Сборник задач по физике для 7-го класса на основе местного материала

Разделы: Физика


В концепции национально-регионального образования Республики Бурятия записано, что НРК содействует формированию деятельностной (познавательной, коммуникативной, нравственной, трудовой, эстетической, физической) структуры личности, способной стать автономным субъектом своих действий, основанных на моральном выборе, приспособленной к жизни в XXI веке, осознающей себя одновременно как гражданина Бурятии, так и России и Мира; расширению, углублению, конкретизации знаний, предусмотренных федеральным компонентом.

Цель использования материала национально-регионального компонента – это формирование целостных знаний о родном городе, Республике, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к своей малой Родине.

Содержание школьных сборников задач по физике носят абстрактный характер, не учитывающий особенностей культуры, образа жизни и восприятие детей разных национальностей, в том числе Республики Бурятия. Поэтому я разработала сборник задач для 7 класса “___”, который содержит текстовые задачи национально-регионального содержания всех разделов программного материала по УМК Перышкин, что позволяет большую часть регионального материала включать диффузно в содержание учебного предмета физики, учитывая соответствующие темы и положения базового компонента программ. Региональный материал используется для расширения и углубления основных базовых компонентов уже имеющегося содержания физического образования.

Учащиеся 7-х классов, читая условие задачи:

  • знакомятся с топонимами;
  • знакомятся с географическим расположением значимых мест на карте Северного Байкала;
  • узнают физические характеристики объектов природы (воды Байкала, ландшафта, животных) и техники, которая используется в нашем регионе;
  • узнают внешний вид природных объектов (по фотографиям).

Национально-региональный компонент в школе и его интеграция с другими предметами – ключ к решению проблемы эффективности урока, на таком уроке легко соединяются три важных цели – это обучающая, развивающая и воспитательная цель Использование такого материала делает урок интересным, увлекательным, что повышает эффективность урока. Известно, что дети охотнее и с большим интересом усваивают то, что им больше нравится. Любимые предметы имеют сильное воспитательное воздействие, поэтому грамотное использование географического, биологического, исторического и другого материала воспитывает в детях патриотические чувства, чувства любви, восхищения и гордости к родному краю, что не оставляет никого быть равнодушным к проблемам малой родины и вырабатывает активную жизненную позицию.

Нормативно-правовые документы по внедрению НРК в УВП:

  1. Государственный образовательный стандарт.
  2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 №1756.
  3. Базисный учебный плана и примерные учебные планы.
  4. Приложение №1 к письму Министерства образования Российской Федерации от 09.07.2003 г. № 13–51–145/13.
  5. Концепция национально-регионального образования Республики Бурятия.
  6. Учебный план школы.

ВВЕДЕНИЕ

1. Прочитайте стихотворение И. Молчанова-Сибирского “Озеро Байкал”.

Между гор и между скал
Блещет озеро Байкал.
Дует с северных низин
Сильный ветер баргузин.
Волны бьются в берега,
А кругом шумит тайга.
Проступает сквозь туман
Великан Хамар-Дабан.
Дальше белый, как старик,
Снеговой Мунку-Сардык.
С гор бегут вперегонки
Триста тридцать три реки.
Дует с северных низин
Сильный ветер баргузин.
А в средине между скал
Блещет озеро Байкал.

Перечислите все физические явления, описанные в этом стихотворении.

2. В бурятском эпосе говорится:
Великое богатство - в земле,
Великая сила - в народе.
Земные травы неисчислимы,
Вода в море неизмерима.
Скот, пренебрегший водой, худеет,
Человек, пренебрегший сородичами, беднеет.

Какие тела перечислены? Какие вещества?

СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА

3. В гимне Бурятии есть такие строки:
“Брусничный дух, черемухи дыханье,
Лилового багульника настой.
Я не дышу, а пью благоуханье
Моей Земли: равнинной и лесной”.
О каком физическом явлении идет речь?

4. Минерализация (насыщение минералами) воды на Дзелинде составляет 0,56 г/л, на источнике Котельниковский - 0,32 г/л, на курорте Аршан – 4 г/л. Как происходит минерализация воды?

5. У самца кабарги на животе находится мускусная железа (мускус - густое вещество с сильным запахом - используется в медицине и парфюмерии). Почему самца можно обнаружить издалека?

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ

МЕХАНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

6. Расстояние от Нижнеангарска до Улан-Удэ (по прямой), равное 600 км, самолет АН-24 пролетает за 1ч. 20 мин. С какой средней скоростью летит самолет?

7. Скорость прибрежного течения Байкала 10 см/с. На какое расстояние к югу отнесет лодку за 0,5 ч, если выключить мотор и не грести?

8. Нерпа в воде развивает скорость до 20 км/ч. Сколько времени понадобится ей, чтобы доплыть до Ушканьих островов. (Расстояние от Северобайкальска до Ушканьих островов примерно 200 км)

9. Ветер Шелонник из Монголии через хребет Хамар-Дабан приносит нам оттепель и солнечную погоду. Какова скорость этого ветра, если хорошая погода наступает через 25 ч, после начала ветра (расстояние до хребта примерно 900 км)? Найти скорость в м/с и км/ч.

10. От не потушенного костра или брошенной спички в тайге возникает пожар. Какой диаметр будет у очага пожара через 0,5 ч, если в тихую погоду верховик распространяется со скоростью до 5 м/с?

11. Байкальский ЦБК сбрасывает в озеро отходы производства. На сколько распространится целлюлозное пятно по Байкалу за 2 ч, если задует Култук (южный ветер), скорость которого 10 м/с?

12. С какой средней скоростью движется поезд, если путь от Северобайкальска до Нижнеангарска (25 км) он проходит за 40 мин.?

13. Ледокол “Ангара”, спущенный на воду 25 июня 1900 г. и проработавший до 1962 г. как паром, перевозил грузы и пассажиров со ст. Байкал до ст. Мысовая. Определить скорость ледокола, если на этот путь в 73 км он тратил 5 часов?

14. Средняя скорость движения поезда на участке Северобайкальск - Красноярск составляет 55,4 км/ч. Сколько времени затратит пассажир на поездку, если расстояние между городами 1481 км?

15. Какова средняя скорость поезда на участке Северобайкальск - Дабан, если 45 км он проходит за 2 часа?

ПЛОТНОСТЬ. МАССА.

16. В ночь с 12 на 13 января 1862 г. произошло Кударинское (или Саганское) землетрясение мощностью 10 баллов, в результате которого образовался новый залив Провал. Какова масса воды в заливе, если площадь поверхности около 200 км2, а средняя глубина залива 4 м?

17.Определить плотность воды в источнике Котельниковский, находящегося в устье реки Горячей, если при температуре 800C (температура источника) 10 кг воды имеют объем 10,3 л? Почему этот результат будет неточным? Что еще надо учесть при определении плотности?

18. Какова масса 15 л воды источника Хакусы (“Хаку” - по эвенкийски - горячий), если при температуре 400C (средняя температура источника) плотность воды 992 кг/м3?

19. Спустившись на дно Байкала, ученые обнаружили выход нефти со дна. Что бы произошло с Байкалом, если бы там не существовали рачки, питающиеся нефтью? Почему?

СИЛЫ В ПРИРОДЕ

20. Соболь имеет массу до 1,5 кг. Определить силу тяжести, действующую на него.

21. Какую массу имеет лось, если сила тяжести, действующая на него равна 3920 Н?

22. Изюбрь (благородный олень) достигает массы до 400 кг. Определить вес изюбря.

23. Сила тяжести, действующая на кабаргу 170 Н. Определить вес кабарги и ее массу.

24. Почему кумуткан (детеныш нерпы) имеет приглаженный мех?

ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ ЖИДКОСТЕЙ И ГАЗОВ

ДАВЛЕНИЕ ТВЕРДЫХ ТЕЛ

25. Зачем лось, проходя по болоту, подгибает колени и к тому же ставит их не вдоль тела, а расставляет под углом как можно шире?

26. Медведь, переходя реку по тонкому льду, распластывается на нем и ползет. Почему?

27. Почему у белки и бурундука заостренные зубы?

28. Какое давление оказывает беркут на воздух при планировании, если его масса 4 кг, размах крыльев до 2 м, а средняя ширина крыльев около 20 см?

ДАВЛЕНИЕ ЖИДКОСТИ

29. Глубоководный аппарат “Мир” погрузился вблизи острова Ольхон на максимальную глубину – 1680 м. Определить давление, действующее на аппарат.

30. Общая площадь зеркала Байкала около 31500 км2, объем воды около 23000 км3. Определить среднее давление воды на дно Байкала.

31. Уровень воды в Байкале в течение года колеблется от минимального (в марте - апреле) до максимального (в августе – сентябре). Разность уровней составляет 1 м. Определить изменение давления воды на дно в течение года.

32. До какой глубины может опуститься голомянка (маленькая живородящая рыбка, состоящая в основном из жира), если она может выдержать давление до 8 МПа?

33. С какой силой давит вода на иллюминатор глубоководного аппарата “Мир”, находящегося на глубине 1 км, если диаметр окна 20 см?

АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ

34. Самая высокая гора в Бурятии - Мунку-Сардык в Восточных Саянах. Ее высота 3460 м над уровнем моря. Определить атмосферное давление на этой высоте (давление у подножия считать нормальным).

35. Как изменится давление при спуске в пещеру Аргаракан (в Качугском районе), если ее глубина 60 м? Ответ дать в Па.

36. В горах Хамар-Дабана есть озеро “Ы”. На сколько меньше атмосферное давление у озера чем у подножия, если оно расположено на высоте 1705 м?

37. Определить высоту высшей точки Баргузинского хребта, находящуюся в истоках реки Левая Сосновка, если давление на ней 554 мм. рт. ст. (норм. атм. давл. считать 760 мм. рт. ст.)

38. На какой высоте Байкальского хребта находится озеро Гитара, если на берегу атмосферное давление меньше нормального на 104 мм. рт. ст.

ВЫТАЛКИВАЮЩАЯ СИЛА

39. Определить выталкивающую силу, действующую на самку нерпы, масса которой 50 кг.

40. Определить массу глубоководного аппарата “Мир”, если при плавании в полном погружении на него действует выталкивающая сила 186 кН.

41. Как определить объем самца нерпы, имеющего массу 150 кг?

42. Песня на стихи поэта и ученого Дмитрия Давыдова начинается словами:

“Славное море - священный Байкал,
Славный корабль, омулевая бочка,
Эй,баргузин, пошевеливай вал,
Молодцу плыть недалечко”.

Рассчитать, может ли бочка быть плавающим средством, исходя из следующих данных: диаметр бочки – 40 см, высота – 1 м (бочку считать цилиндрической), масса бочки около 5 кг, масса “молодца” - 80 кг.

РАБОТА, МОЩНОСТЬ, ЭНЕРГИЯ

43. Какова высота водопада Бьющий, находящегося на реке Урда-Шан в долине Вулканов, если 10 кг воды, падая, совершают работу 1 кДж?

44. Какова мощность глубоководного аппарата “Мир”, если при погружении за 2 часа он совершил работу 720 МДж?

45. В Тункинских гольцах на реке Архут есть водопад Борода высотой 15 м. Определить изменение потенциальной энергии каждого килограмма воды на этом участке. Как изменилась его кинетическая энергия?

46.Электровоз ВЛ-80, работающий на нашей дороге, на продолжительном участке развивает мощность до 6140 кВт. Какую работу совершит электровоз за 20 мин.?

47. Какую силу тяги развивает электровоз ВЛ-80, если на пути от Северобайкальска до Дабана (около 45 км) он совершает работу 21645 МДж?

48. Определить полезную работу электровоза ВЛ-80 , если на участке Северобайкальск – Новый Уоян (около175 км) он развивает тяговое усилие до 400 кН, а КПД при этом составляет 84%.

ТАБЛИЦЫ ПЛОТНОСТЕЙ

ПЛОТНОСТЬ ВОДЫ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ТЕМПЕРАТУРАХ

Нормальное атмосферное давление – 760 мм. рт (101 гПа).

Источники:

  1. Галазий Г.И. “Байкал в вопросах и ответах”. Восточно-Сибирское издательство, г.Иркутск.
  2. Фотоальбом “Байкал Баргузинский заповедник” МГП. “Северные просторы”. Москва.
  3. Северобайкальское отделение РЖД.
  4. Интернет.