Урок "Звуки [д], [д']. Буква Д, д"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Познакомить детей со звуками [д], [д'], выучить букву, которая обозначает эти звуки, развивать фонематический слух, формировать навыки беглого чтения.
  • Развивать внимание, память, познавательные интересы и способности, обогащать активный словарь учеников.
  • Воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование: карточки, картинки.

Ход работы

I. Организация класса

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтобы было всем понятно.

Мы будем разговаривать
Мы будем выговаривать.
Все правильно и внятно,
Чтобы было всем понятно.

А сейчас мы потренируем наш голос

(Вдох. Пауза. С энергичной жестикуляцией произносим гласные звуки сначала беззвучно, затем, убыстряя темп, шепотом, тихо, громче и громче.)

[а, о, у, ы, и]

Чтение слогов:

ви-ве-ва-во-ву-вы
ри-ре-ра-ро-ру-ры

Прочитать скороговорку

с удивлением: шишку на столе, шишку на сосне (3 раза);

с возмущением: три сороки на пороге, три вороны на воротах.

II. Актуализация опорных знаний

– Ребята, представьте себе, что вы находитесь в волшебном лесу. На лесной поляне стоит дом. Давайте посмотрим, а кто живет в доме? (Буквы.) Внимательно присмотритесь, что вы заметили? Давайте поможем буквам стать на свои места:

  • Буква глухого согласного стоит не на своем этаже, потому что там стоят буквы глухих согласных.
  • Буква гласного звука О должна стоять на этаже букв гласных звуков.
  • Буквы (В и Ж надо поменять местами, потому что буквы Ж и Ш это буквы парных согласных звуков.

Зарядка для глаз.

III. Изучение нового материала

– Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми звуками

В этом доме живут не только буквы, но и гномы. Как их зовут, вы отгадаете сами:

  • Первый звук, вы найдете среди знакомых звуков в слове смородина, (д)
  • Второй прочтите по губам, (и)
  • Третий звук, согласный, мягкий, звонкий, найдите в слове крыжовник, (н)

– Как звали первого гнома? Динь.

  • Первый звук согласный, твердый, звонкий, найдите в слове дом. (д)
  • Второй прочтите по губам, (о)
  • Третий звук согласный, твердый, звонкий, найдите в слове ночь, (н)

– Как звали второго гнома? Дон.
– Гномы Динь и Дон к вам за помощью пришли:

– Звуки мы в лесу нашли,
Д-д-д стучал все кто-то,
Рано утром у болота.
Дь-дь-дь смеялось эхо,
Нам же было не до смеха
Испугались вы напрасно,
Нам все сразу стало ясно.

– Ребята, давайте поможем гномам разобраться со звуками. Первый звук [Д]. Что происходит со звуком, когда он проходит через ротовую полость? (Встречает преграду, значит он согласный.) А как мы его слышим, закрыв ушки? (Звон, значит звонкий.)

Характеристика звука.

Первый звук, – согласный, звонкий
Твердый, радостный и громкий.
Дровосеки лес рубили
Друг за другом ствол валили.
А в лесу растут дубы.
На дубах живут дрозды

Давайте вспомним второй звук. Какой он? (Согласный.) А как мы его произносим? (Мягко.) Что слышим, закрыв ушки? (Звонкий.) Что можно сказать о звуке [д']? (Согласный, мягкий, звонкий.)

А второй, конечно, мягкий
Тоже звонкий, тоже яркий.
Дядя Федя сидя в кресле
Ване утром рассказал
Про гадюку на тропинке
И про дятла на суку.

– Ребята, гномы тоже принесли с собой любимое слово, послушаем его. Назовите, что это за слово? (Запись дождя.) Почему его любят гномы?

– Ребята, у нас получилось два звука. А как вы думаете, звуку [д] и [д'] обозначили разными буквами или одной? Согласный звонкий твердый [д] и согласный звонкий мягкий [д'] на письме обозначаются буквой Д.

– Поселим эту букву в домик, у неё сегодня день рождения. А куда мы её поселим? (Над буквой Т. Почему? Потому, что это парные согласные и часто их путают, когда они стоят в слабой позиции.)

Физпауза.

Встаньте, дети, улыбнитесь.
Земле родной поклонитесь,
К солнцу потянитесь,
Веретенцем покружитесь.
Раз присядьте, два присядьте
И за парты снова сядьте.

– Дети, художник нарисовал две буквы Д, может он ошибся? А для чего нужна большая и маленькая буква? На что похожа буква Д?

Это домик – буква Д
В домике окошко,
Из трубы идет дымок
А в окошке кошка.

Давайте кошке поможем почитать слоги.

Чтение слогов по таблицам.

Закрепление изученного материала

Поиграем-ка в слова,
Дети, вы согласны – да,
Вот на это сочетание
Будет первое задание.
Назовите слово со слогом.
Да – Даша, дача, задача.
До – дочь, дом, домовой, доктор.
Ду – дуб, душ, радуга, подушка.
Ды – дым, дымок, дыня, сады, пруды.
Ди – диван, Дима, диски.

Рифма. Сейчас мы с вами превратимся в поэтов. Придумайте рифму:

Да-да-да – в речке чистая вода, (заигралась детвора)
Ду-ду-ду – караси живут в пруду, (увидали мы козу)
Ды-ды-ды – отцвели в саду цветы, (высохли уже пруды)
Ди-ди-ди – осенью идут дожди, (в гости к нам скорей иди)
До-до-до – до чего же хорошо, (ласточка свила гнездо)

– какие цифры начинаются со звука [д]? (2, 20)
со звука [д']? (9, 10)

(По одному ученика с ряда.)

Чтение слов с доски.

Какое слово лишнее? Почему? Подберите к, каждому слову звуковую схему. Чем отличаются эти схемы?

Ребята, я сейчас прочитаю текст, а вы внимательно послушайте и подумайте, как его можно назвать.

Подарки. Подберите к этому слову слова, близкие по значению. Еще эти слова называют синонимы. Дар, подношение, гостинцы, презент.

– где стоит дом?
– какие кусты растут возле дома?
– какое слово лишнее?
– у кого день рождения?
– кто пришел к Тарасу?
– что ему дарили?

Чтение текста жужжанием. Сколько слов с буквой Д? (10) у меня на доске зашифрован один из подарков. Какое слово подойдет к, этой схеме? Домино. Почему не кошка, машина?

– Что такое домино? Какие вы еще знаете игры?
– Тарас пригласил на день рождения Дашу, Диму и Романа. Я кого бы пригласили гномы? (Дашу, Диму) Почему? Кого из ребят нашего класса пригласили бы гномы? А кого пригласила бы на день рождения буква Д? (Т), потому что это буквы парных согласных

Итог урока.

Каким был наш урок? (Интересным, веселым, солнечным, ярким.)

Гномам очень понравилось, каковы работали на уроке. Они тоже пришли с подарками. Лесовички принесли вам цветы. Какими цветами вы бы украсили наш урок?

Желтый – яркий, веселый
Красный – красочный,
Голубой – необычный,
Зеленый – добрый.
А какого цвета цветок вы бы не взяли?
Черный – он грустный.