Физическая культура и здоровый образ жизни

Разделы: Работа с дошкольниками


В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детей. Здоровых детей у нас в 4 раза меньше, чем больных и их количество уменьшается. Остановить этот процесс, надеясь только на медицину невозможно, так как в большинстве случаев врачи имеют дело уже с заболевшими. Согласно заключению экспертов ВОЗ состояние здоровья населения лишь на 10% определяется уровнем развития медицины как науки и состояния медицинской помощи, на 20% - наследственными факторами, на 20% - состоянием окружающей среды и на 50% - образом жизни. Образ жизни людей, от которого зависит половина их здоровья, складывается из полезных и вредных для здоровья привычек поведения. Но привычки поведения, в большинстве своем - результат воспитания. Поэтому оздоровление детей путем воспитания у них привычки ЗОЖ - это перспективное направление работы по сохранению и укреплению здоровья.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Дошкольный возраст самый благоприятный для укрепления здоровья и воспитания привычек ЗОЖ. Дети этого возраста интенсивно развиваются физически и психически. Вот почему в детском саду и дома следует воспитывать у ребенка привычку к соблюдению режима дня, чистоте, аккуратности, порядку, способствовать овладению культурно-гигиеническими навыками, вырабатывать устойчивую привычку к ежедневным формам закаливания и двигательной активности, углублять и систематизировать представления о факторах, влияющих на состояние своего здоровья и здоровья окружающих.

В дошкольном возрасте у ребенка необходимо формировать представление об адаптации человека к жизни в условиях крайнего Севера: о здоровом образе жизни, физической активности, заботе о здоровье. В условиях сурового климата нашего региона важнейшей задачей является формирование мотивов поведения ребенка, навыков здорового образа жизни, необходимость обучения его быть здоровым, умение применять для укрепления здоровья физические упражнения и оздоровительную силу природы своего края. Именно поэтому формирование поведенческих навыков здорового образа жизни ребенка стала приоритетным направлением в деятельности нашего дошкольного учреждения.

Творческой группой дошкольного учреждения была разработана технология "Человек и его здоровье" к региональной программе Е.В.Гончаровой "Экология для малышей", целью которой является формирование осознанно-правильного (заботливого, бережного) отношения дошкольников к своему здоровью и здоровью окружающих, понимания ценности жизни и здоровья и их зависимости от экологического состояния окружающей среды.

Задачи технологии:

  1. Обеспечить положительную динамику формирования у дошкольников представлений о человеке и его здоровье.
  2. Создать оптимальные условия для повышения качества образования в вопросах формирования у дошкольников привычки к здоровому образу жизни.
  3. Обеспечить эффективность и преемственность программы на разных ступенях образования в соответствии с возрастными особенностями и потребностями детей.
  4. Совершенствовать систему оценки качества образования через создание мониторинга качества образования по разделу "Человек и его здоровье".
  5. Осуществлять мероприятия по повышению уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей, формирования привычек здорового образа жизни.

Система работы строится по следующим направлениям (основным содержательным линиям): формирование поведенческих навыков здорового образа жизни, формирование представлений о строении организма человека, формирование представлений о зависимости здоровья от состояния окружающей среды, развитие умения применять для укрепления здоровья оздоровительную силу природы своего края (схема 1)

Схема 1

В данной технологии особое внимание уделяется вопросу формирования поведенческих навыков здорового образа жизни через организацию двигательной активности ребенка.

Обеспечение оптимальной двигательной активности достигается в процессе занятий физической культуры.

Под понятием "физическая культура" принято понимать комплекс мер по укреплению здоровья, развитию физических и психических свойств человека посредством двигательных упражнений в сочетании с рациональным использованием естественных факторов природы и проведением гигиенических мероприятий. Действенное оздоровительное значение физическая культура приобретает тогда, когда она включает в себя совокупность различных двигательных нагрузок, систематически выполняемых детьми.

Итак, одним из важнейших составляющих ЗОЖ является обеспечение оптимального двигательного режима дошкольников, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств. Движения являются одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья, всестороннего физического развития. Они важны для развития всех систем организма: нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, костно-мышечной. Но их и не должно быть излишне много во избежание перегрузки детского организма.

Двигательный режим является обязательной составляющей общего распорядка дня и включает в себя:

  • Физкультурные занятия
  • Физические упражнения
  • Физминутки, паузы
  • Гимнастику и психогимнастику
  • Подвижные и спортивные игры
  • Спортивные досуги
  • Самостоятельную двигательную активность ребенка.

Нами разработано перспективное планирование по направлению организация двигательной активности детей, которое включает в себя вышеперечисленные формы работы.

В основу работы положены педагогические принципы:

Принцип сознательности и активности - нацеливает на формирование у дошкольников глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к занятиям физической культурой. Повышению сознательности и активности способствует применение педагогом специальных методических приемов, решающих проблемы педагогики оздоровления. Осознавая оздоровительное воздействие активной двигательной деятельности на организм, ребенок учится самостоятельно и творчески решать задачи физического развития и оздоровления.

Принцип активности - предполагает у воспитанников высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.

Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Регулярность, планомерность, непрерывность в образовательном процессе на протяжении всего периода обучения и развития обеспечивают принцип систематичности.

Принцип повторения умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности может проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приемов, в различных формах заданий.

Включение вариантных изменений в стереотипы предполагает соблюдение принципа постепенности. Он предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой.

Принцип доступности и индивидуализации имеет свои особенности в оздоровительной направленности данной технологии. Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие. С учетом уровня индивидуальной подготовленности ребенка, его двигательных способностей и состояния здоровья намечаются пути совершенствования умений и навыков, построения двигательного режима, приобщения к разным формам физической культуры. Используя природные данные ребенка, педагог направляет и стабилизирует его физическое развитие. Назначение принципа доступности и индивидуализации видится в исключении негативных и вредных последствий для организма ребенка вследствие чрезмерных требований и нагрузок.

Принцип непрерывности выражает закономерности построения технологии как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха. Сочетание высокой активности и отдыха во время проведения разных форм двигательной деятельности детей повышает их эффективность, что выражается в динамичности закономерных изменений содержания и формы параметров функциональных нагрузок от занятия к занятию, от этапа к этапу.

Упорядочению процесса педагогики оздоровления способствует принцип цикличности. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ребенка к каждому последующему этапу обучения.

Формирование двигательных умений и навыков, двигательные способности ребенка, функциональные возможности организма развиваются на основе принципа учета возрастных и индивидуальных особенностей детей

Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка в процессе образования.

Принцип комплексного междисциплинарного подхода к образованию дошкольников предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников.

Принцип активного обучения, заключающийся в повсеместном использовании активных форм и методов обучения.

Принцип формирования ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих людей.

Принцип связи теории с практикой - призывает настойчиво приучать дошкольников применять свои знания по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения.

Перспективное планирование рассчитано на все возраста дошкольного периода, представляет собой целостную систему формирования привычек здорового образа жизни в процессе занятий физической культурой и соответствует возрастным физиологическим и психологическим особенностям детей дошкольного возраста.

Известно, что ни одну образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.

Работа по формированию привычек здорового образа жизни предполагает поиск новых путей во взаимосвязи дошкольного учреждения и семьи, повышения педагогической компетентности родителей. В своей работе, прежде всего, направляем внимание родителей на осознание необходимости повышения их роли в формировании привычек ЗОЖ в период дошкольного возраста.

Формы работы с родителями разнообразны:

  • беседы и консультации;
  • тематические родительские собрания, круглые столы;
  • открытые занятия, совместные спортивные досуги, "Дни здоровья";
  • детско-родительские гостиные;
  • родительские клубы.

Родители имеют возможность познакомиться с основами здорового образа жизни, организацией двигательного режима детей, знакомятся с различными видами основных видов движений, характеристикой физических качеств дошкольников и др. Родители с большим удовольствием принимают участие в совместных спортивных мероприятиях, в ходе которых они могут проследить за деятельностью своего ребенка в плане физического развития.

В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитация убеждаем родителей в необходимости формировать у детей привычки здорового образа жизни через организацию занятий спортом в домашних условиях. Учитывая индивидуальные возможности ребенка, советую родителям, как организовать ту или иную деятельность, преследуя основную цель: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование потребности в здоровом образе жизни.

Условиями реализации технологии "Человек и его здоровье" являются (схема 2):

  1. Создание развивающей среды в ДОУ. Предметная среда в дошкольном учреждении должна способствовать формированию здорового образа жизни и представлений детей о способах сохранения и укрепления здоровья в процессе занятий физической культурой (спортивный инвентарь и оборудование - физкультурный зал, физкультурные уголки в группах, нестандартное оборудование для двигательной активности детей, наглядный материал и другое).
  2. Компетентность педагогов. Педагоги образовательного учреждения должны быть компетентными в вопросах сохранения и укрепления здоровья дошкольников, формирования у детей привычки к здоровому образу жизни, иметь представление и применять на практике современные здоровье сберегающие технологии.
  3. Система работы с детьми. Работу по формированию привычек здорового образа жизни, заботливого, бережного отношения к себе и своему здоровью надо начинать с младшего дошкольного возраста, когда сведения усваиваются самым экономным способом - путем запечатления. В дальнейшем это станет фундаментом будущих понятий, представлений, привычек, которые будут дополняться, усложняться и развиваться.
  4. Сотрудничество с родителями. Родители должны быть хорошо осведомлены о содержании работы с детьми в каждой возрастной группе. Выработанные в саду навыки и сформированные понятия закрепляются в семье. Родители должны служить образцом для подражания, подавать личный пример здорового образа жизни, бережного отношения к своему здоровью.

Список литературы.

  1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. - М.: Айрис - Пресс, 2005.- 144 с.
  2. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 112 с.
  3. Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. Москва., 1996.
  4. Виноградов П.А., Физическая культура и здоровый образ жизни. Москва., 1990.
  5. Воложин А.И., Субботин Ю.К., Чикин С.Я. Путь к здоровью. Москва.,1987.
  6. Гончарова Е.В. Экология для малышей. Региональная программа экологического образования дошкольников Ханты-Мансийского автономного округа./Под ред. Г.Н.Гребенюк, - Тюмень, 2000.
  7. Доскин Б.А. Растем здоровыми. - М.: Просвещение, 2003. - 110 с.
  8. Кайгородова Н.А. Здоровьесберегающая практика в условиях ДОУ. Тюмень: Вектор-Бук, 2003 . - 69 с.
  9. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. М.: ТЦ Сфера, 2004. - 384 с.
  10. Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья. - СПБ.: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2005. - 256 с.
  11. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления. - М.: Линко-Пресс, 2000. - 296 с.
  12. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. - М.: "ВАКО", 2004. - 296 с.
  13. Маханева М.Д.Воспитание здорового ребенка.- М.: АРКТИ, 1997.- 88 с.
  14. Плохута И.А. Здоровьесберегающая образовательная среда: принципы, организация, мониторинг. - Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2005. - 24 с.
  15. Радуга. Программа и руководство для воспитателей детского сада/ Т.Н.Доронова, В.В.Гербова, Т.И.Гризик. - М., 1993.
  16. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья. - М.: АРКТИ, 2005. - 320 с.
  17. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье. М.: ТЦ Сфера, 2004.- 64 с.

Приложение. План конспект оздоровительно-познавательного физкультурного занятия "Что могут делать руки и ноги"