Конспект интегрированного занятия "С математикой в путь"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • Развивать логическое мышление, внимание, память, речь, мелкую моторику рук.
  • Закреплять знания о числовом ряде, геометрических фигурах, составе числа.
  • Упражнять в ориентировке на листе бумаги.
  • Закреплять знания правил поведения в природе.

Материал к занятию: сконструированный из столов и стульев "автобус", карточки с примерами - автобусные билеты, карточки с цифрами, прикрепленными к стульчикам - номера мест, игрушечные звери - животные жарких стран, наборы цветных счетных палочек Кюизенера, карточка с изображением кораблика сделанного из этих палочек (рис.2), карточки-задания с числовыми неравенствами (рис.3), карточки-задания с изображением кошки (рис.1), выполненная из геометрических фигур, фломастеры, листы в крупную клетку, камушки с цифрами от 1 до 10, карточки со знаками "+" и "-".

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам отправиться на экскурсию по городу. А на каком транспорте мы поедем, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Что за чудо - синий дом,
Окна светлые кругом,
Носит обувь на резине,
И питается бензином? (автобус)

(подходим к столам)

Столы и стулья - это как бы наш автобус. Чтобы найти свое место в автобусе, надо решить пример. Полученный ответ подскажет вам номер вашего места.(Воспитатель раздает билеты-карточки, на которых написаны примеры, решаемые в пределах первого десятка:1+1=2; 4+3=7 и т.д. на каждый стул приклеена цифра, обозначающая номер места).

Воспитатель: Все разместились? Тогда я предлагаю вам узнать и номер автобуса. Ведь у нас математическое путешествие и нам интересно все, что связано с числами? Первую цифру в номере автобуса обозначает число, стоящее перед числом 2; вторую цифру обозначает число, стоящее после числа 4. - какой же номер у нашего автобуса? (№ 15) (дети из карточек, лежащих у них на столах, выбирают нужные и выкладывают № автобуса). Правильно, наш автобус № 15. теперь мы можем отправиться в путь. Пока мы едем, чтобы не было скучно - выполним задания:

1 задание: Узнать из каких геометрических фигур составлена картинка-кошка, какое количество каждых из фигур и записать эти числа. (дети выполняют задание)

Рис. 1

Воспитатель: Ребята, посмотрите, в автобусе кто-то оставил письмо (открывает).

2 задание: Мальчик Саша просит вас помочь ему решить задачи.

1 задача: Вы должны поставить к ней вопрос: У Марины было 5 кукол. На День рождения ей подарили еще 2 куклы. Какой вопрос нужно поставить в этой задаче? (ответы детей) (Сколько кукол стало у Марины?) Кто уже посчитал? (ответы детей).

2 задача: Вы должны поставить вопрос и показать знак, соответствующий условию задачи: В детском саду посадили 8 яблонь. 3 яблони не принялись и их выкопали. Какой вопрос следует поставить в этой задаче? (ответы детей) (Сколько осталось яблонь?) какой знак надо поставить "+" или "-"? Почему "-"? (ответы детей).

Воспитатель: Вот и первая остановка "Зоопарк". (Дети выхолят из "автобуса" и подходят к месту, где расставлены обитатели зоопарка (животные жарких стран))

- Сколько здесь зверей? Как можно назвать всех этих животных по месту их обитания? (животные жарких стран) Посчитайте их по-порядку. Какой по-счету жираф? Слон? Тигр? Зебра? Бегемот? Сначала считаем слева направо, а потом наоборот. (ответы детей: слева направо бегемот третий по-счету, а справа налево он восьмой) и т.д.

А теперь поиграем в игру "Назови соседей" (на закрепление ориентировки в пространстве).

- Назови соседей слона? (справа стоит лев, а слева -обезьянка; слон стоит между львом и обезьянкой; слон стоит после обезьянки, и впереди льва и т.п.). (Следует добиваться разнообразных по строению ответов детей, избегать повторов, используя слова: до, после, рядом, впереди, за, между и т.д.).

Воспитатель: Ребята, а вот какой-то магазин на нашем пути. Давайте зайдем и посмотрим, что в нем продается? (на столе лежат овощи и фрукты). Какой здесь беспорядок! Все овощи и фрукты перемешаны. Давайте разложим все по-порядку: овощи на полке справа, а фрукты на полке слева.

-Скажите сколько здесь овощей и фруктов желтого цвета?

- А сколько - зеленого цвета?

- Сколько овощей и фруктов круглой формы?

- А сколько - овальной?

- Молодцы! Вы хорошо выполнили задания. А вот и наш автобус. Прошу занять свои места и едем дальше. А пока мы продолжаем путь, предлагаю выполнить следующее задание:

3 задание: "Сосчитай и построй". (Детям предлагается, посмотрев образец картинки, выложить ее по памяти с помощью палочек Кюизенера) (Дети выкладывают фигурку "Кораблик"). (рис.2)

Рис. 2

Воспитатель: На нашем кораблике мы приплыли на "Остров сравнений" и нас ждет следующее задание:

4 задание: Нужно правильно расставить знаки "<", ">" и "=" между двумя числами: (рис.3)

8 < 9 2 * 3 1 * 0 9 * 10
5 = 5 4 * 4 6 * 6 9 * 9
7 > 6 6 * 5 5 * 6 5 * 3

Рис.3

(Дети выполняют задание)

Воспитатель: С этим заданием вы справились хорошо. А пока вы его выполняли, наш автобус выехал из города. А вот и следующая остановка "Лесная поляна". Предлагаю всем выйти из автобуса. Идем тихо, чтобы не спугнуть лесных обитателей - зверей и птиц.

- Кто помнит правила поведения в лесу? (дети по-очереди отвечают)

- А пословицы вы знаете? (ответы детей)

"Лес - богатство и краса - береги свои леса".

"Много леса - не губи, мало леса - береги, нету леса - посади".

-А вот ручей, ребята. Он попал в беду! Его завалило камнями! Надо помочь ручейку. Предлагаю взять каждому из вас по-одному камешку. (звучит музыка, проводится игровое упражнение "Танцующие цифры")

Описание упражнения: у каждого ребенка в руках одна из цифр первого десятка. Пока звучит музыка, дети выполняют свободные танцевальные движения, как только музыка замолкает каждый ребенок находит свое место в числовом ряду, в соответствии со своей цифрой и заводят разговор между числами "Назови соседей":

- Я число "0" и иду впереди "единички".

- Я число "1", впереди меня идет "0" и он меньше меня на 1, а за мной идет число "2" и оно больше меня на 1.

и т.д. до последнего числа ряда.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо справились со всеми заданиями. Нам пора возвращаться в детский сад. Садимся в автобус и в путь!

- Вот и наш детский сад. Ой-ой-ой! Двери-то в автобусе не открываются! Открыть мы их сможем, если найдем ключ. Для этого надо совершить еще одно маленькое "Путешествие по клеткам". (На листах в крупную клетку дети выполняют графический диктант - под диктовку воспитателя рисуют ключ) (рис.4)

 

Рис.4

Воспитатель: Вот он, ключ! Откроем дверь и выйдем. Наше путешествие закончилось.

Подведение итогов занятия.