Урок окружающего мира в 1-м классе "Как живут растения и животные?"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить с условиями жизни растений, животных и зимующих птиц;
  • расширить представления детей о жизни растений, животных и птиц;
  • воспитывать бережное отношение к растениям, животным, птицам.

Оборудование:

  • карточки со словами;
  • комнатные растения;
  • вырезки из приложения;
  • рисунки: деревья, кустарники, травы;
  • картинки животных с их детёнышами;
  • кроссворд;
  • кружки (красные, коричневые, синие)

ХОД  УРОКА

I. Организационный момент

Приветствие учащихся, зарисовка своего настроения на начало урока – смайлики.

II. Повторение изученного

(6 человек по карточкам, остальные со мной на листочках. O – да; X – нет.)

1) Снег при таянии превращается в воду. (Да)
2) Если вода замерзает, она превращается в лёд. (Да)
3) Снег бесцветный. (Нет)
4) Лёд прозрачный. (Да)
5) У снежинки 5 лучей. (Нет)
6) Снег рыхлый. (Да)
7) Лёд хрупкий. (Да)
8) Снег прозрачный. (Нет)
9) Все снежинки одинаковые. (Нет)
10) Снег белый. (Да)

(Проверка – OOXOXOOXXO)

III. Новая тема

1) Беседа «Как живут растения?»

РАСТЕНИЯ     ЖИВОТНЫЕ

– Прочитайте слова на карточках и скажите, о чём мы будем вести разговор?
– Кто сможет назвать тему урока? (Обобщаю ответы детей)
– Сегодня мы узнаем, как живут растения и животные.
– Какие растения вы знаете? Давайте их сгруппируем. (Деревья, кустарники, травы – картинки на доске)
К какой группе мы отнесём те растения, которые растут на подоконнике? (Комнатные растения)
(На столе несколько поставить)
– Что общего у  всех  растений? (Все растения имеют корень, стебель, листья, цветок и плод с семенами)
– Как вы думаете, растения живые? (Растения растут, приносят потомство и когда-нибудь отмирают, значит они живые)
– А кто знает, как начинается жизнь растений? (Вырезки из приложения, работа в рабочей тетради, клей)
– Выложите цепочку роста растений. Расскажите о своей работе.
– Что повлияло на то, что семя начало прорастать? (Вода, тепло)

ВОДА     ТЕПЛО

– Откуда в природе растения получают воду и тепло? (Дождь, солнце)
– Если семена останутся в горшочке без воды и тепла, сможет ли растение развиваться? (Нет)
– Вот мы посадили семя в горшочек, полили его, ему тепло, куда нужно поставить ящик? (На подоконник)
– Почему ? (Растениям нужен свет и воздух)

ВОЗДУХ    СВЕТ

Что же необходимо для жизни растений? (Вода, тепло, воздух, свет)

РАСТЕНИЯ

ВОДА                                                                                                             ТЕПЛО


ВОЗДУХ                                                                                                             СВЕТ

2) Работа по учебнику:

– Рассмотрите рисунок на левой странице.
– Какое дерево вы видите? (Дуб)
– Догадайтесь о чём идёт речь в загадке:

В этот гладкий колобок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета. (Жёлудь)

– Желудь – плод дуба. В нём спрятано семя.
– Рассмотрите рисунок и рассмотрите, как с жёлудя начинается жизнь дуба?
– Почему одно из деревьев засохло? (Ствол дерева повреждён, поэтому дубок погиб)
– Мы проследили, как живут растения.
– А сейчас, прочитайте, какие выводы сделала Мудрая черепаха (стр. 50, 51)
– Рассмотрим рисунок на стр.50, ответим на вопросы, и ещё раз сделаем выводы: что необходимо растениям для жизни. (Вода, воздух, свет, тепло)

3) Работа в рабочей тетради (стр. 21 № 2)

Обвести рисунок в рамку, раскрасить дома.

Физминутка (хомячок)

4) Беседа: «Как живут животные?»

– Вспомните, с какими группами животных  вы знакомы? (Насекомые, рыбы, птицы, звери)
Как живут животные?
– Вы знаете, что растения живые.
– А животные? Докажите, что животные живые существа. (Ответы детей)

Обобщающие ответы: животные: дышат, передвигаются, питаются, растут, размножаются, умирают.

5) Работа по учебнику (стр. 52)

– Кто что ест? Назвать пары предметов.
– Так что же необходимо животным для жизни? (Пища)

ПИЩА

– Рассмотрите рисунок внизу стр.52
– Что можете сказать?
– Детёныши (поросята) подрастут и станут взрослыми животными, но для того, чтобы расти, им нужна  пища.
– Что едят кабаны? (Жёлуди)
– Но для роста детёнышей и для жизни взрослых животных нужна не толькоеда.
– Подумайте, что ещё нужно животным? (Вода)

ВОДА

IV. Кроссворд  «Как называют ребяток  зверяток?»

– Я называю животное, а вы, кто его дети (картинки с животными – волк, медведь, лошадь, белка, корова, индюк, ёж, кошка, овца, свинья, собака).

Ключевое слово: верблюжонок.

V. Работа с учебником

– Все животные приносят потомство, размножаются. Для себя и своих детёнышей многие животные строят жилища. Отгадайте загадку о животных и обозначьте это животное и его жилище кружками одного цвета.

1) Водяные мастера
Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины,
И плотину (Бобр. Хатка)

2) Плотник острым долотом
Строит дом с одним дуплом (Дятел. Дупло)

3) Сделал дыр,
Вырыл нору
Вот спальня
Вот кладовка –
Всё сделано ловко (Хомяк. Норка)

Жилища каких животных вы ещё видите? (Оса и её гнездо, ласточка и её гнездо)
– Для чего животным нужен дом? (Выводят детёнышей , тепло)
Значит, что необходимо для жизни животных? (Тепло)

ТЕПЛО

– Рассмотрите рисунок (стр.53)

Выводы: все животные передвигаются, летают, бегают, прыгают, плавают.

– Что же необходимо животным  для жизни?

ТЕПЛО       ПИЩА      ВОДА

– В чём ещё нуждается каждое живое существо?

ВОЗДУХ       СВЕТ

ЖИВОТНЫЕ

ПИЩА                                                      ВОДА                                        ТЕПЛО

ВОЗДУХ                                                                                                          СВЕТ

Что необходимо для жизни живых? (Дети делают выводы)

Физминутка (синица)

VI. Закрепление

– Как ухаживать за собакой и кошкой? (стр. 54, 55)
– Все ли животные самостоятельно могут добывать себе пищу и строить себе жилище?
– У кого из вас есть домашнее животное?
– Работаем по учебнику (стр. 54, 55)
– Рассмотрите рисунок. Расскажите как нужно ухаживать за кошкой, за собакой? (Работа в парах)

Вывод: Домашнее животное нуждается в заботе. Если мы решили завести кошку или собаку, нужно создать для них хорошие условия жизни.

– Как помочь птицам зимой?

Работа по учебнику (стр. 56)

– Кто и когда нуждается в заботе?
– Как можно помочь птицам?
– Кто прилетел на кормушку?
– У кого дома есть кормушки для птиц?
– Какие птицы к вам прилетают?
– Каких птиц вы видите? (стр. 56)
– Это природная столовая. Почему?

Рассмотреть кормушки. Кормушка. Ребус.

VII. Итог урока

– Что необходимо для жизни растений? животных?
– Какие животные нуждаются в заботе?
– Как помочь птицам зимой?