Преемственность дошкольного и начального школьного образования

Разделы: Работа с дошкольниками


Вопросы подготовки воспитанников детского сада к школе приобретают всё большее значение. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к школе, поэтому в настоящее время предъявляются новые более высокие требования к дошкольному воспитанию, подготовке детей к школе.
Иногда дошкольная подготовка детей сводится к обучению их счёту, чтению, письму. Однако многолетний опыт показывает, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объёмом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика (умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое). Подготовка детей к школе предполагает, с одной стороны, такую организацию воспитательной работы в детском саду, которая обеспечивает высокий уровень общего всестороннего развития дошкольников, с другой стороны, специальную подготовку детей к усвоению тех учебных предметов, которые они будут осваивать в начальных классах школы.

Программа "Сообщество", по которой работает наше дошкольное отделение, основывается на  комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, в соответствии с Федеральными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Основой педагогического процесса является проектный метод, в основе которого лежит проблема, для решения которой необходим исследовательский поиск в различных направлениях, а результаты обобщаются в одно целое. Основной смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует качества, способствующие успешному обучению детей в школе.

Необходимым условием организации деятельности дошкольников, является психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребёнка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.

Ребёнок должен быть абсолютно уверен, что это он сам совершил "открытие", что  он сам справился с заданием.

Для решения проблемной ситуации воспитатель предлагает детям такие вопросы и задания, чтобы вывод рождался как бы сам собой. Тем самым он создаёт условия, когда дети активно включаются в поисковую деятельность, а не просто усваивают материал в готовом виде. Чем больше активности и самостоятельности проявляет ребёнок при изучении нового, тем больше вклад в его личностное развитие.

Однако дети в школе и в детском саду поставлены в разные условия, и одинаковые воспитательно-образовательные задачи решаются по-разному.

В соответствии с этими принципами была спланирована и реализована работа по подготовке детей к переходу в начальную школу. Основной целью такой подготовки стало как можно больше облегчить адаптацию ребёнка и родителей к новым условиям обучения.

Готовность детей к школе формировалась в течение всего дошкольного детства в сотрудничестве воспитателей детского сада, психологической и логопедической службы. В подготовительной группе педагогами дошкольного отделения и начальной школы был разработан ряд мероприятий, направленных на формирование у детей представлений о школе и мотивации учения, которые явились заключительной частью всей работы педагогического коллектива по подготовке к школе:

– посещение воспитанниками подготовительной группы своего будущего класса   и знакомство с учителем;

Рисунок1

– информирование учителей начальной школы о сильных и слабых сторонах каждого ребёнка;
– обзорная экскурсия по школе (кабинет завуча, библиотека, медицинский кабинет, раздевалка);

– посещение кабинетов и знакомство с предметами, изучаемыми в школе (русский язык, география,   химия,  иностранный язык);

– приглашение первоклассников в группу детского сада и проведение совместных мероприятий;
– посещение урока в первом классе;
– родительское собрание перед окончанием учебного года на тему:  «Готовность детей подготовительной группы к обучению в начальной школе».

В ходе реализации проекта использовались различные формы и методы обучения. Например, организация игры "в школу" после посещения детьми школьного класса, когда один ребёнок исполняет роль учителя, а остальные дети – учеников, сидящих за партами, учит детей сидеть и внимательно слушать, поднимать руку, работать в тетрадях и на доске.
В центре литературы дети изготовили азбуку, дневник будущего первоклассника, расписание дошкольника, составили кроссворд о школе, сочинили статью на тему "Что я узнал о школе".

В центре науки закрепили знания о времени, частях суток, часах, познакомились со школьными учебниками, провели опыты с водой.

Широко использовались занятия в центре искусства: азбуку, которую составили сами, оформили иллюстрациями; изготовили из пластилина и других материалов модель школьного класса; из бросового материала сконструировали модель часов; нарисовали школьные предметы; пофантазировали на тему  «Какая она – школа будущего?».

В центре математики была изготовлена настольная игра "Я иду в школу", а в центре строительства построили школу для кукол, используя различный строительный материал.

Кроме занятий в центрах активности проводилась работа по ознакомлению детей с новыми словами, чтение художественной литературы о школе, использовались дидактические игры ("Назови  школьные принадлежности", "Придумай предложение", "Подбери синонимы", Звук потерялся", "В портфеле лежат...", "Что изменилось?", "Скажи, какие это часы", "Назови страны мира").

Важным аспектом в подготовке детей к школе является работа с родителями. Она включает в себя не только доску объявлений, где можно разместить различную информацию, но и многие другие формы и методы работы:

–  информационные листки;
– дневники взаимодействия с родителями;
– привлечение семей к участию в мероприятиях, выставках, экскурсиях;
– ведение сайта группы, где также можно ознакомиться с информацией о жизни ребёнка в детском саду; 
– открытые занятия, проводимые специалистами и воспитателями;
– родительские собрания;
– индивидуальное общение педагогов с родителями на доверительной основе и взаимной заинтересованности в результатах работы.

Итогом проекта стала коллективная работа – стенгазета о школе, в которой дети выразили свои впечатления и представления о школе, а так же поделились новыми знаниями.