Урок "Слова с проверяемой безударной гласной и парной согласной в корне ". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


ТИП УРОКА: Урок обобщения и систематизирования знаний, умений и навыков.

ТЕМА УРОКА: Слова с проверяемой безударной гласной в корне и парной согласной.

ЦЕЛИ УРОКА: 1) Закреплять умение подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной в корне слова, формировать умение применять на практике правила правописания безударных гласных.

2) Развивать орфографическую зоркость, память, речь, сообразительность, умение слушать задание учителя.

3) Воспитывать уважение к окружающему миру, лесу и к его обитателям.

ХОД УРОКА

I. ОРГМОМЕНТ.

Здравствуйте.

Какой праздник приближается? (Новый год).

К нам на урок пришла красавица ёлка. ( показ ёлки).

II. ЧИСТОПИСАНИЕ.

Посмотрите на картину.

- Что изображено на картине? (зимний лес).

- Подберите к этой картине как можно больше имён прилагательных.

-Прочитайте предложение.

Лес красивый зеленеет.

- Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она находится в имени прилагательном и обозначает согласный парный глухой мягкий звук. (буква с).

- Определите порядок следования букв в данном ряду? Сло олс.

- Какие соединения вы видите? (замочек, верхнее)

-Запишите целую строчку.

-Придумайте слова с этим звуком. С одним из этих слов составим предложение.

III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ.

- Отгадав кроссворд, вы сможете сами назвать тему сегодняшнего урока.

- И начинать будем отгадывать с буквы С.

А)

Комната для еды (столовая).

Ночная птица (сова).

Частичка снега (снежинка).

Б)

Начинайте с буквы К.

Дом для лошадей (конюшня).

Площадка для катания на коньках (каток).

Детёныш кошки (котёнок).

В)

Начинайте с буквы П.

Слово противоположное по значению слову кривой.

Как называются слова, противоположные по значению? (антонимы).

Тот, кто пасёт стадо (пастух).

Небольшое гребное судно (лодка).

- Запишите слова в строчку, через запятую.

На какую орфограмму были записаны слова.

- А какое слово лишнее? (лодка). Почему?

- Сколько в этом слове букв, звуков?

-Составьте с этим словом предложение и напишите.

- Так назовите же тему урока.

С К П К С Л П К С
Т О Р А О О А О Н
О Н Я Т В Д С Т Е
Л Ю М О А К Т Ё Ж
О Ш О К   А У Н И
В Н Й       Х О Н
А Я           К К
Я               А
                 

IV. РАБОТЕ ПО ТЕМЕ.

Безударный хитрый гласный
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья.

-Что нужно сделать для проверки безударной гласной в корне слова?

(Надо подобрать проверочное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение или слог стал ударным).

-Ребята, сегодня на уроке будет много видов работ, за хорошие ответы я буду давать вам жетоны, которые нам пригодятся для украшения елки.

Урок начали с картины, где изображен лес. Будем мы часто возвращаться к понятию лес.

-Положите перед собой карточки.

1) ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ.

-Прочитайте про себя текст.

-Ребята I варианта вставят пропущенные орфограммы.

Ст:яла х:лодная погода. Л:сник Б:рис Ильин обх:дил лес. Все дорожки и тр:пинки зам:ло легким сн:жком. Л:сник осм:трел лес и пошёл д:мой.

-А ребята II варианта найдут слова в тексте с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением и напишут только гласные буквы.

Стояла холодная погода. Лесник Борис Ильин обходил лес. Все дорожки и тропинки замело легким снежком. Лесник осмотрел лес и пошёл домой.

Если слово повторяется, то два слова во внимание не берем.

Оо (1 предложение); еоо (2 предложение); оее ( 3 предложение); оо ( 4 предложение).

-Какие гласные вы выписала из1, 2,3,4, предложений.

- Назовите слова с парной согласной (холодная, дорожки, лёгким).

- Кто такой лесник?

Лесник - лесной сторож, работник лесного хозяйства.

- Есть ли в этом тексте однокоренные слова? (лес, лесник).

-Напишите их.

-Запишите еще 2 или 3 однокоренных слова.

- Выделите общую часть родственных слов.

-Какое слово является проверочным? (лес).

2) Работа со словами.

Лесистый (обильный лесами).

Лесничество ( участок леса, как хозяйственная единица).

Лесничий (служащий лесничества).

Лесовод (специалист по лесоводству).

Лесоводство (выращивание леса, наука о лесе).

Лесовоз (судно или грузовой автомобиль для перевозки леса).

Лесозавод ( промышленное предприятие по обработке лесных материалов).

-Какое значение имеет лес для человека и животных?

(Лес - легкие планеты, дом для животных:)

- Как нужно вести себя в лесу?

V. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Вышел зайчик погулять.
Начал ветер утихать.
(ходьба на месте)
Вот он скачет вниз по склону,
Забегает в лес зеленый
И несется меж стволов
Средь травы, цветов, кустов.
(прыжки на месте)
Зайка маленький устал
Хочет спрятаться в кустах
(ходьба на месте)
Замер зайчик средь травы
А теперь садимся мы!

Лесник не только смотрит за лесом, но и заботится о животных и растениях. Иногда на помощь приходит сама природа.

VI. РАБОТА С ТЕКСТОМ. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ТЕКСТА ПО ПАМЯТИ.

(рисунок зайца, рябины)

(чтение вслух)

Ягоды.

Засыпало всю землю сн:жком. Тру:но зайцу найти пищ:. А на рябине висели соч:ные яг:ды. П:звал зайка ветер. Ветер стал сильно к:чать рябину. Крупные ягоды упали на сне:. Зайка ра:. Сыт пуш:стый зверек.

-Какие в этом тексте слова непроверяемые ударением? (ягоды, рябина).

(на доске висит изображение кисти рябины).

Объясняя, вставим пропущенные буквы.

- Чем засыпало землю? (снежком).

-Легко ли зайцу найти пищу зимой? (трудно).

-Где висели сочные ягоды?( на рябине).

-Кого позвал зайка? (ветер).

-Что стал делать ветер? (качать).

-Что произошло с ягодами рябины? ( Они упали на снег).

-Доволен ли зверек? ( Да, он стал сыт).

Те слова, которые я подчеркнула, помогут вам по памяти восстановить текст.

(Устный пересказ).

-Запишите.

-Прочитайте полученные тексты.

Выдаются жетоны.

VII. УКРАШЕНИЕ ЕЛКИ. ПОЯВЛЕНИЕ ЗАЙЧИКА.

Давайте украсим нашу ёлку полученными жетонами. Ой, какая красавица получилась!

Стук в дверь. Появляется зайчонок.

Зайчонок:

-К вам пришла телеграмма от Деда Мороза. Послушайте.

Спасибо вам, ребята. Вижу я, что вы чудесные дети, не забывайте птиц и зверей. Вы украсили елку ягодами рябины, кусочками хлеба. Если вы нарядите дерево так на улице, то к Вам прилетят стайки птиц, и будут угощаться вашими подарками.

Не забывайте про птиц зимой!

- Ну, а мне пора в лес. До свидания.

Учитель:

- Подкармливайте птиц зимой, и тогда они чаще будут радовать нас своим присутствием.

VIII. ПОВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

-Над какой орфограммой работали?

-Какой вид работы понравился?

IX. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (на карточках).

1 в. Списать и вставить пропущенные орфограммы.

2 в. Списать, вставить пропущенные орфограммы и продолжить текст.

Вес:ло закружились в воздухе сн:жинки. Ночью выпал снег. Утром на сн:гу звери и птицы оставили ц:почку следов. Вот прыгнул кот Васька с крыльца. А это вот важно прош:гала в:рона. А чей след ведет к саду?