Урок окружающего мира с использованием ИКТ во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  • Классифицировать вместе с детьми виды водоемов и формы земной поверхности.
  • Научить различать части реки и горы.
  • Развивать память, внимание, логическое мышление.
  • Воспитывать любовь к родному краю и к своей родине.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Я объясняю назначение кнопок. (Слайд 1, см. Приложение 1)

– Дети, сегодня мы отправляемся в путешествие по земле и по воде. Щелкните мышкой по кнопке “Вперед”. (Слайд 2)

2. Проверка домашнего задания

– Перед вами маршрут путешествия. Сначала нам предстоит разминка, затем мы путешествуем по земле (по суше), далее по воде и, преодолевая последнее препятствие, возвращаемся домой.

– Поскольку дорога предстоит дальняя, мы должны быть уверены, что найдем дорогу домой. Щелкните по кнопке вперед. (Слайд 3) Перед вами задание разминки: обозначь стороны горизонта. Для этого щелкаем по свободной клеточке и печатаем в ней соответствующую букву. После того, как все стороны горизонта будут названы, щелкнем по кнопке готово и увидим оценку вашей работы. Если есть ошибка, то попробуйте еще раз.

3. Н. м. Формы земной поверхности

– Теперь, когда вы доказали, что не заблудитесь, отправляемся путешествовать по земле. Отгадайте, куда мы попали:

Носит бабка снежную шапку.
Каменные бока закутаны в облака.

– Что это? (Гора.)
– Как догадались? Что такое гора? На горе мы побывали, спустились с нее и попали … куда? (Варианты ответов детей.)
– Гора – одна из форм земной поверхности. Сегодня мы познакомимся с названиями еще трех. Щелкаем. (Слайд 4)

На экране 4 картинки и 4 названия: гора, овраг, холм, равнина.

– Вам знакомы эти слова? Что такое равнина? (Ровная земная поверхность.)
– Что такое овраг? (Углубление с крутыми склонами.)
– Давайте пронумеруем картинки. (Методом исключения определяем холм.)
– Обратите внимание на холм. Это наш родной Имисский холм. Как красива наша природа. Вокруг нас есть и горы. Чуть позже вы узнаете, чем отличается холм от горы.

4. Н.м. Части горы

– Щелкаем! (Слайд 5) Оказывается, и гора, и холм состоят из трех частей: подошва или подножие, склон, вершина.
– Теперь вы видите разницу между холмом и горой? (200 м.)
– Щелкаем! (Слайд 6) На Земле очень много гор, но самая высокая перед вами. Она находится на границе между Тибетом и Непалом в Гималаях. Прочитайте ее название-Джомолунгма или Эверест. Высота горы – 8848 м.
На Джомолунгме мы задерживаться не станем, потому что на такой высоте трудно дышать.

5. Н.м. Виды водоемов

– Ну что же, путешествие по земле закончилось. Прежде чем мы продолжим его по воде, вспомним новые сведения о формах земной поверхности.
– Щелкаем! (Слайд 7–11) Загадки о водоемах. Читаем и щелкаем по слову-отгадке. Затем по кнопке Готово. И вы увидите результат.
– Я бы исключила из названных водоемов… Как вы думаете, что? (Пруд.)
– Почему? (Ответы детей.)
– Щелкаем! (Слайд 12) Оказывается, водоемы делятся на искусственные и естественные. Посмотрите внимательно на схему и скажите, что означают эти слова. (Искусственные – сделаны руками человека, естественные – созданы природой.)
– Так почему я исключила пруд? (Ответы детей.)
– Щелкаем! (Слайд 13) Чем различаются искусственные водоемы? Прочитайте об этом в учебнике. (Овраг и ручей – это пруд, плотина на реке – это водохранилище, углубление между реками – это канал.)
– Для чего создают искусственные водоемы? (Ответы детей.)

6. Н. м. Части реки.

– Щелкаем! (Слайд 14) Перед вами части реки. Поставьте стрелочку на ее начало. Как называется начало реки? (Исток.)
– Покажите, где река впадает в озеро, море или другую реку. (Устье.)
– Как определить левый берег и правый берег реки. (Если встать по направлению течения реки, то слева окажется левый берег, а справа – правый.)
– На каком берегу Кизира расположен Имисс? Вспомните направление течения. (На левом.)
– Какие части реки мы еще не назвали? (Левый и правый притоки.)
– Что это такое? (В реку обычно впадают другие реки.)
– Кизир – приток Казыра. Угадайте, левый или правый? (Правый.)

7. Закрепление

– Наше путешествие подходит к концу. Идем домой. Соберемся с силами перед дальней дорогой.

8. Физкультминутка

Дети по Земле гуляли (маршируют),
За природой наблюдали (ладонь к глазам).
Вверх на солнце посмотрели (тянутся к солнышку)
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали
Дружно хлопаем,
Ногами топаем,
Хорошо мы погуляли,
И немножечко устали!

– Сели, закрыли глазки, вспомнили, где мы сегодня побывали. Вот мы плывем по реке, вот купаемся в теплом море, вот смотрим на мир с самой высокой горы.

9. Продолжение урока

– Щелкаем! (Слайд 15–19) Если правильно ответим на вопросы теста, мигом окажемся дома. Читаем вопрос и выбираем ответ. Щелкаем по ответу, по кнопке “Готово”. Если ответ верный, то далее, если нет, то попробуйте ответить еще раз.
– Щелкаем! (Слайд 20) Осталось заполнить кроссворд. Читаем задание и печатаем слово. Щелкаем, по клеточке и вводим букву.

10. Рефлексия

– Понравилось вам путешествие? Что узнали нового? Эти сведения пригодятся в жизни?
(Выслушиваются ответы детей.)