Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок литературы "Смысл названия романа А.С.Пушкина "Капитанская дочка". 8-й класс

Разделы: Преподавание литературы


Цель урока: Систематизировать изученный материал по образу М.И. Мироновой, раскрыть смысл названия романа “Капитанская дочка”.

Задачи: сформировать представление об особенностях художественного метода А.С. Пушкина и системе его духовных ценностей, развивать умение осмыслять нравственно-этический выбор героев романа

Оборудование урока: мультимедиа аппаратура (компьютер/ноутбук, проектор, экран, динамики), лучше – интерактивная доска, презентация PowerPoint + отрывок из х/ф “Капитанская дочка” (1959) и “Русский бунт” (1999), портрет А.С. Пушкина, текст романа, план романа (раздаточный материал).

Ход урока

I. Организационный этап. Проверка готовности учащихся к уроку. Целеполагание.

- Вступительное слово: “Сегодня мы начнем наш урок с просмотра отрывка художественного фильма, снятого режиссером Владимиром Каплуновским в 1959 году, и вы определите, по мотивам какого произведения снят данный фильм и какие события легли в основу этого произведения”.

- Просмотр отрывка х/ф “Капитанская дочка” (1959 г.) режиссера Владимира Каплуновского, снятого к 160-летию А.С. Пушкина: сцена, где Маша едет в Петербург и встречает каторжников и Пугачева в клетке.

- На фоне фильма учитель читает отрывок из Пропущенной главы романа “Капитанская дочка”: “Не приведи Бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный. Те, кто замышляют у нас возможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка”.

Рис. 1. Отрывок х/ф “Капитанская дочка” (слайд презентации)

- Слово учителя: “Вы, безусловно, узнали эпизод из романа великого русского писателя А.С. Пушкина.

В этом учебном году вы изучали роман А.С. Пушкина “Капитанская дочка”, который был завершен 19 октября 1836 года. На этот день как раз приходилась очередная, притом торжественная двадцатипятилетняя годовщина открытия Лицея – последняя, на которой присутствовал Пушкин. И мы с особым вниманием вглядываемся в последние стихи, письма, ища в них сокровенный смысл. И в этом отношении “Капитанская дочка” - удивительное произведение. Кому-то книга показалась простой, кому-то сложной. И все ли так просто в романе, как кажется на первый взгляд? Наша задача – разгадать некоторые тайны “Капитанской дочки”, загадки человеческой жизни, истории, над которыми размышлял Пушкин и разобраться в смысле названия романа”.

Рис. 2. Портрет А.С. Пушкина. Тема урока (слайд презентации)

II. Актуализация знаний.

- В какую историческую эпоху разворачивается действие романа?

Учащиеся: Период правления Екатерины II, народное восстание под предводительством Емельяна Пугачева.

- Этот роман является историческим. Дайте определение историческому роману.

Учащиеся: Исторический роман - условное обозначение для романов, в которых повествуется об исторических событиях, а действующими лицами (главными или второстепенными) могут выступать исторические личности.

Рис. 3. Определение исторического романа (слайд презентации)

- Назовите главных героев романа.

Учащиеся: Главнее герои романа – Емельян Пугачев, Петр Гринев, Марья Миронова, Алексей Швабрин.

Рис. 4. Главные герои романа (слайд презентации)

- Дайте характеристику главным героям романа.

Работа учащихся в группах:

Гринев Петр Андреевич - главный герой романа. Ему 17 лет он русский дворянин, только что поступивший на военную службу. Одно из основных качеств Гринева – искренность. Он искренен с героями романа и с читателями. Рассказывая и своей жизни, он не стремился приукрасить ее. Накануне дуэли со Швабриным, он взволнован и не скрывает этого: “Признаюсь, я не имел того хладнокровия, которым хвалятся почти всегда те, которые находились в моем положении”. Также прямо и просто говорит он и своем состоянии перед беседой с Пугачевым в день захвата им Белогорской крепости: “Читатель легко может себе представить, что я не был совершенно хладнокровен”. Гринев не скрывает и отрицательных поступков (случай в трактире, во время бурана, в разговоре с Оренбургским генералом). Грубые ошибки искупаются его раскаянием (случай с Савельичем).

Гринев не был трусом. Он без колебания принимает вызов на дуэль. Он один из немногих выступает на защиту Белогорской крепости, когда, не смотря на команду коменданта, “оробелый гарнизон не двигается с места”. Он возвращается за отставшим Савельичем.

Эти поступки также характеризуют Гринева, как человека, способного любить. Гринев не злопамятен, он искренне мирится со Швабриным. Ему не свойственно злорадство. Уезжая из Белогорской крепости, с освобожденной по приказу Пугачева Машей, он видит Швабрина и отворачивается, не желая “торжествовать над униженным врагом”.

Отличительная черта Гринева – привычка платить добром за добро умением быть благодарным. Отдает Пугачеву свой тулуп, благодарит за спасение Маши.

Пугачев Емельян Иванович – вождь антидворянского восстания, называющий себя “великим государем” Петром III. Этот образ в романе многогранен: Пугачев и злобен, и великодушен, и хвастлив, и мудр, и отвратителен, и всевластен, и зависим от мнений окружения.

Образ Пугачева дан в романе глазами Гринева – незаинтересованного лица. По мысли автора, это должно обеспечить объективность подачи героя.   При первой встрече Гринева с Пугачевым внешность бунтаря ничем не примечательна: это 40-летний мужик среднего роста, худощавый, широкоплечий, с проседью в черной бороде, с бегающими глазами, приятным, но плутоватым выражением лица.

Вторая встреча с Пугачевым, в осажденной крепости, дает иной образ. Самозванец восседает в креслах, затем гарцует на лошадях в окружении казаков. Здесь он жестоко и беспощадно расправляется с защитниками крепости, не присягнувшими ему на верность. Создается ощущение, что Пугачев играет, изображая “настоящего государя”. Он, с царской руки, “казнит так казнит, милует так милует”.

И только во время третьей встречи с Гриневым Пугачева раскрывается полностью. На казачьем пиру исчезает свирепость вождя. Пугачев поет свою любимую песню (“Не шуми, мати зеленая дубровушка”) и рассказывает сказку об орле и вороне, которые отражают философию самозванца. Пугачев понимает, какую опасную игру он затеял, и какова цена в случае проигрыша. Он не доверяет никому, даже своим ближайшим сподвижникам. Но все-таки надеется на лучшее: “А разве нет удачи удалому?” Но надежды Пугачева не оправдываются. Его арестовывают и казнят: “и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу”.

Пугачев неотделим от народной стихии, он ведет ее за собою, но в то же время зависит от нее. Неслучайно первый раз в повести он появляется во время снежного бурана, среди которого он легко находит дорогу. Но, в то же время, он уже не может свернуть с этого пути. Усмирение бунта равнозначно смерти Пугачева, что и происходит в финале романа.

Швабрин Алексей Иванович – дворянин, антипод Гринева в романе. Швабрин смугл, нехорош собою, оживлен. Он служит в Белогорской крепости пятый год. Сюда переведен за “смертоубийство” (на дуэли заколол поручика). Отличается насмешливостью и даже презрительностью (во время первой встречи с Гриневым он очень насмешливо описывает всех обитателей крепости). Швабрин очень умен. Несомненно, он образованнее Гринева, был даже связан с В. К. Тредиаковским.

Швабрин ухаживал за Машей Мироновой, но получил отказ. Не простив ей этого, он, мстя девушке, распускает о ней грязные слухи (рекомендует Гриневу подарить ей не стихотворение, а серьги: “знаю по опыту ее нрав и обычай”, отзывается о Маше, как о последней дурочке и т. д.). Все это говорит о духовном бесчестии героя. Во время дуэли с Гриневым, который защищал честь любимой им Маши, Швабрин наносит удар в спину (когда противник оглядывается на зов слуги). Затем читатель подозревает Швабрина в тайном доносе родителям Гринева о дуэли. Из-за этого отец запрещает Гриневу брак с Машей. Полная утрата представлений о чести приводит Швабрина к измене. Он переходит на сторону Пугачева и там становится одним из командиров. Пользуясь своей властью, Швабрин пытается склонить к союзу Машу, держа ее у себя в плену. Но, когда Пугачев, узнав об этом, хочет наказать Швабрина, тот валяется у него в ногах. Подлость героя оборачивается его позором. В конце романа, попав в плен к правительственным войскам, Швабрин доносит на Гринева. Он утверждает, тот тоже перешел на сторону Пугачева. Таким образом, в своей подлости этот герой доходит до конца.

Мария Ивановна Миронова – молодая девушка, дочь коменданта Белогорской крепости. Именно ее имел в виду автор, давая название своего романа.

Этот образ олицетворяет собой высокую нравственность и душевную чистоту. Интересна такая деталь: в романе приводится очень мало разговоров, вообще слов Маши. Это неслучайно, так как сила этой героини не в словах, а в том, что слова ее и поступки всегда безошибочны. Все это свидетельствует о необычайной цельности Маши Мироновой. С простотой Маша соединяет высокое нравственное чувство. Она сразу верно оценила человеческие качества Швабрина и Гринева. И в дни испытаний, которых немало выпало на ее долю (захват крепости Пугачевым, смерть обоих родителей, плен у Швабрина), Маша сохраняет непоколебимую стойкость и присутствие духа, верность своим принципам. Наконец, в финале повести, спасая любимого