения? (При решении уравнений, задач)

3. Алгоритм составного уравнения

– Какое уравнение называется составным?
– Давайте вспомним алгоритм составного уравнения.

1. Составляем программу действий.
2. Выделяем части, целое.
3. Находим неизвестный компонент (часть или целое) по правилу.
4. Находим корень уравнения.
5. Делаем проверку.
6. Записываем ответ.

Ученики устно проговаривают алгоритм, учитель по ходу ответов учеников выносит  порядок действий на экран с помощью компьютера.

б) Работа в парах

26 х (х + 427) = 15756

–  Давайте проверим, все ли умеют рассуждать при решении составных уравнений. У вас на партах лежат цветы, на которых вы должны записать корень уравнения. Для этого вы должны сначала решить уравнение в тетради. Работать нужно в парах.

После решения:

– Давайте «оденем» полянку. Выйдите те, у кого корень уравнения равен 179.

Дети выходят с цветами красного цвета и прикрепляют их на ватман с изображением солнышка и полянки.

4. Алгоритм задачи

– Давайте вспомним алгоритм решения задач.

1. Внимательно читаем задачу 2 раза.
2. Думаем о чём задача.
3. Чертим схему.
4. Находим  главные слова и отмечаем их на схеме.
5. «Одеваем » схему, читая задачу по частям.
6. Комментируя, показываем на схеме то, что известно и то, что неизвестно (часть, целое.)
7. Находим неизвестную часть или неизвестное целое по правилу.
8. Записываем решение, пояснение к задаче.
9. Записываем ответ задачи.

Ученики устно проговаривают алгоритм, учитель по ходу ответов учеников выносит  порядок действий на экран с помощью компьютера.

в) Работа в группах

– Давайте проверим, умеете ли вы рассуждать при решении задач. У вас на парте лежат бабочки, на которых вы должны записать ответ задачи. Для этого вы должны сначала решить задачу в тетради. Работать нужно в группах.

Задача:

В одной пачке 55 тетрадей, что на 20 тетрадей больше, чем во второй и на 15 тетрадей больше, чем в третьей. Сколько тетрадей было в трёх пачках?

? т.
______________________________         
I                II                     III
_______/_______________/____________
55 т.         (55 – 20) т.             (55 – 15) т.

После решения:

– Выйдите те, у кого ответ задачи: 130 тетрадей.

Дети выходят с бабочками  и прикрепляют их на ватман над цветами.

Рис. 2

VIII. Итог урока

– Чему продолжали учиться?
– Что было главным для каждого из вас на уроке?

IХ. Рефлексия

– Выразите своё отношение к уроку. (Понравился урок или не понравился? Почему? Что больше всего понравилось?)

– Спасибо всем за активную работу на уроке.