Урок москвоведения "Праздники, игры, обряды москвичей"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ:

  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: закрепление знаний о Москве ( происхождении города, названий его площадей, соборов), продолжить обучение работе с клеем, склеивание симметричных деталей, Оформление работы.
  • РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие речи, мышления, воображения, памяти, внимания.
  • ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание любви к Москве, к ее прошлому, обычаям, праздникам, играм москвичей, воспитание аккуратности, усидчивости, настойчивости в работе над игрушкой.

1. ВСТУПЛЕНИЕ.

Совсем недавно, в сентябре Москва отметила свой 863-й день рождения. За эти годы Москва не состарилась, а стала еще более молодой и красивой. В день города в Москве

праздник. Поднимите руки, кто был на празднике? Что видели? Сейчас так принято в

Москве отмечать праздники, но так было не всегда. Раньше в Москве были другие праздники, игры, обычаи.

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

На доске у нас под праздничными шариками «спряталась» пословица о Москве:

Сколько шариков? (7)

О чем еще нам говорит это число? ( Москва стоит на семи холмах)

Составьте пословицу:

Как вы понимаете эти слова? (не всегда Москва была такой, не сразу стала каменной, красивой, большой)

Сообщение темы урока.

Сегодня мы с вами будем говорить о Москве, о праздниках, играх, забавах москвичей.

Нам поможет в этом кроссворд:

  1. Как сейчас называется площадь, примыкающая к Кремлю? (Красная)
  2. Что значит «Красная»? (красивая, а еще из красного камня)
  3. Как называется крепость в центре Москвы? (Кремль)
  4. Название одной из башен Кремля со знаменитыми на весь мир часами? (Спасская)
  5. Как до 17 века называлась Красная площадь? (торг,т.к. на ней располагались торговые ряды)
  6. Вспомните название знаменитого собора на Красной площади ( В.Блаженного, другое название – Покровский собор)
  7. Как называется площадь на территории Кремля? (Соборная , т.к. на ней расположены соборы: Успенский, Благовещенский, Архангельский)

Открылось слово « ЯРМАРКА».

Дети, один из которых изображает зазывалу, другой торговца калачами, третий – тканью, четвертый – скомороха, выкрикивают : Ярмарка! Ярмарка! Ярмарка! Ярмарка!

Ярмарки были не каждый день. Там можно было купить все, что душа пожелает, и повеселиться, на других посмотреть, да и себя показать. Вот почему это праздник. Наши ребята сейчас покажут, как они себе этот праздник представляют.

Зазывала:

Вот ряды: льняной, пушной,
Там суконный, платяной,
Здесь торгуют медью,
Там гремит посудный ряд.
Чем торгуете? (калачами)
А вы чем? (сукном да льном)
Народ веселят скоморохи:
Что ты хмур сидишь?
Чего носом сопишь?
А ты уши развесил –
Тоже невесел.
Налетай на мой лоток:
Здесь и ленты и платок.

На ярмарке можно не только торговать, покупать, но и поиграть можно.

ФИЗПАУЗА. Игра «Бояре».

Все ребята – бояре, они берутся за руки и встают в круг. В центре его – девочка в кокошнике (невеста).

Бояре: Девица-красавица, погуляла, поиграла, теперь замуж берем.

Девица-невеста: Отпустите, бояре, я еще мала. Не наигралась, не нагулялась, домой хочу!

Бояре: А вот сейчас мы проверим, правду ли ты говоришь. Раз, два, три! (Бояре быстро поднимают сомкнутые руки так, чтобы на мгновение образовались арки для прохода, и тут же опускают руки вниз. Невеста должна выскользнуть, не уронив кокошник. Если успела выскользнуть, кокошник набекрень не съехал, то невеста получает свободу.)

На ярмарке можно покататься на карусели, поглядеть на выступления других, да и себя показать. Ребята из кружка русского народного танца покажут нам танец «Мастерская».

Осень – скучная пора для ребятишек в древней Москве. Ведь ни побегать, ни поиграть на улице. Все время проводят в избе. Какая радость для детей, если их взяли на ярмарку! Как вы думаете, что детям нравилось на ярмарке больше всего? (игрушки). Но не всем детям могли купить эти чудесные игрушки. Не беда! Ведь игрушку можно сделать своими руками.

На уроке труда мы с вами начали делать такие игрушки (собачка и ежик). Сейчас они у нас веселятся: катаются на карусели. Как вы думаете, легко ли надеть круг на нос собачки или ежика? Какими мы должны быть, чтобы у нас все получилось? (сильными, ловкими, умелыми, умными, терпеливыми). Наши зверюшки тоже обладают такими качествами.

Приготовили фигурку животного, достали недостающие детали: шейки, ошейника, языка у собачки, шейки и ушка у ежика. Приклеили детали на свое место. Привязали веревочку одним концом к кольцу, другим – к носику.

3. ИТОГ УРОКА.

Чем мы занимались на уроке? (говорили о Москве, о праздниках, о ярмарке, играли, закончили игрушку).